Рефераты. Заработная плата








III.Дифференциация ставок заработной платы.

Мы проанализировали общий уровень заработной платы, а также роль спроса и предложения при разных ситуациях на рынках конкретных видов тру­да. Теперь рассмотрим разницу в заработной плате у работников различных профессий' и у различных работников одной и той же профессии. Почему ру­ководитель корпорации или профессионал-спортс­мен получают 300 тыс., 500 тыс. и даже 1 млн. дол. или больше в год, а рабочие прачечной или служа­щие на железной дороге получают пустяк - 10 тыс. или 11 тыс. дол, в год? Почему игроки бейсбольных команд основной лиги получают в среднем в год 485 тыс. дол., а медицинские сестры - 27 тыс. дол., школьные учителя - 26 тыс. дол.? Какие были основания у фирмы "Крайслер" выплатить своему президенту Ли Якокке в совокупности 23 млн дол. в 1987 г.? Таблица 3 показывает значительную дифференциацию заработной платы сре­ди отдельных групп профессий. Наша задача - объ­яснить эти различия.

В целом это можно объяснить взаимодействием спроса и предложения. Если предложение какого-то конкретною вида труда очень велико по отношению к спросу на него, то в результате заработная плата будет низкой. А если спрос большой, а предложение относительно небольшое, то заработная плата бу­дет очень высокой. Хотя такое объяснение можно взять за основу, оно не раскрывает всей специфики этого вопроса. Мы хотим знать, почему отличаются условия спроса и предложения на различных рынках труда. Чтобы это сделать, мы должны рассмотреть те факторы, которые лежат в основе спроса и пред­ложения конкретных видов труда.

Если (1) все рабочие однородны, (2) все работы одинаково привлекательны для рабочих и (3) рынки труда совершенно конкурентны, то все рабочие получали бы абсолютно одну и ту же ставку за­работной платы. Такое утверждение вовсе не яв­ляется оригинальным. Оно просто означает, что при наличии в экономике одного вида труда и фа­ктически одного вида работ конкуренция приводит к единственной ставке заработной платы для всех рабочих. Это утверждение важно с той точки зре­ния, что оно раскрывает причины, почему дейст­вительно на практике различаются ставки заработ­ной платы. 1) Рабочие - неоднородны. Они раз­личаются по способностям, а также уровню под­готовки и в результате попадают в не конкурирующие друг с другом профессиональные -группы. 2) Виды работ различаются своей при­влекательностью; неденежные аспекты различных работ неодинаковы. 3) Рынки труда обычно ха­рактеризуются несовершенной конкуренцией.


            НЕКОНКУРИРУЮЩИЕ ГРУППЫ


            Рабочие не являются однородными; они в значи­тельной степени различаются своими умственными и физическими способностями и уровнем образова­ния и подготовки. Отсюда в любой период времени рабочую силу можно рассматривать как состоящую из ряда неконкурирующих групп, каждая из которых может включать одну или несколько про­фессий, которые и определяют состав данной груп­пы. Например, относительно небольшое число ра­бочих имеет врожденные способности быть нейро­хирургами, скрипачами-исполнителями. химика­ми-исследователями, но лишь немногие имеют финансовые средства для получения необходимой подготовки. В результате предложение этих конк­ретных видов труда является очень небольшим по отношению к спросу на них и соответственно зара­ботная плата - высокая. Эти и .подобные им груп­пы не конкурируют друг с другом или с другими квалифицированными или полуквалифицированными рабочими. Скрипач не конкурирует с хирургом, как и мусорщик или продавец не конкурируют ни со скрипачом, ни с хирургом.

Однако это вовсе не означает, что каждая из тысяч конкретных профессий в Соединенных Шта­тах составляет неконкурирующую группу работах или что рабочие распадаются на изолированные профессиональные группы. Ряд неквалифицирован­ных и полуквалифицированных рабочих разных профессий могут принадлежать к одной и той же неконкурирующей группе. Например, работники ав­тозаправочной станции, подсобные сельскохозяйст­венные рабочие и неквалифицированные строитель­ные рабочие могут быть отнесены к одной и той же группе, ибо каждый из них может выполнить работу другого. Но никто из рабочих данной группы не составит эффективной конкуренции программистам или электрикам, которые находятся в другой, более ограниченной группе.

