Рефераты. Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации






Прочее

       -                     -                   -

Источник: Минфин РФ


Таблица.3 Платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Категория задолженности

    2003

 долг    %

    2004

 долг    %

     2005

  долг    %

   2006

 долг    %

  2007

долг    %

    2008

  долг    %

Официальные кредиторы

4,48   2,33

4,07  2,74

4,01  2,61

2,31 1,82

2,39  1,7

2,52  1,58

Ценные бумаги в  в иностранной валюте

3,65  3,27

1,12  3,05

3,67  3,17

2,84 2,35

3,69 2,35

3,64  2,24

Долг перед МФО

2,71  0,66

2,26  0,59

1,91  0,54

1,75 0,17

1,30 0,12

0,88  0,09

Кредиты Банка

России Минфину

0,00  0,22

0,70  0,31

1,20 0,27

1,70 0,16

2,60 0,13

0,00

Всего

10,85  6,47

8,15   6,70

10,97  6,60

8,61   4,49

9,97   4,30

7,04   3,91

Итого

   17,32

   14,85

   17,38

   13,10

 14,27

  10,94

Источник: Минфин РФ







8.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          В данной работе мы стремились на основе максимально свежих оценок, расчетов и статистических данных представить комплексный взгляд на взаимозависимость  факторов формирования долговременных процессов развития внешнеэкономических связей, опирающийся на совокупность прогнозных (сценарных) оценок как экономического, так и внешнеполитического характера, что и составляет основу  для принятия решений по вопросам стратегической безопасности (без специфики военно-стратегических вопросов). Наиболее принципиальные положения  в тексте  выделены жирным шрифтом.

          Выводы, к которым пришли авторы, вкратце сводятся к следующему:

-                     Наименее сложным представляется прогнозирование последствий вовлечения в сферу внешнеэкономической деятельности результатов научно-технического прогресса и демографических сдвигов, поскольку они уже заложены в объективные оценки статистического и информационно-аналитического характера. Речь, конечно, идет не о новых открытиях в период до 2025 г., а о тех технологиях 5 и 6 укладов, которые уже известны и могут быть освоены в этот период производителями и, что особенно важно, потребителями;

-                     Более сложным представляется получение оценок, касающихся объемных и, соответственно, структурных показателей внешней торговли. Главным барьером здесь является слабое улавливание тенденций движения мировых базисных цен и цен международных товарных и региональных рынков, хотя такие элементы влияния на их предсказуемость, как правила ВТО (глобализация) и взаимодействия в рамках региональных экономических организаций (региональзация) в кратко- и среднесрочных периодах позволяют сделать приблизительные оценки. Что касается долгосрочного периода, мы за основу так же берем цены, сложившиеся в 2000 и 2002 гг. и ведем дальнейшие оценки на этой базе, что, конечно, несколько снижает их достоверность. В то же время известная инерционность товарного наполнения торговых связей, оказания (и пользования ими) услуг дает основания для применения такого метода оценок с их корректировкой на инновационную и геополитическую составляющие;

-                     Близки, а возможно и выше, по степени предсказуемости оценки, касающиеся перспектив движения капитала, особенно по линии государственных заимствований у международных финансовых структур. Что касается так называемых прочих (практически – спекулятивных) инвестиций, которые по сравнению с прямыми и портфельными в нынешней России занимают неправомерно высокий удельный вес, то это признак болезни России, результат слабой государственнической экономической политики и предсказуемость «хода лечения» этого заболевания зависит от совершенствования нашей национальной нормативной базы в противоборстве с активно противостоящими этому отечественными олигархическими структурами, опирающимися на международный финансовый криминал;

-                     И совсем уже малодостоверными с точки зрения долгосрочных прогнозов представляются оценки, касающиеся системы  управления внешнеэкономической деятельностью и международных валютно-финансовых отношений, где элемент случайности, коньюнктуры и субъективизма постоянно высок несмотря на попытки упорядочить эти процессы. Тем не менее мы полагали целесообразным высказать свои оценки и по такого рода явлениям, имея в виду, что на основе изложенных соображений можно вести дальнейшую дискуссию и проводить возможные корректировки.

          Руководствуясь этими положениями, мы стремились, не сгущая негативные, и не приукрашивая позитивные стороны оценок, в рамках периода, предполагающего смену двух ближайших поколений населения нашей страны и ее национальных лидеров, дать пищу для размышлений тем, кто волею судеб в научном или практическом плане сегодня и завтра отягощен обязанностями заботы о стратегии национальной безопасности. 


[1] См. «Эксперт» №39, 20-26 октября 2003 г.

[2] И.А.Погосов. Перспективы экономики России: предпосылки социально-инвестиционного развития. – «Проблемы прогнозирования», 2004, №3, с. 30.

[3] В российской экономической литературе не имеется устоявшегося понятия «стратегический партнер». В данном случае под этим термином понимается  «государство или региональное образование, экономические связи с которым отвечают долгосрочным национальным интересам России и способствуют решению ее стратегических задач». Допустимы, очевидно, и более узкие трактовки: «стратегический партнер в таком-то регионе или отрасли».

[4] Поскольку тема геостратегических моделей для нас не является специальным предметом исследования, рекомендуем обратиться к наиболее свежим оценкам, содержащимся в в двух статьях Е.М.Кузьминой: Геополитические аспекты функционирования ЕВРАЗЭС; Варианты развития геополитической ситуации вокруг ЕВРАЗЕС – в сб. ИМЭПИ РАН «Проблемы постсоветских стран. Выпуск №6, Экономическое пространство ЕВРАЗЭС: факторы и пределы интеграции», М., 2004, с.94-117 и 237-248

[5] Весьма активен в продвижении «западнической» концепции для России З.Бжезиньский – см.Великая шахматная доска. М., «Международные отношения», 1998, с. 142-148. Но у нас имеются и собственные носители этой идеи, в частности, бывший министр иностранных дел РФ А.Козырев, который еще в 1992 г. провозгласил ее ориентиром своей деятельности. – см.»Московские новости», 14.06.1992.

[6] См. интервью посла КНР в Москве в приложении «Дипкурьер» к Независимой газете от 26 июня 2004 г.

[7] Правда, некоторые авторитетные китаисты утверждают, что эти опасения преувеличены. См., например,: В.Г.Гельбрас. «Россия в условиях глобальной китайской миграции». Научное издание. – М, «Муравей», 2004, В.А.Савин. Последствия китайской миграции для России. – Внешнеэкономический бюллетень.2004, №8, с. 27-31.

[8] Более подробно аргументацию на этот счет см. – Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых приграничных территорий России. М., Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002, с.200-203.

[9] См., например, статью А.Барковского и Л.Краснова «Ни центра, ни периферии» в рубрике «К единому экономическому пространству», Экономика и жизнь, 1991 г., октябрь, №41, с.5, и монографию Центра «Экономические стратегии стран СНГ и Россия», М., РУДН, 2003.

[10] А.Н.Спартак. Россия в международном разделении труда* Выбор конкурентоспособной стратегии. М., МАКС-ПРЕСС, 2004, с. 258.

[11] В.Б.Луков. Россия в «большой восьмерке» 1992-2001 гг. Учебное пособие ДА МИД РФ,М., 2001, с.3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.