Рефераты. Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы






После подписания Совместной декларации, 19 декабря 1989 году  СССР заключает Соглашение о торговли и сотрудничестве с Европейскими Сообществами. Оно предусматривало устранение Сообществом количественных ограничений на импорт из Советского Союза товаров (за исключением угля и стали, текстиля) [3, с.210].

На заседании Европейского Совета в Риме 14-15 декабря 1990 году было достигнуто соглашение о финансовой поддержке Европейскими Сообществами экономических реформ в СССР. Для реализации этой цели была создана программа ТАСИС, направленная на помощь республикам бывшего СССР и Монголии в их переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования [3, с.211]. Экономическая и техническая помощь, главным образом, обеспечивалась посредством финансирования договоров о сотрудничестве и создания технических связей для передачи ноу-хау. Совет выбрал некоторые секторы экономики, которые наиболее отвечали критериям целесообразности выделения средств.

Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что отношения России и ЕС имеют глубокие корни, которые уходят ко  времени существования Советского Союза. Это все были первые шаги ЕС и России на встречу друг другу. Следует заметить, что Россия в лице Советского Союза занимала на этом пути место страны с переходной рыночной нестабильной экономикой, представляла интерес для ЕС как источник сырья. По сути, такое положение России глобального изменения не претерпело.

1.2    Образование Российской Федерации и развитие отношений с

Евросоюзом.


В 90-е годы в России начались процессы, связанные с падением коммунистической идеологии, демократизации политического режима, либерализации международных отношений. Все это происходило в очень короткие сроки. Не все проводимые реформы были удачны. Но общий курс, взятый Россией получил одобрение Европы. Надо отметить, что политика Сообщества в отношении стран, входящих в Содружество Независимых Государств (включая Россию), не была направлена на столь далеко идущие цели, как политика того же Сообщества в отношении государств в Центральной Европы, собирающихся вступить в сообщество Евросоюза и Россия. В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком.

Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран – Европейский союз. Предложения об оказании помощи официально обосновывались стремлением оказать поддержку России по переходу от плановой экономики к рыночной и смягчить отрицательные социальные последствия этого периода. В 1992 году, при ратификации Маастрихтского договора, брюссельские чиновники впервые столкнулись с тем, что граждане, по сути исключенные из процесса управления Сообществом, могут в одночасье заблокировать самые благотворные решения. Расширение сферы компетенций Европейского союза и повышение его статуса в мире требовали новой концепции взаимоотношений между мегагосударством и его жителями. Среди разнообразных сфер и форм сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом особое место занимает Программа технической помощи странам СНГ – ТАСИС. Главной целью программы ТАСИС, как она декларируется Евросоюзом, является «поддержка перехода стран СНГ к рыночной экономике, развитие демократии и верховенства закона». Россия является крупнейшим получателем технической помощи Евросоюза. Программа сотрудничества России и Евросоюза, реализуемая в настоящее время, в общих чертах была сформулирована в Совместной политической декларации о партнерстве и сотрудничестве [4 C.23]. В этом документе, в частности, подчеркивается решимость расширения сотрудничества в области конверсии оборонных предприятий, создании благоприятного климата для российских и иностранных частных инвестиций, науки, техники, образовании, подготовки кадров, энергетики, охраны окружающей среды, развитии транспорта и телекоммуникаций. Отмечается, что деятельность по сотрудничеству в этих областях будет поддерживаться со стороны Евросоюза в рамках программы технического содействия ТАСИС. Развитие сотрудничества на перспективу было сформулировано в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 – 2010 годы), подписанной в Хельсинки 22 октября 1999 года. Подчеркивается, что основными целями Стратегии являются обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире, привлечение экономического потенциала и управленческого опыта Европейского Союза и его государств-членов для развития социально ориентированной рыночной экономики. Действия Союза и Европейской комиссии основываются на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 18 декабря 1998 года. С точки зрения Евросоюза, эта поддержка должна привести к пересмотру российских нормативных правовых актов и соответствующим изменениям функциональных обязанностей отдельных органов исполнительной власти с использованием европейских моделей и стандартов [5, с.89]. Отмечается, что Европейский союз имеет необходимые ресурсы для оказания помощи России в решении серьезных социальных проблем в таких областях, как здравоохранение, образование и социальная защита населения как важнейших факторов закрепления рыночной экономики и демократии. Особо подчеркивается, что размеры России, ее географическое положение играют ключевую роль в сохранении стабильности и безопасности целого европейского континента. С точки зрения Евросоюза, помимо важного источника энергии, Россия служит мостом между Европой и Азией и открывает большие возможности для расширения его рынка.

