Рефераты. Египет в мировой экономике






Египетские экспортеры текстильной продукции используют льготны период для увеличения объема экспорта своих товаров, освоения новых рынков.

В то же время после истечения льготного периода и отмены ограничена в торговле египетской текстильной промышленности придется испытывав жесткую конкуренцию особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии. То же самое можно отнести к автомобильной промышленности и к ряду других отраслей.

Таким образом, членство Египта в ВТО на данном этапе позволит успешно решать определенный круг торгово-экономических вопросов, но в случае, если египетская промышленность не будет модернизирована и не будет налажен выпуск конкурентоспособной продукции до истечения льготного периода, последствия либерализации торговли могут привести к негативным результатам.

Невозможность решить существующие проблемы в торговле используя только механизм ВТО, побуждает Египет искать дополнительные средства для их урегулирования путем заключения соответствующих соглашений как с отдельными странами, так и с региональными объединениями.

В июне 2001г. подписано Соглашение об ассоциированном членстве Египта в ЕС, которое, по мнению экспертов Египетского центра экономических исследований, окажет более глубокое воздействие на национальную экономику, чем присоединение к ВТО. В соответствии с условиям Соглашения через 12 лет после его ратификации сторонами должно завершиться создание Зоны свободной торговли со странами ЕС, на которое приходится 40% египетского внешнеторгового оборота.

Кроме того, Египет является участником действующего соглашения об Общем рынке для стран Восточной и Южной Африки – КОМЕСА, Панарабского соглашения о свободной торговле.

Активизация египетско-иракских торговых связей привело к созданию в 2001г. между двумя странам Зоны свободной торговли.

В январе 2002г. создана Зона свободной торговли уже между Египтом, Ираком, Сирией и Ливией с полной отменой всех таможенных пошлин и сборов. Как ожидается, ее создание будет способствовать активизации процессов формирования Арабского общего рынка.

Основными направлениями внешнеэкономической политики Египта остаются: увеличение притока зарубежных средств для финансирования экономического развития, а также экспорта египетских товаров и услуг, рационализация импорта, которые все чаще реализуются путем заключения двусторонних торговых соглашений. Дисбаланс в торговле с рядом стран также побуждает Египет активизировать работу по заключению таких двусторонних соглашений.

Так, между Египтом и США, одним из его основных торговых партнеров, действует подписанное в 1999г. рамочное Соглашение о торговле и инвестициях, которое является основой развития двусторонних торгово-экономических отношений между двумя странами.

Двусторонний Совет – созданный в соответствий с указаным Соглашением, координирует работу, направленную на подписание Соглашения о свободной торговле между Египтом и США, устраняющего препятствия в двусторонней торговле и способствующего созданию более благоприятных инвестиционных условий. Активизации этого процесса послужил визит в 2001г. в США президента Египта X.Мубарака.

Между Египтом и Францией действует ряд двусторонних торгово-экономических соглашений, являющихся основным фактором расширения взаимной торговли и, прежде всего, способствующих увеличению египетского экспорта во Францию (ежегодный рост составляет 13,5%).

Двусторонние соглашения между Египтом и Италией, являющейся вторым после США торговом партнером Египта (12,7% египетского экспорта), являются определяющим фактором в развитии торговли и привлечении инвестиций в экономику Египта.

Во время недавнего визита в Китай президента Египта X.Мубарак подписан ряд двусторонних соглашений, призванных расширить экономические связи между странами и сбалансировать торговлю.

Достигнута договоренность с Индией об образовании совместной рабочей группы для изучения и подготовки преференциального двустороннего торгового соглашения.

Действуют двусторонние соглашения между Египтом и другими европейскими, африканскими и азиатскими странами и этот процесс получает свое дальнейшее развитие.

Египет, используя определенные преимущества предоставляемые ему членством в ВТО, одновременно стремится решить проблемы торгово-экономического сотрудничества с зарубежными государствами путем заключения двусторонних соглашений.

II. IV. Финансы и банковская система.

Финансовое положение Египта продолжает оставаться сложным. Несмотря на регулярные оптимистические заявления правительства о способности стабилизировать курс национальной валюты, все остается прежним.

Много вопросов вызывают утверждения главы египетского кабинета, что насыщение внутреннего валютного рынка долларовой наличностью будет путем регулярных интервенций ЦБ из средств специального стабилизационного фонда (ССФ), образованного за счет заимствований из различных внешних источников.

Представители западных доноров в Каире не скрывают своего удивления тем, что Глава правительства АРЕ говорит о формировании ССФ как о решенном вопросе. По их данным МВФ пока лишь «в принципе» обещал оказать финансовую поддержку египтянам. Однако объемы этой помощи до сих пор не определены. Кроме того, насколько известно, эти средства предназначены для реформирования финансовой системы АРЕ, а не «аварийного» обеспечения плавучести курса египетской национальной валюты.

