Рефераты. Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы






На постоянной основе в Лондоне действует ряд российских художественных галерей, Русский камерный оркестр. Все выше написанное свидетельствует о  развитии культурного сотрудничества. Говоря о развитии сотрудничества в области образования, можно сказать, что этот вектор сотрудничества имеет долгосрочную перспективу.

Говоря об итогах данного параграфа, можно сказать, что эволюционные изменения  в рассматриваемом виде сотрудничества привели к развитию культурно-гуманитарных отношений и их упрочнению. А также данный вид сотрудничества представляет собой достаточно перспективное объединение.

Подводя итоги главы, можно выделить несколько основных моментов.  Если говорить о военном сотрудничестве с Евросоюзом, как об организации в целом, наблюдается трансформация сотрудничества в сторону его упрочнения, усложнения характера связей. А если рассматривать процесс эволюционной трансформации в рамках отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается некоторые различия. Хотя  военное сотрудничество и развивается, но вот характер его эволюционирования не везде одинаков. Так в одном случае, это изменение явилось следствием изменения характера международных отношений. В другом отношении сотрудничество военного характера  является лишь составляющей на фоне других видов сотрудничества. Говоря об эволюции внешней политики России по экономическим вопросам в отношении Евросоюза, как организации в целом. Следует отметить, что развитие экономического диалога не представляется без учета обстановки в мире. Сотрудничество России со странами, входящими в Евросоюз, представляет собой долгосрочные перспективы. Этот вид сотрудничества развивается весьма динамично. Что касается эволюционных изменений экономического сотрудничества, то можно сказать, что в условиях современной мировой торговли,  оно имеет достаточно стабильное развитие. Отношения России и Евросоюза как организации в целом, то в рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций, которая помогает поддерживать тесный политический диалог. Если же посмотреть на эволюционное развитие отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается немного иная картина. С одной стороны эволюционное развитие внешнеполитической ориентации России идет довольно уверенными темпами, упрочняя связи между российской стороной и странами участницами Евросоюза. Но с другой стороны изменения во внешней политике страны Евросоюза ведет к кардинальным изменениям  политических отношений с российской стороной. И., конечно же, нельзя забывать о ситуации на международной арене, которая влияет на направленность внешнеполитического курса России и эволюцию отношений со странами Евросоюза. Что касается эволюции в области культурно-гуманитарного сотрудничества, то отношения России и Евросоюза представляются весьма перспективным и продолжительным. Если рассматривать культурно-гуманитарное сотрудничество в контексте отношений между России и стран, входящих в Евросоюз. Данный вид сотрудничества видится как прочное и перспективное  направление сотрудничества.

3.Проблемы и перспективы отношений России и Евросоюза в

контексте эволюционного развития.


3.1 Перспектива сотрудничества России и Евросоюза.


На современном этапе Европейский Союз – крупнейший внешнеэкономический партнер России (в особенности торговый партнер – торговля с ЕС для России составляет 35% внешнеторгового оборота). Для России имеет важное значение рынок Евросоюза. Развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствует географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктур, наличие правовой базы взаимодействия, давние деловые традиции. В 1994 году наша страна заключила с ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, ратификация которого всеми государствами членами ЕС завершилась в 1996 году.  Для того, чтобы стимулировать развитие экономических связей, на основе этого соглашения не дожидаясь длительного процесса ратификации. В июле 19995 года было заключено и вступило в силу Временное соглашение между Россией и ЕС о торговли и связанных с торговлей вопросах [17, с.57]. Это соглашение включает те положения соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые не требуют ратификации. Соглашение о партнерстве между ЕС и Россией привело к существенной либерализации доступа российских товаров и услуг на рынок ЕС. Снижена тарифная защита рынка ЕС для российского экспорта. Однако на деле рынок ЕС по-прежнему широко открыт для российского экспорта лишь при его современной сырьевой структуре. Особенно вред наносят экспорту в ЕС антидемпинговые процедуры. Вводимые антидемпинговые пошлины выводят уровень цен на российские товары для потребителей Евросоюза за пределы конкурентоспособности (за последние 10 лет Россия потеряла на этом порядка 2,5 млрд. долл.). В добавление к Соглашение о партнерстве Россия и ЕС заключили ряд соглашений, касающихся определенных сфер сотрудничества. ЕС представляет, например, для России один из рынков сбыта энергоносителей. 11 февраля 1999 года был составлен Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе между Министерством топлива и энергетики России  и Комиссией Евросоюза [16, с.109]. Сотрудничество в области ядерной энергетики и торговли товарами ядерного цикла представляет собой развивающееся направление. Речь идет здесь только об использовании ядреной энергии в мирных целях. В состав ЕС входит Европейское сообщество по Атомной Энергии (Евратом), которое было призвано в результате своего образования содействовать росту атомной промышленности в странах ЕС и составить конкуренцию двум ядерным державам – США и СССР. Сейчас Россия добивается от Евросоюза того, чтобы торговля ядерными материалами осуществлялась в основном на базе общих принципов свободной торговли, предусмотренной для других товаров. Россия предлагала также установить на своей территории единый ядерный энергоблок, чтобы он мог вырабатывать энергию для стран Европы. Но сейчас Евратом не собирается устанавливать для России каких–либо преференций. Продолжается техническое сотрудничество России и ЕС по программе ТАСИС. По мнению России, основными приоритетами должны стать после 2000 года торговля и промышленность, финансы и статика, людские ресурсы, сельскохозяйственное производство. Сегодня Россия определила вектор своего генерального пути развития – свободная экономика и  демократизация государства. Таким образом, Россия пытается встать на европейский путь развития. Однако многие исследователи отмечают особенность российского пути. Евразийство и другие популярные ныне концепции пророчат сближение с восточными соседями, а не с Европейским Союзом.  В этой связи можно  проанализировать две противоположные концепции.