Со временем, конечно, рабочие могут мигриро­вать из одной неконкурирующей группы в другую, поскольку они могут развивать свои природные спо­собности с помощью системы образования и подго­товки. Сборщик, коэффициент интеллектуальности которого оценивается в 130, может стать бухгал­тером или юристом, обучаясь в вечернем учебном заведении. Но тут возникает еще одно препятствие: высшее образование стоит дорого. И упорно до­бивающийся, но низкооплачиваемый рабочий не имеет той же самой возможности войти в высокооп­лачиваемые группы, какая есть у детей юристов и бухгалтеров, уже находящихся в этих группах. И нет необходимости говорить, что различия во врожденных способностях представляют еще боль­шие препятствия для профессиональной мобильно­сти. Как природные способности, так и возмож­ность получения образования у разных людей раз­личные, что обусловливает сохранение дифференци­ации заработной платы неконкурирующих групп.

Понятие неконкурирующих групп является гиб­ким, его можно применять к различным подгруппам и даже к конкретным лицам в данной группе. Неко­торые высококвалифицированные хирурги могут получать значительно больше своих ординарных коллег, выполняющих те же самые операции. Майкл Джордан. Лэрри Бэрд, Эрвин "Маджик" Джонсон, Патрик Ивинг и другие требуют и получают жало­ванье во много раз большее, чем средний професси­ональный баскетболист. Почему? Потому что в лю­бом случае их менее талантливые коллеги являются просто неравной им заменой.


            ВЫРАВНИВАЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА.


            Если группа рабочих в определенной неконкури­рующей группе может в равной степени выполнять несколько различных видов работ, то можно ожидать, что ставка заработной платы будет одинаковой для .каждого из этих видов работ. Но это не так. Выпускники школы могут в равной степени стать и банковскими служащими и неквалифицированными строительными рабочими. Но за эти работы платят разную заработную плату. Практически всюду стро­ительные рабочие получают более высокую заработ­ную плату, чем банковские служащие.

Эти различия можно объяснить на основе неденежных аспектов данных двух видов работ. Строительные работы предполагают грязные руки, боли в спине, несчастные случаи, нерегулярную занятость как по сезонам, так и по циклам. Банковская работа - это белый воротничок, приятное окружение, кондиционер, незначительный риск несчастных случаев и увольнений. Легко понять, почему, при прочих равных условиях, рабочие предпочитают браться за бланки финан­совых документов, а не за лопату. В результате подрядчики на стройках должны платить более высокую заработную плату, чем платят банки, чтобы компенсировать непривлекательные неденежные аспекты строительных работ. Такие различия в оплате труда называются выравнивающими различиями, потому что они предназначены для компенсации неденежных различий разнообразных видов работ.


            РЫНОК В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.


            Понятие неконкурирующих групп помогает объяс­нить дифференциацию заработной платы для раз­личных видов работ, которые могут выполнять ограниченное число рабочих. Выравнивающие раз­личия в оплате труда позволяют понять дифферен­циацию заработной платы для определенных видов работ, на которых заняты рабочие одной и той же неконкурирующей группы с одинаковой квалифика­цией. Отклонения от условий конкуренции в виде различных ограничений мобильности помогают объяснить различия в заработной плате на одних и тех же работах.

1. Географическое ограничение мобильности. Ра­бочие чисто географически привязаны к одним и тем же местам проживания. Они неохотно идут на то, чтобы покидать друзей, родственников, сотрудни­ков, заставлять своих детей менять школу, продать свой дом, нести расходы и неудобства, связанные с адаптацией к новой работе и новому окружению. Географическая мобильность, вероятно, особенно низка для пожилых рабочих, у которых есть стаж и гарантированные права на пенсионные выплаты при уходе на пенсию. Кроме .того, педиатр или стоматолог, который практикует в одном штате, может не удовлетворять патентным требованиям других штатов, и поэтому возможность его геогра­фической мобильности ограничивается. Или, Напри­мер, рабочие, может быть, и хотят переехать, но просто не знают о возможностях или ставках зара­ботной платы в других географических районах. Как сказал более двух веков тому назад Адам Смит: "Из всех видов багажа человек наиболее труден к транс­портировке". Нежелание или отсутствие у рабочих возможности мигрировать вызывает сохранение географической дифференциации заработной платы для одной и той же профессии.

