Рефераты. Египет в мировой экономике






Согласно данным Всемирного Банка, среднегодовые темпы роста ВВП, достигшие в 1999г. 6%, несколько понизились и в 2000г. составили 3,2%. Объем ВВП, по данным Министерства пранирования АРЕ, в 2001 году составил 343,3 млрд. ег. фунтов, т.е. увеличился на 21 млрд. ег. фунтов по сравнению с 2000г. В то же время необходимо отметить, что в течение последних двух лет ЦБЕ дважды повышал официальный обменный курс египетского фунта, который в настоящее время составляет 4,62 ег. фунта за 1 доллар США. Рост потребительских цен в 2000г. составил 2,7%.

По официальным данным, безработица составляет 7,4%, по оценкам независимых экспертов – 15-25%. Минимальная зарплата составляет 25 долл. в месяц при 42-часовой рабочей недели. 20-30% населения живут за чертой бедности.[5]

Формирование валютных резервов, запасы которых сократились с 18,7 млрд. долл. в 1997г. до 13,2 млрд. долл. в 2000г., происходит главным образом за счет выручки, полученной от экспорта нефти (3,7 млрд. долл.), доходов от эксплуатации Суэцкого канала (2 млрд. долл.), денежных переводов египтян, работающих за границей (3 млрд. долл.), и доходов от туризма (4,3 млрд. долл.). Сокращение валютных резервов страны вызвано отчасти снижением доходных поступлений из данных источников на общем фоне замедления темпов развития мировой экономики, отчасти из-за массивных валютных интервенций ЦБЕ по поддержанию курса национальной валюты, в результате которых египетский фунт «спасти» так и не удалось, хотя темпы инфляции в стране были замедлены.

Согласно данным МВФ, дефицит платежного баланса в 2000г. составил 971 млн. долл.

По данным Всемирного Банка, внешняя задолженность АРЕ в 1999 году составила 30,4 млрд. долл., т.е. 34% от ВВП, из которых 26,11 млрд. образуют задолженность по средне- и долгосрочным обязательствам, а 4,29 млрд. – задолженность по краткосрочным обязательствам. Проценты, начисленные на всю сумму долга, составили 1,73 млрд. долл.

В начале 90гг. правительство АРЕ для покрытия бюджетного дефицита активно использовало практику внутренних заимствований посредством выпуска казначейских векселей и облигаций. Таким образом, внутренняя задолженность в 2001г. составила 235 млрд. ег. фунтов (67,7 млрд. долл.), т.е. 64% от ВВП. Правительство сократило выпуск казначейских векселей и увеличило срок их погашения, выпустив новую серию государственных казначейский облигаций (ГКО). Первый выпуск ГКО на общую сумму 3 млрд. ег. фунтов с фиксированным доходом в 12% и со сроком погашения через пять лет состоялся в апр. 1995г. После чего, с авг. 1998г. на крупные партии ГКО (500 млн. ег. фунтов) срок погашения был увеличен до 7 лет, а доход снижен до 10%.

Крупнейшим финансовым донором АРЕ являются США. Размер ежегодной экономической помощи составляет 735 млн. долл., военной помощи – 1,3 млрд. долл.. Крупнейшим торговым, партнером АРЕ является ЕС.

В апр. 1999г. правительство АРЕ утвердило план социально-экономического развития страны, расчитанный на 20 лет. Приоритетной задачей является освоение Синая и Южной Долины Западной Пустыни. К 2017г. планируется освоить до 30% площади этих районов (промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура). Другой важной задачей является развитие частного сектора экономики, который в дальнейшем будет обеспечивать до 75% всех инвестиций. Планируется также увеличить темпы роста ВВП до 7,6%, ежегодно создавать 550 тыс. новых рабочих мест и увеличить темпы роста в промышленности с 9 до 11%.

Вступление АРЕ во ВТО в июне 1995г., ее участие в зоне свободной торговли Общего рынка стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) с июня 1998 года, подписание соглашения с ЕС о вступлении в ассоциацию, объединяющую страны ЕС и страны Средиземноморского бассейна, а также практика заключения соглашений с отдельными странами о создании зоны свободной торговли, получившая широкое распространение, существенно будут способствовать укреплению и развитию экономики страны.

Строительство. Иностранная финансовая помощь в начале 80гг. при реализации крупных строительстных объектов позволила достичь и сохранить высокие среднегодовые темпы роста в строительстве на уровне более 20%. В июне 2000г., в целях устранения отрицательного эффекта юго-восточного экономического кризиса на экономику АРЕ, правительство приняло первый закон об ипотечном кредитовании.

Все необходимые для капстроительства материалы производятся в АРЕ. Производство цемента в АРЕ составляет 25 млн.т. в год, импорт – 5 млн.т.

20-летняя программа социально-экономического развития страны предусматривает строительство 44 новых городов и населенных пунктов к 2017г. Во вновь освоенные районы Суэцкого канала, северо-западного побережья, Южной Долины, Красного моря. Синайского полуострова, а также районы вблизи озера Насера планируется переселить 6 млн. чел.

Связь и коммуникации. Модернизация, развитие и либерализация рынка телекоммуникационных услуг и его инфраструктуры является одним из основных направлений развития страны. Правительство АРЕ объявило о выделении на эти цели 1,1 млрд. долл. в течение 3 лет.

За последние несколько лет была полностью модернизирована телефонная система. Бурно развивается рынок информационных технологий. В 2000г. инвестиции в эту сферу составили 179 млн. долл. На рынке работают 64 компании, предоставляющие доступ в Интернет. Число пользователей Интернета в 2000г. составило 500 тыс. чел..