Первая концепция – «Европа без России» - обосновывается низкой эффективностью реформ, проводимых в России и отсутствием демократического государства.

Вторая концепция – «Россия - составная часть Европы» - строится на «эгоистическом интересе» Евросоюза в развитии сотрудничества с Россией, используя для этого как государственные, так и негосударственные каналы. Огромные пространства и богатства России, по мнению сторонников данной концепции, предоставят небывалые возможности европейскому капиталу и пассионарным европейцам [11, с.40].

Являясь на протяжении последних лет одним из главных российских партнеров, Евросоюз, как и государства, входящие в это объединение, постоянно расширяет сотрудничество с Россией. Однако,  критикуя Россию, европейские специалисты подчеркивают проблемы с реализацией принципа разделения властей,  недостаточное развитие демократических ценностей и гражданских институтов, контролирующих  российские властные структуры. Более тесное российско-европейское  экономическое сотрудничество наталкивается на политические преграды.

Возможности влияния Запада на Россию за последние годы снизились. Россия все настойчивее отстаивает свои собственные национальные интересы так, как она их понимает, стремится пользоваться теми конкурентными стратегическими преимуществами, которые у нее есть, прежде всего, в энергетической сфере. Европейцам, озабоченным стабильностью российских газопоставок, следует учесть: согласно упомянутой Концепции, разработанной Институтом энергетической стратегии при Минпромэнерго, главная проблема – не готовность, а способность России отвечать на растущие запросы Евросоюза [11, с. 45].

Опасения в связи с тем, что Москва попытается использовать газ как инструмент политического давления, сильно преувеличены. Чтобы Кремль «перекрыл кран» Германии, Франции, Австрии или Италии, ситуация должна балансировать едва ли не на грани войны. Это крайне маловероятно. Но даже столь чудовищное обострение ситуации не возникнет внезапно и на пустом месте: у объекта шантажа всегда будет время принять меры. Если же политических катаклизмов не случится, Москва слишком заинтересована в доходах, чтобы решиться на крайние меры. «Газовая паника», охватившая Европу в январе 2006 года, явилась реакцией на косвенный ущерб от российско-украинского конфликта, хотя бы отчасти имевшего коммерческий характер. И его можно было бы избежать, сумей Москва взять ситуацию под контроль. Во всяком случае это был скорее непредвиденный поворот событий. Бóльшую тревогу вызывает то, что Россия, возможно, окажется не в состоянии существенно увеличить газопоставки в Европу. Согласно обоим сценариям, России не грозит сокращение производства нефти и газа. Многие аналитики сочли бы эту позицию излишне самонадеянной. Для европейцев самый тревожный момент состоит в том, что даже в соответствии с оптимистическим сценарием объемы производства и экспорта российского газа будут прирастать очень медленно. Итак, перед Европой (включая Турцию) вырисовываются не самые радужные перспективы. Даже если в связи с ростом цен экспорт в страны СНГ еще сократится, Европа может в лучшем случае рассчитывать на нынешний уровень поставок. Но суммарное потребление газа в Европейском союзе увеличивается: процент годового прироста за 2000–2006 годы равен 1,7 [15, с. 125]. Что еще тревожнее, так как и без того скромные показатели экспорта отчасти объясняются тем, что России успешно удалось заменить газ углем и ядерной энергией. Этот план требует весьма значительного увеличения потенциала ядерной энергетики. Программа строительства АЭС выглядит реалистичной, но вряд ли она осуществима в поставленные сроки. Не будем забывать, однако, что речь идет об оптимистическом сценарии, предполагающем способность России радикально улучшить инвестиционный климат в энергетическом секторе и обеспечить стабильную оптимизацию энергопотребления. В противном случае перспективы Европы выглядят куда печальнее. В Концепции энергетической стратегии подробно очерчены проблемы, препятствующие увеличению производства углеводородов и более экономному энергопотреблению в России. Авторы отмечают также, что в ближайшем будущем следует внести ясность в законодательство о государственном вмешательстве в сферу энергетики, что налоги в нефтяной индустрии, скорее всего, завышены. Говорится о необходимости срочно принять решение относительно будущих внутренних цен на газ и электроэнергию, четче определить правила взаимодействия с иностранными энергетическими компаниями. Эти и другие меры призваны усилить приток инвестиций в сферу производства энергоресурсов и электроснабжения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.