2. Институциональные ограничения мобильности. К географическим ограничениям мобильности могут добавиться искусственные ограничения мобильно-. ста, устанавливаемые различными, институтами. В частности, мы уже отмечали, что цеховые профсо­юзы в своих целях ограничивают число своих членов. В конце концов, если плотников и каменщиков стано­вится много, то их заработная плата понижается. Низкооплачиваемый, не охваченный профсоюзом плотник из Вруша, Колорадо может пожелать по­ехать в Чикаго в поисках более высокой заработной платы. Но его шансы на успех незначительны. Ему сложно получить профсоюзный билет, а нет билета - нет работы. Определенные профессии связаны с аналогичными искусственными ограничениями. Например, в большинстве университетов лица, не имеющие соответствующей степени, автоматически не принимаются на преподавательскую работу. По­мимо компетентности и знания предмета преподава­телю для найма на работу необходимо иметь прежде всего "профсоюзный билет" - ученую степень маги­стра искусств, а еще лучше - доктора философии.

3. Социологические ограннчення мобильности. На­конец, мы должны признать и социологические ограничения мобильности. Несмотря на законодате­льства, женщины за одинаковую работу зачастую получают меньше, чем мужчины. Вследствие расо­вой и этнической дискриминации темнокожие аме­риканцы, лица испанского происхождения и представители других национальных меньшинств неред­ко вынуждены соглашаться на более низкую зара­ботную плату за одну и ту же работу, чем их белые коллеги. И последнее: все три рассмотренных фактора - неконкурирующие группы, выравнивающие различия в оплате труда и отклонения от условий конкуренции на рынке - играют опреде­ленную роль при объяснении фактической диффе­ренциации заработной платы. Например, дифферен­циация заработной платы врача и строительного рабочего в основном объяснима с точки зрения не­конкурирующих групп. Врачи попадают- в некон­курирующую группу, куда сложно быть включен­ным из-за необходимости обладать умственными способностями и иметь финансовые возможности, в силу чего предложение труда незначительно по отношению к спросу, и соответственно в данной группе заработная плата является высокой. На стро­ительных работах, где умственные способности и финансовые возможности имеют меньшее значе­ние, предложение труда больше по отношению к спросу и заработная плата ниже, чем у врачей. Однако если бы и не существовало различий в опла­те труда из-за непривлекательности работы строи­теля и проведения соответствующим профсоюзом политики ограничения членства, дифференциация, вероятно, могла бы быть даже больше.


            Инвестиции в человеческий капитал.


            Мы только что видели, что понятие неконкуриру­ющих групп играет очень важную роль при объясне­нии дифференциации заработной платы. Давайте более подробно рассмотрим вопрос, почему суще­ствуют эти неконкурирующие группы.

В соответствии с теорией человеческого капитала, .неконкурирующие группы - а следовательно, диф­ференциация заработной платы - существуют в бо­льшой степени из-за различных инвестиций в чело­веческий капитал. Инвестиции в челове­ческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или, други­ми словами, производительность труда рабочих. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие рас­ходы. или издержки, осуществляются с тем расче­том, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. В целом инвестиции в человеческий капитал быва­ют трех видов. Каждый из них нацелен на повышение производительности труда рабочих и соответственно на увеличение их заработной платы и доходов.

Во-первых, расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. - являются наиболее очевидным и, вероятно, на­иболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, ко­торая становится более квалифицированной и более производительной. Во-вторых, расходы на здравоох­ранение имеют также большое значение. Хорошее здоровье - следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетичес­кое питание и улучшение жилищных условий - удлиняет срок жизни, повышает работоспособ­ность и производительность труда рабочих. Нако­нец, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высо­кой производительностью, составляют наименее. очевидную форму инвестиций в человеческий капи­тал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой издержки в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Короче говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе бу­дущий поток трудовых услуг. Согласно теории че­ловеческого капитала, производительность труда и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) определяются в значитель­ной степени тем, сколько отдельный человек, его или ее семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоох­ранение и размещение рабочих мест.


            ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ.


            Может показаться странным или даже бессмыслен­ным проведение такого же анализа инвестиций в ра­бочих, как и анализ решения о покупке станка. Но фактически оба решения очень схожи. Текущая по­купка станка (реальный капитал) приведет к увели­чению в будущем потока дополнительного чистого дохода в течение определенного срока службы стан­ка. Потенциальные инвесторы могут заранее учесть этот поток дохода в течение срока службы станка. сравнить его с себестоимостью станка и определить размер дохода от инвестиций. Сравнивая этот раз­мер дохода со ставкой процента (то есть денежными затратами на инвестиции), фирма может рациональ­но выбрать решение - выгодно ли приобретать этот станок. Аналогичным образом можно проана­лизировать решение об инвестициях, скажем, для .получения четырехлетнего образования в колледже. Индивидуумы с более высокими инвестициями в образование получают более высокие доходы в течение своей трудовой деятельности, чем те, кто сделал меньшие инвести­ции в образование.

