Рефераты. Геополитика и геоэкономика Норвегии






Версальская мирная конференция постановила передать архи­пелаг под "полный и абсолютный суверенитет Норвегии" "в соот­ветствии с условиями" Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года.

Условия этого договора главным образом предусматривают равноправие судов и граждан стран-участниц с точки зрения ры­боловного и охотничьего промыслов, горнорудной и иной доход­ной деятельности на земле и в территориальных водах, а также ограничения на налогообложение. Далее Норвегия обязалась воз­держиваться от создания или разрешения на создание какой-либо военно-морской базы или же строительства оборонительных укреплений на этом архипелаге, "который никогда не может ис­пользоваться в военных целях".

Россия пошла на уступку в регулировании договором принад­лежности Шпицбергена, и в 1925 году Норвегия вступила в управление данной территорией как неотъемлемой частью коро­левства под древним названием Свальбард. Россия присоедини­лась к договору в 1935 году.

К этому времени на территории архипелага уже действовала российская угольная компания "Арктикуголь".

В 1944 году советское правительство предложило изменить статус Свальбарда, затребовав уступить под его юрисдикцию ост­ров Медвежий и, предложив ввести совместное управление Норве­гией и СССР остальной территории в качестве кондоминиума. После внимательного изучения Норвегия отвергла это предложе­ние, и Москва более не возвращалась к своей инициативе по пе­ресмотру Договора 1920 года. Однако эта инициатива имела дол­говременный эффект: впредь Норвегия рассматривала различные предложения или аргументы, выдвигаемые советской стороной, с оглядкой на нее. Норвежцы искренне опасались возможности новой попытки поставить под вопрос основы суверенитета Норве­гии над архипелагом или получить односторонние преимущества для "Арктикугля" по сравнению с другими государствами-участниками договора.

В начале 1970-х годов приоритетный интерес у "Арктикугля" и у норвежских и западных нефтяных компаний приобрела нефтеразведка на Свальбарде. Одновременно соображения охраны окружающей среды породили планы создания национальных парков, природоохранных зон и принятия общих мер по защите окружающей среды. Свальбард уже был не отдаленной точкой в Арктике, а частью современной Норвегии, что вызывало расту­щее внимание к нему со стороны общественности. Местная адми­нистрация получила дополнительные ресурсы, и губернатор ар­хипелага распространил свою власть на всю его территорию. Но­вые требования со стороны администрации были восприняты "Арктикуглем" как вмешательство в его деятельность, что приве­ло к многочисленным трениям. По большей части на сегодня эти сложности неактуальны.

Продолжается другая дискуссия. По мнению Норвегии, поло­жения Договора 1920 года должны трактоваться строго по тексту. Права, предоставленные участникам договора и их компаниям, проистекают из конкретных условий договора, то есть они ка­саются участков суши и территориальных вод вокруг островов. Таким образом, эти права не распространяются на континенталь­ный шельф или же за пределы территориального моря. Это соответствует традиционным канонам трактовки договоров, пред­усмотренным международным правом на момент, когда договор был заключен в 1920 году, и в момент присоединения к нему Со­ветского Союза. Россия зафиксировала свое несогласие с норвеж­ским подходом как в отношении континентального шельфа, так и в отношении введенной в 1977 году рыбоохраной зоны вокруг Свальбарда. Прочие участники Договора 1920 года придержи­ваются аналогичного мнения или же резервируют свою позицию.

Применительно к рыболовству тесное сотрудничество между Норвегией и Россией позволило на практике преодолеть рас­хождения в вопросе трактовки договора. Что же касается конти­нентального шельфа, Норвегия исходит из того, что в практи­ческом плане Горный устав Свальбарда абсолютно непригоден для морской добычи и что нефтяные компании в конечном итоге предпочтут работать под защитой правового режима, который применим к континентальному шельфу Норвегии в целом.

Норвежские и российские поселения на Свальбарде продол­жают поддерживать гармоничные взаимоотношения. Контакты между ними носят частый и спонтанный характер. Если случает­ся трагедия, как это было в августе 1996 года, когда российский пассажирский самолет разбился около Лонгиербюсна, чувство единства в условиях изоляции и трудностей является глубоким и сильным. В ходе спасательных и эвакуационных операций, равно как и при выполнении тяжкой работы по опознанию тел погиб­ших, норвежские, российские, а также украинские власти смогли работать в тесном сотрудничестве.


3.5. Россия и Норвегия-прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа.


   Как прибрежные государства Баренцева моря Норвегия и Россия пользуются суверенными правами в отношении континен­тального .шельфа в этом море. Обе страны создали исключитель­ные экономические зоны или зоны рыболовной юрисдикции, рас­пространяющиеся на 200 морских миль от их побережья и остав­ляющие в середине, за пределами 200 морских миль от чьего-либо побережья, зону. не прикрытую юрисдикцией двух стран с точки зрения управления ресурсами.