Туризм является одним из основных источноков поступлений инвалюты. Однако развитие туризма во многом определяется как политической стабильностью в стране и регионе, так и текущим состоянием экономики в странах, обеспечивающих основной поток туристов в АРЕ. Число туристов из стран Западной и Южной Европы и стран Ближнего Востока в 2001г. составило 4,4 млн. чел. Туризм создает рабочие места для 2,2 млн. египтян.

Среди всех отраслей экономики АРЕ следует выделить 5 наиболее развитых, в которых создается 60% ВВП страны. Это торговля и финансовые услуги (21%), промышленность (20%), сельское хозяйство (16%), транспорт (9%) и строительство (6%).

II.II. Промышленность.

В этой сфере занято 2,5 млн. чел. В последние годы отмечается четкая тенденция к повышению ее удельного веса в экономике АРЕ. В основном это связано с бурным развитием нефте- и газодобывающей промышленности. В настоящее время в государственном секторе отмечается снижение объемов производства, в то время как в частном секторе вследствие проводимых правительством АРЕ процессов приватизации и либерализации – повышение.

Так, 65,5% доли промышленности в ВВП в 2001г. согласно данным министерства экономики и внешней торговли АРЕ была создана в частном секторе. Большинство предприятий частного сектора – это малые предприятия с количеством работников от 15 и меньше. Среди наиболее развитых отраслей промышленности следует выделить пищевую и текстильную промышленность, производство мебели и керамики, фармацевтическую промышленность, металлургическую промышленность и машиностроение.

Основными промышленными товарами являются хлопковая пряжа, шелк, готовая одежда, легковые и грузовые автомобили, автобусы, стиральные машины, промышленные холодильники, аллюминий, цемент, фосфаты, фосфатные и азотные удобрения, мыло.

С начала 70гг., в качестве одной из форм развития промышленности, правительство АРЕ активно занимается созданием новых свободных промышленных зон. В настоящее время на территории АРЕ действуют 7 свободных промышленных зон.

В горнодобыче преобладает добыча сырой нефти, разведанные запасы которой на сентябрь 2001г. составляли 3,75 трл. бар. В 1999г. среднесуточная добыча нефти составила 835 тыс. барелей. Основные месторождения нефти находятся в Западной Пустыне недалеко от ливийской границы, в оффшорной зоне Средиземного моря и на Синайском полуострове. Добыча осуществляется при содействии иностранных компаний и регулируется соглашением о разделе продукции.

Разведанные запасы природного газа, по состоянию на март 2001г., оцениваются в примерно 20 трлн. куб. м., а потенциальные запасы – 40 трлн. куб. м. Для наращивания экспорта нефти правительство АРЕ поощеряет использование природного газа в электроэнергетике. С этой целью оно планирует заключить франчайзинговое соглашение с четырьмя частными компаниями по газификации страны.

Активно ведется работа по созданию «Арабского регионального газопровода» длиной 850 км и стоимостью 700 млн. долл.. Газопровод должен соединить египетский г.Эль Ариш и иорданский порт Акаба в обход Израиля, северную часть Иордании, Сирию и Турцию. Затем из Сирии можно будет пустить газовую ветку в Ливию и на Кипр.

Основные запасы o каменного угля находятся на Синайском полуострове и оцениваются в 50 млн.т.. Однако, вследствие того, что уголь по своему химическому составу бедный, его разработка считается экономически нецелесообразной.

В оазисе Бахария (Западная Пустыня) ведется добыча железной руды, а на Красном море (Бур Сафага и Кусейр) – известняка и фосфатов. Для освоения фосфатного месторождения в Абу Тартур правительство АРЕ приняло решение найти частного инвестора, который должен будет компенсировать ему расходы на освоение месторождения в 1,5 млрд. долл., а также примерно 3 млрд. долл. за создание инфраструктуры.

В АРЕ есть также запасы марганца, золота, цинка, олова, свинца, меди, углекислого калия и урана. Однако удаленность этих месторождений, высокая стоимость работ по их добыче, а также транспортные расходы препятствуют их освоению.

II.III. ВТО.

Египет, являясь членом ВТО, имеет благоприятные, правовые условия для обеспечения доступа своих товаров на внешние рынки и может использовать достаточно эффективный механизм урегулирования торговых споров, который не только дает возможность оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.

К примеру, Египет может использовать этот механизм ВТО в качестве защиты при проведении антидемпингового расследования в отношении плоского проката и железа, поставляемого Египтом в страны ЕС. Антидемпинговое расследование, проводимое ЕС с 20 12.2001г. в отношении шести стран, включая Египет (6% рынка плоского проката из железа ЕС), инициировано Федерацией Европейских производителей стальной продукции и должно завершиться в апреле 2002г. Как заявил министр внешней торговли Египта Б.Гали, в случае неблагоприятного для Египта хода расследования, будут приняты все необходимые меры для защиты своей продукции от ввода антидемпинговых пошлин.[6]

Египет активно использует предоставленный ему, как развивающейся стране, льготный период (до 2005г.) для защиты своих производителей от конкуренции импортных товаров пугем введения повышенных таможенных тарифов и технических барьеров. Так, в феврале 2002г. введен повышенный тариф на импорт готовой одежды. Предполагается, что указанный льготный период будет использован для модернизации национальной промышленности которая сможет выпускать конкурентоспособную продукцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.