Экономическую отдачу от инвестиций в образо­вание в колледже можно поэтому рассматривать как дополнительный доход в течение жизни, который будет получать выпускник колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на об­разование в колледже. Все это необходимо знать каждому человеку для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образо­вания. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестици­ями в людей и инвестициями в оборудование.  

Сторонники теории человеческого капитала полага­ют, что кроме обоснования дифференциации зара­ботной платы с ее помощью можно пояснить ряд явлений, которые представляются слегка загадоч­ными. Почему мы даем образование молодым, а не пожилым? Почему молодые люди более мобильны, чем пожилые? Ответ на оба вопроса: у молодых людей более длительная ожидаемая трудовая жизнь для реализации отдачи от инвестиций на образова­ние и мобильность, которая повышает величину отдачи. Категория человеческого капитала также частично объясняет повышенный уровень реальной заработной платы, который исторически сложился в Соединенных Штатах (рис. 30-2). Если бы в нашей экономике были те же самые природные ресурсы и реальный капитал, которые мы имеем сейчас, но была бы полностью не подготовленная и не получи­вшая образования рабочая сила или же рабочая сила имела бы уровень образования и квалифика­ции, как в 1929 г., то наш ВЦП и уровень реальной заработной, платы были бы, очевидно, ниже, чем теперь. Более высо­кий уровень образования и подготовки имеет суще­ственное значение при объяснении роста нашей эко­номики.


            КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ.


            Теория человеческого капитала не лишена недостат­ков. В частности, в теории человеческого напитала предполагается, что существует непосредственная и существенная связь между инвестициями в человеческий капитал и производительностью труда. Точ­нее, цепочка гипотетической причинно-следственной. связи такова: инвестиции в человеческий капитал (расходы наобразование) порождают увеличение производительности труда рабочего, что порождает более высокие ставки заработной платы и более высокие заработки.

Но некоторые специалисты считают, что при­чинно-следственная связь может быть более слож­ной и менее явной. Например, если мы видим, что средний американец, который осуществляет инве­стиции в образование в колледже, зарабатывает, скажем, на 3500 дол, в год больше, чем выпускник школы, можем ли мы быть уверены в том, что дополнительный доход есть результат исключитель­но инвестиций в образование в колледже? Критики теории человеческого капитала отвечают: "Нет". Они утверждают, что "прочие условия не равны" в том смысле, что студенты, обучающиеся в коллед­же, имеют больше врожденных способностей и у них более высокие социальные мотивы, чем у тех, кто не учится в колледже. Ряд ученых придер­живаются мнения, что

"единственной причиной взаимосвязи образования с доходом является то, что совокупность способ­ностей, мотиваций и личных качеств, которые по­зволяют добиться успехов в образовании, совпада­ет с совокупностью, которая определяет произ­водительного работника”.

В соответствии с этой точкой зрения, люди с 16-летним сроком обучения должны были бы получать более высокие доходы, чем люди с 12-летним сроком обучения, даже если бы они не осуществляли инвестиций в обучение в колледже. Причина? Они обладают способностью и мотиваци­ей - не говоря уже о семейных связях, - чтобы добиваться успехов на рынке труда; тот факт, что они посещают колледж, не имеет никакого отноше­ния к этому успеху. Повышает ли образование чью-либо производительность на рынке труда? Или зарабатывают ли больше те, кто получает больше образования, так как они более способны генетичес­ки и более мотивированны? Поднятый здесь вопрос очень важен для проведения государственной эконо­мической политики. Например, если теория челове­ческого капитала является правильной, тогда до­полнительные расходы на образование и перепод­готовку рабочих с низким уровнем дохода следует считать эффективным средством сокращения бед­ности и уменьшения неравенства в доходах. Но если критики теории человеческого капитала правы, то такая политика будет неэффективной и напрасной.
















                                                ЛИТЕРАТУРА:



& С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи “ЭКОНОМИКА”, М:1993


& Р.Пиндайк, Д.Рубинфилд “Микроэкономика”, М:1992


& К.Р.Макконнел, С.Л.Брю ”ЭКОНОМИКС. Принципы, проблемы и политика”, М:1992


& Д.Н.Хаймон  “Современная микроэкономика: анализ и применение”, М:1992.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.