Основой формальных отношений Российской Федерации с Европейским союзом и его государствами-членами является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в июне 1994 года на о. Корфу. От Евросоюза было подписано делегациями Бельгии, Дании, Германии, Греции, Испании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Великобритании. Вступило в силу 1 декабря 1997 года. Соглашение охватывало широкий спектр областей сотрудничества, в том числе оказание технического содействия России в целях осуществления «экономических реформ и расширения экономических связей». С 1999 года сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом в вопросах технического содействия регламентируется Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»[Прил. А] и Общими правилами, применимыми к техническому содействию Европейских сообществ, ратифицированными Федеральным законом от 6 января 1999 г. № 14-ФЗ «О ратификации Общих правил, применимых к техническому содействию Европейских сообществ» [Прил. Б]. Отношения между Россией и Европейским союзом можно характеризовать в терминах энергетической взаимозависимости. Поэтому неудивительно, что энергетическая безопасность является предметом общей озабоченности. Европейские лидеры боятся попасть в зависимость от одного поставщика, а их российские коллеги не хотят полагаться лишь на один рынок. Вероятно, каждая из сторон постарается избежать такой ситуации, однако практические проблемы производства и поставок энергии легче решать совместными усилиями. Европейцам нужны нефть и газ, россиянам – деньги. Евросоюз, объединяющий 27 стран, получает из России четвертую часть необходимых энергоносителей, а больше половины совокупных российских поставок нефти и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт газа приходится частично компенсировать импортом из Центральной Азии). Актуальность темы обусловлена  интересом мировой общественности к деятельности Евросоюза и развитию Российской Федерации, в рамках глобализации.

Подводя итоги данного параграфа, следует отметить тот факт, что у России и Евросоюза довольно стабильная база взаимоотношений, доставшаяся России от Советского союза. Но вместе с тем кроме развитых отраслей сотрудничества,  необходимо помнить и о проблемах имевших место быть в отношениях  с Советским Союзом.

Говоря об итогах данной главы, следует сказать, что первые шаги  в отношениях России и ЕС относятся ко  времени существования Советского Союза, когда Россия в лице Советского Союза занимала место страны с переходной рыночной нестабильной экономикой, представляла интерес для ЕС как источник сырья. При рассмотрении  развития отношений между СССР, а в последствии России и ЕС, можно констатировать, что положение России глобального изменения не претерпело.

2. Эволюционные изменения отношения России и Евросоюза


2.1. Вектор военного сотрудничества.


Россия и ЕС в силу географической близости, наличия общих экономических интересов, интересов в области безопасности заинтересованы в поддержании и развитии контактов друг с другом. Этим во многом и объясняется заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией  и ЕС, которое было подписано в июне 1994 года на о. Корфу. Оно вступило в силу лишь 1 декабря 1997 г. по причине того, что процесс ратификации этого документа затягивался ЕС в связи с событиями в Чечне [6, с.93]. Соглашение охватывает обширный комплекс торгово-экономических отношений и направлено на установление тесных контактов в различных областях между двумя партнерами. Соглашение предусматривает создание Совета сотрудничества на уровне министров, Комитета сотрудничества (на официальном уровне) и Комитета парламентского сотрудничества. Совет сотрудничества РФ и ЕС проводит периодические встречи для оценки состояния и планирования совместной деятельности на очередной отрезок времени. 27 января 1998 г. прошла первая встреча образованного в соответствии с вышеуказанным соглашением Совета Сотрудничества ЕС и России. В заключительном коммюнике было отмечено, что ЕС и России являются стратегическими партнерами в деле мира, стабильности, свободы и процветания в Европе, и что они разделяют ответственность за будущее континента и за его пределами. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве дополнено долгосрочными программными документами.

