Рефераты. Сущность и значение прибыли в торговле






Т  - объем товарооборота (без НДС).

Данная формула расчета применима и для  определения  при­быльности капитала  (вложенных  средств) торгового предприя­тия: показатель товарооборота надо  заменить  на показатель капитала. Преобразив  эту  формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получили два показателя: рента­бельность товарооборота и  оборачиваемость капитала:


     П    Т    П   Т    П   Т

Ро= -- х -- = -- :-- = -- х –

     К    Т    Т   К    Т   К

 

или:

Ро = Рт х Ок,

где:   Рт- рентабельность товарооборота;

     Ок- оборачиваемость  капитала предприятия   (число оборотов).

Рентабельность товарооборота Рт отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, по­лученную с единицы проданного товара.  Поскольку бухгалтерс­кий учет  хозяйственных  операций ведется в денежном выраже­нии, то коэффициент  рентабельности  продаж,  умноженный  на 1000, показывает,  какая  прибыль  была получена с 1 тысячи рублей проданного товара,

Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. Коэффициент прибыльности продаж (П:Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товароо­борота к величине капитала предприятия.  На основе этого по­казателя можно определить сумму  товарооборота на  тыс.руб. вложенного капитала. Чем выше объем товарооборота, тем боль­ше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала,  поскольку он по­казывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Регулирование общей экономической рентабельности  сводрггся к воздействию  на оба составляющих ее показателя- рентабель­ность продаж и оборачиваемость капитала.

Для характеристики эффективности использования собственно­го капитала определяют долю прибыли в  собственном  капитале по соотношению  прибыли  (П) и средней величины собственного капитала (Кс).

Рк = П ; Кс

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет большое значение  для  акционеров  торгового предприятия.  Он служит критерием для оценки уровня котировки акций  акционерного торгового предприятия  на фондовой  бирже,  этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в  акции ' и другие ценные бумаги.  На основе данного показателя можно определить период,  в течение которого пол­ностью окупаются средства, вложенные в акционерное предприя­тие (1/Рс).

Рентабельность производственных фондов торгового предприя­тия определяется по соотношению суммы прибыли  (валовой, чис­той) и  средней  стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Рф =  ( П : ( Оф + Мс ) х 100 )  , где

РФ - рентабельность основных фондов;

П  - сумма прибыли ( валовой или чистой );

Оф - средняя стоимость основных средств;

Мс - средняя стоимость материальных оборотных средств.

Если торговое  предприятие работает в арендуемых помещени­ях, зданиях или сдает в аренду  некоторые  объекты  основных фондов, то  среднюю  стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учетом сданных и полученных  в  аренду  основных средств. В этом случае средние величины основных средств оп­ределяются путем вычитания из суммарной стоимости  собствен­ных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с показателями товарооборота,  капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применя­ются и другие показатели:  издержки обращения, торговая пло­щадь, численность персонала,  каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предп­риятия.

Уровень рентабельности,  исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, пока­зывает эффективность текущих затрат.

Увеличение или уменьшение  издержек обращения  непосредс­твенно влияет  на сокращение или рост прибыли.  Этот показа­тель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по  отношению  к численности занятых на предприятии работников,  характеризует эффектив­ность использования рабочей силы и показывает  размер  полу­ченной прибыли в расчете на одного работника.  Наряду с этим показателем определяются величины валовой и  чистой  прибыли по отношению  к фактической  сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные  фонды. Данный показатель  рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли,  полученной в расчете на 1 тыс.руб. средств, израсходованных на оплату  труда и  социальные нужды.  Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника,  что свидетельствует о повы­шении эффективности использования рабочей силы.

Отношение прибыли  от реализации товаров к величине торго­вой площади торгового предприятия характеризует размер полу­ченной прибыли в расчете на 1 кв.м. площади магазина.

Этот показатель свидетельствует об эффективности использо­вания торговых площадей и основного капитала.  Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет,  повы­сит размер прибыли.

Изучение системы  показателей   рентабельности   торгового предприятия рекомендуется проводить в динамике и,  если воз­можно, в сравнении с показателями других аналогичных  торго­вых предприятий.


IV. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ.

Прибыль и рентабельность в условиях формирования  рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной де­ятельности торгующих организаций и предприятий.  Эти показа­тели отражают все стороны деятельности предприятий торговли:

объем и структуру розничного  товарооборота,  рациональность использования ресурсов,  осуществление мероприятий по совер­шенствованию организаций и технологий торговых  процессов  и т.д.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием боль­шого количества различных факторов,  оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество фак­торов, определяющих величину прибыли и рентабельности,  вряд

ли можно четко ограничить,  оно весьма велико-  Все  факторы

можно разделить на основные,  оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние ко­торых можно пренебречь.  Кроме того, всю совокупность факто­ров можно разделить на внутренние и внешние.  Они тесно свя­заны между собой.

К внутренним факторам,  влияющих на прибыль  и  рентабель­ность, относятся  ресурсные  факторы ( величина и состав ре­сурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные  с  развитием  розничного  товарооборота.

Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:

1. Объем розничного товарооборота, При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема про­дажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.

2. Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более  высокого  качества, являющихся престижными,  позволяет  повысить  долю прибыли в цене товара,  т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабель­ности.

3. Организация товародвижения.

Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способству­ет увеличению товарооборота и снижению текущих  расходов.  В результате масса и уровень прибыли возрастают.

4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров.

Для получения прибыли необходимо использовать  прогрессив­ные методы продажи товаров:  самообслуживание, продажи това­ров по образцам и  каталогам.  Это  способствует  увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.

5. Численность и состав работников.

Достаточная численность  при определенном уровне техничес­кой вооруженности труда позволяет в полной мере  реализовать программу предприятия  по получению необходимой суммы прибы­ли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых ра­ботников, их  умение  быстро  и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.

6. Формы и системы экономического стимулирования труда ра­ботников.

Влияние этого  фактора можно оценить через показатель рас­ходов на оплату труда,  а также через показатель  рентабель­ности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлет­ворения от своего труда.

7. Производительность труда работников предприятия, Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.

8. Фондовооруженность и  техническая  вооруженность  труда работников.

Чем выше оснащенность работников современным торговым обору­дованием, тем выше их производительность труда.

9. Состояние материально-технической базы торгового предп­риятия.

Предприятие, располагающее более  современной  и  развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоян­ного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном  пе­риоде. Это  влечет за собой увеличение массы получаемой при­были и повышение рентабельности.

10. Развитие и  состояние  торговой сети, ее территориальное расположение.

Размещение торговой  сети оказывает непосредственной влия­ние на сумму прибыли и рентабельность.  Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стацио­нарной магазинной сети,  но и мелкорозничной,  посылочной  и передвижной сети.

11.Моральный и физический износ основных фондов,

Этот фактор является очень важным для повышения рентабель­ности торговли.  Использование изношенных  основных  фондов, морально устаревшее  оборудование  не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.

12. Фондоотдача.

С повышением фондоотдачи увеличивается розничный  товароо­борот в  расчете  на 1 рубль средств,  вложенных в основные фонды.

13.Сумма оборотных средств.

Чем большей суммой оборотных средств располагает предприя­тие, тем большую массу прибыли оно получает в результате од­ного их оборота.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.