Первые переговоры по делимитации зон континентального шельфа России и Норвегии начались в 1970 году. Обе страны яв­лялись участницами Конвенции о континентальном шельфе 1958 года, и положили ее в основу своих обсуждений.

Позиция Норвегии состояла в том, что, исходя из положений конвенции, применяться должно правило серединной линии. Со­ветская сторона заявляла о наличии "особых условий" (кон­цепция, которая в конвенции также называется "оговоркой"), и что необходимо применять линию, установленную Декретом 1926 года для определения принадлежности к СССР земель и островов в Арктике (часто называемую "секторальная линия"). Эта линия шла от тогдашней финско-советской сухопутной границы строго на север вдоль меридиана, обходя четырехугольник, определяю­щий острова архипелага Свальбард. Серединная линия, предло­женная Норвегией, является равноудаленной от ближайших зе­мельных владений и базовых линий обеих сторон, отсчитываемой на юге от материковой территории и далее на севере от остров­ных территорий сторон. Серединная линия обеспечивает матема­тически правильное деление Баренцева моря, и, хотя она прохо­дит восточнее секторальной линии, определяет 64 процента этого четко определенного водного пространства принадлежащим Рос-

сии и лишь 36 процентов — Норвегии. Спорный район шельфа между двумя линиями составляет в целом 175 тысяч кв.км, из которых 155 тысяч кв.км находятся в Баренцевом море (это II процентов его общей площади).

Принимая во внимание важность затрагиваемых интересов, неудивительно, что переговоры затянулись. Они касаются и кон­тинентального шельфа, и исключительных экономических зон и пока не завершились. Обе стороны подходят к переговорам с наи­высшей серьезностью, и оказалось возможным избежать кон­фронтации, которая зачастую возникает в отсутствие установлен­ной границы между соприкасающимися морскими районами.

Поэтому, когда в 1977 году стороны установили расширенные рыболовные зоны, возникла острая необходимость обеспечить, чтобы отсутствие согласованной пограничной линии не затрудня­ло рыболовный промысел и связанные с ним инспекционные и правоприменительные действия. Стороны договорились о времен­ных практических и не наносящих ущерба сторонам условиях рыболовства в четко определенном прилегающем районе. Этот режим обеспечил систему ответственного управления и контроля над районом, который включает в себя как спорные водные про­странства между двумя предложенными разграничительными линиями, так и принадлежащие сторонам и не ставящиеся под сомнение пространства по другую сторону разграничительных линий. Режим основан на подходе на базе сотрудничества к во­просам управления ресурсами (квоты вылова и технические про­блемы) и к задачам правоприменения обеими сторонами по отно­шению к собственным судам и к имеющим соответствующие ли­цензии судам третьих стран. Этот режим следует рассматривать как исключительно временное решение, хотя стороны, заново рассматривая его в каждом случае и без ущерба для продолжаю­щихся переговоров по делимитации, ежегодно продлевали его на очередной год с 1979 года.

В течение некоторого времени советская сторона настаивала на предпочтительной для нее линии и в качестве альтернативного компромисса предлагала вариант, по которому обе стороны должны совместно участвовать в освоении шельфовых ресурсов в отдельно оговоренном районе. Норвежская сторона отвергала это, поскольку любое построенное по типу кондоминиума управление многоцелевой деятельностью по использованию разнообразных ресурсов было бы ей только политически неприемлемым, но и в высшей степени непрактичным — любое расхождение во мнени­ях, которое не удалось бы легко урегулировать, пришлось бы урегулировать в третейском порядке либо оно имело бы разруши­тельный эффект для деятельности. Норвежская сторона придер­живалась позиции, что только после того, как линия разграниче­ния будет согласована и зоны юрисдикции определены, можно было бы обсудить вопрос о выделении какого-то района для осу­ществления совместных проектов по разведке и эксплуатации шельфа. Девять лет назад советская сторона предложила измене­ние к заявленной ею ранее предпочтительной линии. За этим по­следовал процесс, в ходе которого стороны, оставаясь на своих первоначальных позициях, изучали вопрос о том, какие измене­ния могли бы составить основу для соглашения о линии разгра­ничения. В этой работе был достигнут значительный прогресс, однако перспектива заключения общего соглашения оставалась неопределенной.

Рассматривая сложившуюся ситуацию в 1996 году. Президент Борис Ельцин и премьер-министр Гру Харлем Брундтланд при­шли к решению, что процесс достижения договоренности будет облегчен, если стороны будут обсуждать одновременно прохожде­ние линии разграничения и условия нефтяного сотрудничества в районе по обе стороны разгранлинии. В настоящее время идут конструктивные переговоры в этом новом ключе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.