Бывает Официальная - реализуется в форме МД и неофициальная – учеными,
национальными институтами и т. д. (Ассоциация МП).
8. СНГ: правовой статус, компетенция, главные органы
СНГ (междунар. Межгосудар. Орг.) – объединение государств, основанное на
началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными
и равноправными субъектами МП. 8 дек 1991 – в Минске (БР, Росс,Укр)
Соглашение о создании СНГ которое подписали все остальные кроме прибалтов и
Грузии 21 дек 91 о присоединении. 22 января 1993г принят Устав СНГ и
вступил в силу через год. Цели: 1. сотрудничество в политической
экономической, экологической, гуманитарной, культурнойи иных облястях; 2.
общее экономическое пространство; 3. обеспечение прав человека; 4.
сотрудничество в сфере обеспечения мира и разоружения; 5. содействие в
передвижении гр-н по СНГ; 6. в др. сферах правовых отношений; 7. мирное
разрешение конфликтов между странами. Интересы: 1. Обеспечение прави
человека; 2. внешнеполит деятельность; 3. формирование ощеэкономического
пространства.общеевропейского и евразиатского рынков; 4. таможенная
политика; развитие транспорта и связи; 5. окружающая среда; 6. социальная
и миграционная политика; 7. борьба с орг. преступностью; 8. Оборонная
политика и охрана границ. Согласно Уставу есть гос-ва-учредители и гос-ва
члены. Украина и Туркменистан не ратифицировали и являются гос-ми-
участниками. Органы: 1.Совет глав гос-тв (СГГ) – предствлены все, 2 раза в
год; 2. Совет глав правительст (СГП) – координация сотрудничество
правительств в эконом., культур. сферах, 4 раза в год. Любой гос-во может
заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет на решение; 3. Совет
министров Иностранных Дел (СМИД) – координация внешних политик на основе
решений СГГ И СПГ. Координационно-консультативный комитет – действует
постоянно, 2 чел с каждого гос-ва и Координатор, назначаемый СГГ.
Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат находится в Минске. СГГ-
состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается создание главное
командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения мира;
Совет командующих пограничными войсками. Экономический суд – обеспечение
выполнение эконом обязательствв СНГ. Коммисия по правам человека –
консультативный орган и наблюдает за обязательствами. Межпарламенская
ассамблея – состоит из парламент. делегаций, расматривает законодательные
вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99 на СМИД обсудили
вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический союз. 2.
единый исполнительный комитет – координация всех органов СНГ; 3. единый
бюджет СНГ.
9. Архипелажные воды
Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 - это воды гос-ва
архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не
более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее
отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела – состоит
полностью из архипелпага (ов) и может включать др. острава. Архипелаг –
группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др. природные
образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по водам шириной
в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).
10. Вспомогательные средства для определения правовых норм
Вспомогательные источники представляют собой лишь результат определенных
стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того
или иного принципа и ли нормы международного права; они выступают как
“вспомогательное средство для определения правовых норм” (ст.38 Статуса
Международного Суда). Такими источниками могут быть:1. постановления
межправительственных организаций; 2. решения международных и арбитражных
судов; 3. нормы национального законодательства и решения национальных
судов, 4. доктрины юристов-международников. Как закреплено в статуте
Международного Суда (ст.38, п.1), Международный суд в качестве
вспомогательных средств для определения правовых норм применяет “судебные
решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному
праву различных наций”. Решения Международного Суда и арбитражных
судов — это акт толкования или применения той или иной нормы международного
права; они не имеют нормообразующей силы, так как не являются результатом
согласования воль суверенных государств и не имеют универсального
характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь
по данному вопросу” (ст.59 статута). Международный Суд только применяет
действующие нормы международного права к конкретным случаям. Национальные
законодательные акты выступают в качестве “вспомогательного средства для
определения правовых норм”. Решения национальных судов имеют большое
практическое значение при определении и толковании нормы международного
права в данном государстве. Доктрины ученых МП - личное мнение отдельных
лиц. Но с ее помощью можно установить содержание конкретных принципов или
норм МП, и сформулировать позицию, которая может оказать влияние на
формирование норм МП путем заключения международного договора.
В межгосударственных отношениях кроме правовых норм действуют и другие
социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали. Мораль, как
особая форма общественного сознания, отлична от права, как продукта
согласования воль государств. Но мораль и право постоянно взаимодействуют
друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы права.
Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь Устав
ООН.
11. Международно-правовой обычай как источник МП
Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС ООН – докозательство всеобщей практики,
признаной (кадефикация) в качестве правовой нормы. Ранее опеделялос
продолжительность повторяющихся однородных действий – от 50 до 100 лет,
хотя в настоящее время, с учетом прогресса транспорта и связи фактор
времени сейчас не имеет значения. Пример – запуск в 57 спутника –
иследование космического пространсва. Важно признание гос-вом обычая как
правовая норма.
12.Правовой режим Международного района морского дна
Описан в части XI Конвенции ООН 1982. Морское дно за пределами
континентального шлейфа и его недра, или Район (ст. 1), имеют особый
правовой режим, который установлен Кон. ООН 1982 и Соглашением (1994) об
осуществлении части XI Кон. (вступило в силу 1997). Соглашение изменило в
Кон.: 1. прямое финансирование деятельности в Районе в интересах
развивающихся гос-ств, обязательства по обеспечению передачи технологии и
оказание иной помощи этим странам. Принципы правового режима Района: 1.
Район и его ресурсы является наследием чел-ва; 2. Никто не претиндует на
северинитет и суверенные права в Районе; 3. Все права в Районе преданлежат
чел-ву от имени которого действует Междунар. Орган по морскому дну (Орган);
4. Гос-ва, физ. и юр. лица могут претендовать на права Района и его
ресурсов; 5. Гос-ва несут ответственность за невыполнение обязательств в
Районе; 6. Используется в мирных целях; 7. Иследования только в мирных
целях и на бляго человечества. Архиологические и исторические находки
принадлежат человечеству. Гос-во осуществляет работу в Районе согласно
плану, утвержденному Органом, который создан в соответствии Кон. ООН 1982 и
начал деятельность 1996 г. Штабквартира Кингстон (Ямайка). Члены – все гос-
ва участники Кон 1982. Наделен правосубъектностью. Его органы: 1. Ассамблея
– состоит из все членов органа. Собирается 1 раз в год и избирает членов
Совета, ген. Секретаря, ген директора и членов правления Предприятия,
учреждает вспомогательные органы, устанавливает взносы и бюджет. 2. Совет –
из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по географическому принципу,
остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т. д.
Собирается 3 раза в год. Функция в контроле положений Конвенции 1982 –
исполнительный орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4 года, может
переизбраться) и персонал. Предприятие - международное промышленное и
коммерческое подразделение Органа, функция – разведка, разработка,
транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.
13. Процесс создания норм международного права
Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП. Паритет – основной
принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.
Нормообразование в МП началось с образованием обычаев – правило поведение,
за которым субъекты признают юридически обязательный характер. В случи
разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т. д.
Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в виде
письменных правил – кодификация – систематизация международно-правовых
норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд. договора и т. д.
Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд. НГО (Институт МП). ООН
имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы. Не путать
с международным обыкновением – международная практика, за которой не
признается юридически обязательной нормой (обмен визитами). В н. в.
Развивается «мягкое право» - международные акты не имеющие характера
договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).
14. Правовой режим Арктики
К артическому бассейну относятся Россия, Канада, Норвегия США, Швеция,
Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные сухопутные пространства).
В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили о своих правах на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6