Египет остается одной из самых зависимых от внешней помощи стран мира. Только США за последние 25 лет представили АРЕ с учетом военной составляющей 50 млрд. долл. В этой связи ряд местных экспертов высказывает сомнение относительно способности нынешнего кабинета справиться с экономическими трудностями даже за счет массированных внешних финансовых вливаний. Хотя они признают, что без внешней поддержки правительству никак не удается решить триединую задачу в финансовой сфере: обеспечить достаток долларовой наличности для стабилизации курса национальной валюты, продолжать осуществлять необходимые импортные закупки, а также закрывать бюджетные бреши, образовавшиеся в результате падения доходов от туризма, экспорта нефти и эксплуатации Суэцкого канала в условиях неблагоприятной международной и региональной конъюнктуры, лишь за счет внутренних золотовалютных резервов, которые за последние два года снизились с 20 до 12,7 млрд.долл.

Отмывание денег. В октябре 2003г. Египет был вновь внесен в список стран, не борющихся с отмыванием денег. В этой связи был заявлен официальный протест, и для ознакомления с банковской системой Египта приглашены эксперты Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

По действующему в этой области в АРЕ законодательству египетские банки обязаны располагать информацией о своих клиентах, знать источник происхождения средств владельцев счетов и располагать информацией о бенефициаре. Запрещается открывать неименные счета и счета на предъявителя. Все банковские документы должны хранится до 5 лет. Банкам предписывается обращать особое внимание на крупные денежные переводы с последующим обналичиванием, на факты регулярного внесения на счета наличных денег, на несоответствие декларированной деятельности владельца счета с характером банковских операций, на открытие документарных аккредитивов, несоответствующих роду деятельности владельца счета. Учету подлежат платежи, по которым конечными бенефициарами являются неизвестные банку иностранные лица, и предоставление кредитов по банковским операциям, которые не имеют к клиентам отношения. Египетские банки обязаны представлять в соответствующие органы информацию обо всех необычных банковских операциях владельцев счетов, а также в случаях, если сумма банковской операции превышает 0,5 млн.ег.ф. (110 тыс.долл.).

Государственные банки. На начало 2003г. египетская банковская система включала 4 государственных банка, 28 акционерных банков с участием госкапитала, 30 частных и иностранных банков и 2 банка «Араб Интернешнл» (Arab International Bank) и «Нассер Сошиэл» (Nasser Social Bank), которые учреждались на основании межправительственных соглашений и не подлежат контролю со стороны ЦБ Египта.

Исторически в АРЕ доминируют 4 государственные банка:

·        «Банк Александрия» (Bank of Alexandria). Основан в 1950г. Участвует как учредитель в акционерном капитале большинства египетских средних банков. Имеет 160 отделений. Заграничных представительств нет. 75% операций связано с финансированием акционированных госпредприятий. Ведущий банк в области финансирования промышленности;

·        «Банк дю Кэр» (Banque du Caire), Основан в 1952г. Имеет 200 отделений. Обслуживает счета Управления Суэцкого канала, «Иджипт Эйр» и Генеральной организации по туризму. Проводит бюджетные расчеты по импорту стратегических товаров – комплектного оборудования, стали и удобрений;

·        «Банк Мыср» (Banque Misr). Специализируется на финансировании предприятий пищевой, прядильной и ткацкой промышленности, включая импорт сырья и оборудования. Финансирует закупки по линии министерства обороны АРЕ. Ведет расчеты по финансовой помощи США. Имеет 400 отделений по стране. Банк обращался к российской стороне по вопросу открытия отделения в России и получил, соответствующие разрешение Банка России, выданное 22 июня 1994г. на срок до 3-х лет, но им не воспользовался;

·        «Национальный банк Египта» (National Bank of Egypt). Создавался для выравнивания экономического развития регионов Египта. Ведет бюджетные счета правительства, счета Египетской генеральной нефтяной корпорации. Финансирует правительственные закупки продовольствия. Осуществляет расчеты при закупках из США по линии госпомощи. Имеет 304 отделения по стране[7].

В 1957-74гг. в Египте работали только банки, имеющие египетский капитал. В 1974г. разрешено 49% участие иностранцев в капитале частных банков, но деятельность таких банков была ограничена в основном операциями с инвалютой. С 1983г. отменены ограничения, установленные для банков с участием иностранного капитала по розничным операциям с местной и инвалютой.

На 1 ноября 2003г., розничная сеть египетской банковской системы состоит из 2588 банковских отделений, из которых 852 находится в сельской местности. В среднем одно банковское отделение приходится на 26 тыс. жителей.

К операциям по обмену иностранной валюты допущено 126 частных компаний с уставным капиталом 221,5 млн.ег.ф. Оборот этих компаний оценивается в 4,6-4,9 млрд.долл. ежегодно. Что составляет примерно 30% поступающей на рынок наличной валюты. Принятое в 2003г. новое банковское законодательство предусматривает увеличение уставного капитала указанных компаний с 10 до 100 млн.ег.ф.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.