На саммите ЕС в Кельне 4 июня 1999 г. была утверждена "Коллективная стратегия ЕС в отношении России". В этом документе, в частности отмечается, что стратегическая цель ЕС в отношении российского государства - стабильная, открытая и плюралистическая демократия, основанная на принципах правового государства, процветающая экономика в интересах всех граждан России и населения ЕС; содействие глобальной безопасности и совместный поиск ответов на общие вызовы на континенте. В России была подготовлена Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.), которая была представлена на саммите в Хельсинки 22 ноября 1999 г. В этом документе отмечается, что партнерство будет строиться на взаимовыгодной основе. Задача присоединения России к ЕС не ставится. Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики. В указанный период партнерство России с Евросоюзом может выражаться в совместных усилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества. Согласно программным документам, в военно-политической области партнерство должно быть направлено на достижение следующих целей: 1. обеспечение европейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без монополизма последних на континенте. 2. практическое сотрудничество с Россией в сфере безопасности (миротворчество), урегулирование кризисов, различные аспекты ограничения и сокращения вооружений. 3. военно-техническое сотрудничество с учетом перспективы создания европейской "оборонной идентичности", предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и преступности в Европе. Анализ обоих документов позволяет сделать вывод о том, что они представляют собой солидную базу для развития сотрудничества в различных областях. Что же касается реального взаимодействия, то оно пока не может считаться по-настоящему полноценным и взаимовыгодным [7, с.145]. На саммите Россия-ЕС, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга 31 мая 2003 года впервые была объявлена идея создания «четырех общих пространств» между Россией и ЕС: общее экономическое пространство, общее пространство свободы, безопасности и правосудия; пространство сотрудничества в области внешней безопасности, а также пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты. 10 мая 2005 г. состоялся саммита Россия-ЕС, который прошел в Москве. На нем были приняты "дорожные карты" по четырем общим пространствам [7, 130]. Эти документы являются совместными планами действия по созданию общего экономического пространства, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, общего пространства внешней безопасности общего пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты. "Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Реализация этой "карты" преследует цель содействовать контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы и пребывание на территориях России и Евросоюза. Общие принципы: 1) равенство между партнерами и взаимное уважение интересов; 2) приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению судебными системами; 3) уважение прав человека; 4) уважение и соблюдение принципов и норм МП, включая гуманитарные положения; 5) уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации. В сфере безопасности ставится задача совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности. В области правосудия ставится задача содействовать повышению эффективности судебной системы России и членов Евросоюза и независимости суда, развивать судебное сотрудничество. "Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности: Россия и Евросоюз активизируют сотрудничество в борьбе с терроризмом путем обмена информацией, через консультации в Москве и Брюсселе [8, с.60]. Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем, в целом. Из всего этого видно, что развитие военно-политического вектора сотрудничества России и Евросоюза в целом претерпело  изменения. Здесь сыграли свою роль и те факторы, что сразу после распада Советского Союза Россия не имела такой возможности развивать отношения в военно-политического характера достаточно стабильно, но  стечением времени в этой области сотрудничества предпринимались шаги по наращиванию его наращиванию. В частности был принят ряд соглашений, укрепляющих военно-политическое сотрудничество между российским государством и Евросоюзом. Ну а если мы посмотрим на  эволюционные изменения отношений, да и вообще на отношения российского государства и стран, входящих в Евросоюз. К, примеру, если посмотреть на российско-итальянские отношения, то  мы увидим следующее. На сегодняшний день Италия является одним из наиболее близких партнеров Российской Федерации в Европе, с которым налажено и развивается двустороннее интенсивное взаимодействие. Россия и Италия активно взаимодействуют в военно-политической и военно-технической областях на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности от 14 ноября 1996г. В сентябре 2004г. в Средиземном море состоялись совместные учения российских и итальянских ВМС. В ходе визита в Италию 3–5 марта 2005г. Министра обороны Российской Федерации С.Б.Иванова достигнута договоренность о проведении на регулярной основе совместных военно-морских учений, которая была подтверждена в контактах с министром обороны Италии в период проведения 9–10 февраля 2006г. на Сицилии Совета Россия–НАТО. Последнее, VII заседание Смешанной комиссии по военно-техническому сотрудничеству состоялось в Риме 13–15 ноября 2006г [5, с.78]. Сотрудничество в области реагирования на чрезвычайные ситуации получило мощный импульс вследствие беспрецедентной солидарности Италии в связи с террористическим актом в Беслане. Итальянское правительство первым среди иностранных государств направило помощь, необходимую для преодоления последствий этой трагедии. 17 ноября 2006г. состоялось торжественное открытие детского реабилитационного центра, строительство и оснащение которого были полностью профинансированы итальянским правительством. Италия финансирует также и ряд других проектов по модернизации объектов здравоохранения в Беслане и во Владикавказе. Активно развивается сотрудничество в таких сферах, как ликвидация последствий катастроф, включая борьбу с пожарами с использованием в Италии самолета-амфибии “Бе-200”[3,  с.45]. Из всего этого следует, что российско-итальянские отношения с течением времени лишь упрочняются, т.е. внешнеполитический курс России направлен на сближение с итальянским государством в области военно-политического сотрудничества. Если мы посмотрим на российско-германские отношения, увидим, что сотрудничество в военной области в сфере ВТС, борьбы с трансграничной организованной преступностью, по линии спасательных служб, по проектам уничтожения химического оружия, утилизации списанных АПЛ и физзащиты ядерных объектов в рамках Глобального партнерства “Группы восьми” и на др. направлениях имеет место быть.. По решению Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ в 2003 году создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по вопросам безопасности. Последнее, шестое заседание этой группы состоялось 21-22 ноября 2006 года в Москве. В сентябре 2004 года принято подготовленное Группой Совместное заявление В.В.Путина и Г.Шрёдера о расширении сотрудничества России и Германии в борьбе с международным терроризмом. Взаимодействие сторон по реализации Совместного заявления осуществляется на основе Рабочей программы практических мер [6, с.123]. Из всего этого следует, что развитие сотрудничества обуславливается необходимостью  в меняющемся мире. Получается, что эволюционные изменения в развитие рассматриваемого вида сотрудничества явились лишь следствием эволюции международных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.