Рефераты. Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в.






девятнадцать.[?] В 1943г. была создана комиссия по вопросам реституции

во главе с И.Э. Грабарем, которая рассматривала вопрос об эквивалентном

возмещении наших потерь.[?] И после победы мы начали вывозить…

Не нами была развязана эта война, и не по нашей вине отечественная

культура подвергалась чудовищному разорению. Справедливость требовала

взыскать с виновника причиненный им ущерб, международное право не

выдвигало никаких ограничений в этом отношении. Еще в ходе войны

президент Академии наук СССР С.И. Вавилов обращался в СНГ с просьбой

«обеспечить реституцию принадлежащих академии и вывезенных оккупантами

культурных ценностей или замену их другими равноценными объектами ... за

счет библиотек, архивов, музейных и иных фондов соответствующих

германских учреждений».[?] Термин "реституция" здесь употребляется

юридически корректно - по отношению к нашим, незаконно вывезенным

немцами ценностям. Только такой смысл и следует вкладывать в этот

термин. Цель советских поставок из Германии - компенсировать потери,

причем частично компенсировать, потому что восполнить все утраты было

невозможно. Обнаружено после войны и возвращено немцами было очень

немного.

Но перед тем, как перейти к тому, как и какими методами наши войска

осуществляли компенсацию, надо рассказать о законодательных актах и

соглашениях, которые были приняты в сфере возмещения культурного ущерба

во время и сразу же после второй мировой войны. Проблема возвращения

награбленного была поставлена в заявлении Объединенных Наций в Бреттон-

Вудсе от 22 июня 1944 года. Понималась она тогда как одна из форм

возмещения агрессором ущерба, нанесенного жертве агрессии,

Договоренности союзных держав-победительниц на этот счет зафиксированы в

документах Ялтинской конференции. На основании международных и

союзнических договоров приказом № 0126 Советской военной администрации в

Германии от 28 декабря 1945 года вся недвижимость, принадлежавшая

военным преступникам, передавалась местным органам самоуправления.

Движимая собственность, в том числе и культурные ценности, подлежали

передаче во владение, "в доход" Советского государства. 21 января 1946

года по инициативе советской делегации Союзный Контрольный Совет -

высший орган государственной власти на оккупированной территории

Германии - принял документ, которым устанавливалось понятие

"компенсаторной реституции", то есть замены утраченного уникального

имущества, восстановление которого невозможно, адекватным.[?]

Указывалось, какое государство имеет право на реституцию, что входит в

само понятие, какое имущество может быть подвергнуто реституции. Вслед

по настоянию американцев были приняты и специальные инструкции - они

касались лишь предметов художественного происхождения. В инструкциях

отмечалось, что замены необратимо утраченных ценностей могут

производиться из всякого имущества, бесспорно принадлежащего Германии, в

том числе ее общественным и юридическим лицам, а также физическим лицам

- в первую очередь бывшим членам нацистской партии.[?]

Следует также упомянуть Женевскую конвенцию о защите жертв войны от

12 августа 1949 г., Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей от

14 мая 1954 г., решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской

конференций; Лондонскую декларацию правительств СССР, США,

Великобритании, Франции и ряда других государств от 5 января 1943 г.,

Московскую декларацию СССР, США и Великобритании от 30 октября 1943 г.;;

мирные договоры с Италией, Болгарией, Румынией и Финляндией 1947 г.;

Государственный договор СССР, США, Великобритании и Франции с Австрией

от 15 мая 1955 г.; Мирный договор с Японией от 8 сентября 1951 г.;

законы и другие акты Союзной Контрольной власти в Германии (Контрольного

Совета, Координационного комитета и других органов), акты Советской

Военной Администрации в Германии, а также Лондонское долговое соглашение

1954г., когда Германия осуществила паушальное возмещение* - погасила

претензии Франции, Нидерландов, Дании, Норвегии, Люксембурга, Бельгии и

ряда других стран за совокупный материальный ущерб, нанесенный в период

гитлеровской оккупации.

А теперь о том, как мы компенсировали потери, забирая немецкое

имущество. Вообще, по правовым международным нормам, трофеи - это

техника, оружие, продовольствие, захваченное у противника в ходе боевых

действий или при капитуляции. Репарации - возмещение материального

ущерба, нанесенного противником на оккупированной территории. Обычно

репарации ВЫПЛАЧИВАЛИСЬ ! И лишь Советский Союз компенсировал свои

потери в натуре: из советской зоны оккупации вывозилось все - от мощных

оборонных заводов до минипекарен, хотя по решению стран-победительниц

промышленность, необходимая для элементарного выживания немецкого

населения, репарациям не подлежала. Что же касается культурных

ценностей, то они никак не подпадают под определение трофеев и

репараций. Реституция, согласно международному праву, означает

юридически признанный акт возвращения имущества, художественных и других

ценностей. Реституция ни в коем случае не обмен «баш на баш», а

добровольное возвращение того, что тебе не принадлежит. Официально СССР

после окончания войны не предъявил Германии никаких претензий. Лишь

недавно комиссия по реституции вручила немецкой стороне первый список

культурных потерь. А в 1945г. прикидывали «на глаз», брали все подряд

без всяких ограничений.

Речь о создании союзнического контрольного совета шла после

Потсдамской конференции, но он так и не заработал. С союзниками должна

была войти в контакт так называемая Межсоюзная репарационная комиссия.

Но документов, проясняющих ее деятельность, не сохранилось. Есть лишь

материалы, где говориться, что генеральный директор комиссии Г. И.

Аркадьев с одним из своих коллег присваивал трофейные ценности и даже

ухитрился отправить в Москву самолетом антикварную мебель для себя. Но и

его злодеяния меркнут по сравнению с тем, сколько наворовал бывший

начальник оперативного сектора НКВД-МВД в Берлине А. Сиднев. В протоколе

его допроса меня привлекла следующая часть:

«Вопрос: -Вам предъявляются фотоснимки изъятых у вас при обыске 5

уникальных большой ценности гобеленов работы фламандских и французских

мастеров (((( и ((((( веков. Где вы утащили эти гобелены?

Ответ: -Гобелены были обнаружены в подвалах германского Рейхсбанка,

куда их сдали во время войны на хранение какие- то немецкие богачи…

Вопрос: -Но этим гобеленам место только в музее. Зачем же они вам

понадобились?

Ответ: -По совести сказать, я даже не задумывался над тем, что я

ворую( курсив мой- А. К.) Подвернулись эти гобелены мне под руку, я их и

забрал».[?] Вот так ! Наш народ так широк душою, что не осознает того,

что берет чужое ! Но читаем дальше, и перед нашим взором предстает

удивительная картина: Сиднев дает показания против Уполномоченного НКВД

1-го Украинского фронта Серова. «Под его руководством я проводил работу

в Польше. А затем, когда советские войска захватили Берлин, Серов

добился моего перевода на работу в НКВД и назначил начальником

берлинского оперсектора. На этой работе Серов приблизил меня к себе, я

стал часто бывать у него и с этого времени началось мое грехопадение…

Вряд ли найдется такой человек, который был в Германии и не знал бы,

что Серов являлся, по сути дела, главным воротилой по части

награбленного.

Самолет Серова постоянно курсировал между Берлином и Москвой,

доставляя без досмотра на границе всякое ценное имущество, меха, ковры,

картины и драгоценности для Серова. С таким же грузом в Москву Серов

отправлял вагоны и автомашины.

Надо сказать, что Серов свои жульнические операции проводил очень

искусно. Направляя трофейное имущество из Германии в Советский Союз для

сдачи в фонд государства, Серов под прикрытием этого большое количество

ценностей и вещей брал себе…»[?]

В ходе Нюрнбергского процесса советская сторона предъявила 39 томов,

в которых был подсчитан ущерб, нанесенный СССР в результате войны - в

том числе и урон "культурный".

Музейные ценности вывозились по распоряжениям ГКО, СНК СССР.

Разрешения давало также Главное трофейное управление тыла Красной армии.

Например, его начальник позволил Малому театру самостоятельно отбирать

для себя трофейные ценности. В числе их получателей были Музей

изобразительного искусства имени Пушкина, Третьяковская галерея, Главное

управление снабжения Комитета по делам искусств. Союзниками не было

согласовано ни одного разрешения.

Сохранилось письмо Бонч-Бруевича Сталину, написанное в феврале 1945г.

Бонч-Бруевич еще с эмигрантских времен работал в зарубежных архивах, а с

1931г. был директором Литературного музея. Он изучал в архивах все, что

было родом из России. В письме - программа полной экспроприации русского

и славянского из всех музеев и архивов европейских стран. Из Ватикана он

предлагал изъять весь русский и славянский отдел, а из Голландии и Дании

забрать материалы, связанные с Петром (.[?] Многое из того, что он

перечислял, принадлежало музеям вполне законно: было подарено или

куплено и даже продано Советской властью в 20-е и 30-е годы. Письмо,

несомненно, пригодилось, когда группы наших музейных работников колесили

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.