оценки войны. Позже все это было зафиксировано в различных международных
договорах.
Но вот беда: эта конвенция имела в виду период военных действий и
невозможность в ходе их захвата культурных ценностей как добычи,
трофеев; перемещенные из Германии ценности были вывезены в мирное время
по решению законной власти Германии и совсем в ином качестве. Кроме
того, положения Гаагской конвенции недействительны, ибо отменены
последующими международными соглашениями. По свидетельствам газеты
(Правда( «… в первую мировую войну германские войска сожгли
замечательную библиотеку в Лувене (Бельгия), имевшую ценнейшую коллекцию
старопечатных книг; после войны по требованию Антанты Германия в течение
трех месяцев обязана была из своих книжных сокровищ воссоздать фонды
этой библиотеки, что и сделала, и Гаагская конвенция 1907 г. не помешала
этому».[?] Как видим, ко второй мировой войне страны подошли с
нерешенным вопросом о реституции, так как старые соглашения 1907г были
неоднократно нарушены, а о новых никто не побеспокоился. Важно и то, что
Гаагская конвенции 1907 года рассматривала войну как средство решения
вопросов, а эти нормы устарели уже к 1914 году, когда возникло понятие
реституции и была разработана совершенно иная концепция оценки войны.
Позже все это было зафиксировано в различных международных договорах.
Очевидно, в начале войны в виду понятных причин вопросу о реституции
не было уделено внимания, и последующий после ее окончания захват нашими
войсками проводился без оглядки на конвенцию. Это и дало возможность
Германии в настоящее время требовать возвращения. Такова ситуация в
вопросе о реституции перед началом войны. Война изменила все…
1.Захват культурных ценностей во время второй мировой войны
Начиная разговор о том, что творили немцы на территории СССР -
естественно, речь пойдет не о человеческих, а о (культурных( жертвах -
нельзя не привести слова Гитлера: «Памятники искусства на восточном
фронте не имеют значения и подлежат разрушению».[?] Под этим девизом и
шло разграбление нашего культурного достояния. Уничтожалось все, что
представляло какую-либо культурную или историческую ценность. Вещи особо
ценные или понравившиеся вывозились в Германию. Оно и понятно: Гитлер
мечтал об устройстве музея, наполненного трофейными ценностями в Линце.
Славящиеся своей педантичностью немцы вели архив добычи и даже бывали
случаи, когда они давали расписки (!)об изъятии. Здесь показателен
следующий факт: когда после 1945г. победители стали обвинять германцев в
военном разбое, то подсудимые Нюрнбергского трибунала искренне
возмущались: какие же мы разбойники, если всегда выдавали расписки своим
жертвам ?[?]
За годы оккупации на территории СССР было разрушено 3тыс.
исторических городов [?] ( по другим данным- 2 тысячи!?[?] ),разграблено
более 400 музеев[?]( в России- 173[?]). По приблизительным данным,
только из 15 наиболее крупных музеев страны было вывезено фашистами или
уничтожено 269515 экспонатов, что уже превышает цифру немецких к нам
претензий.[?] Всего же по данным программы «Парламенский час» похищено
565 тыс. экспонатов. Полностью вывезены художественные собрания музеев
Смоленска, Краснодара, Пятигорска, Алупки, Ростова, Бахчисарая,
Симферополя, Сталинграда. Сожжены музеи мирового значения - Ясная
Поляна, Бородино, Поганкины Поляны в Пскове, Путевой дворец в Калинине.
Полностью разграблены и сожжены уникальные дворцы пригородов Ленинграда
- Пушкин, Петродворец, Павловск, Ломоносов, Гатчина.
Вот данные по одному только Петродворцу: в 1941г. немцы вывезли из
дворцов Большого, Марки, Монплезир, Коттедж в Германию 34 тысячи
музейных экспонатов. В Пушкине были полностью разграблены Екатерининский
и Александровский дворцы. Похищено все их убранство - паркеты, плафоны,
мебель, собрания картин, гобелены, книги из дворцовых библиотек,
коллекция икон Петра (, насчитывающая 650 экспонатов, собрания фарфора
Екатерины ((.[?] Полностью разграблены и сожжены Екатерининский и
Александровский дворцы. Украдена знаменитая Янтарная комната ((((( века.
Вывезено все внутреннее убранство Павловского дворца. Обобран до нитки
Псковско-Печорский монастырь, уничтожено 43 тысячи библиотек и более 100
миллионов книг, в том числе, много редких. Полностью или частично
разрушено 334 высших учебных заведения, уничтожено 605 научных
учреждений вместе с библиотеками, из которых вывезены историко-архивные
материалы, старинные рукописи (((( ((( ((( веков. Вот цифра из (Сводных
данных об ущербе, нанесенном немецко- фашистскими захватчиками
документальным материалам ГАФ СССР(- ущерб, причиненный государственному
фонду- свыше 87 млн. архивных дел.[?]
Янтарная комната и дворцовая библиотека из Царского Села были
вывезены в конце 1941 года. Причем если следы Янтарной комнаты
обрываются в Кенигсберге, то библиотека проследовала в Берлин. Там был
составлен список немецких государственных учреждений, по которым
предполагалось распределить ее фонды. Большинство книг предназначалось
министерству по восточным территориям и, судя по всему, попали на его
сборный пункт в Ратиборе (Силезия). Но, вероятно, часть книг была
разослана по списку.[?] Ясно, что миллионы книг не могли исчезнуть
бесследно не могли исчезнуть бесследно, даже если уничтожались
целенаправленно.
Суммарный ущерб культурному достоянию СССР оценивается в 140
миллиардов рублей в золоте в ценах 1914 года. За эти годы цены выросли в
сотни, тысячи раз,[?] и по некоторым оценкам составляют $ 230 млрд.[?]
(Ученым(- гитлеровцам вменялось в обязанность непременно отыскивать и
уничтожать музейные инвентарные книги, описи экспонатов, каталоги.
Поэтому сейчас сложно установить, сколько экспонатов насчитывалось в том
или ином музее до войны, сколько было вывезено в Германию.
Самое печальное то, что многие шедевры можно было спасти. Но если все
(или почти все) европейские государства заранее позаботились об
эвакуации культурных ценностей, то в СССР защита культурной
собственности накануне опасности игнорировалась, ибо отношение
большевизма к культуре было основано исключительно на «революционном
самосознании». Эвакуация Третьяковской галереи началась лишь тогда,
когда Москву уже бомбили, и на вывоз выделили лишь 9 дней. На вывоз
Новгородского музея дали всего 9 часов. Никаких убежищ заблаговременно
не приготавливали, наоборот, музейщики вообще не знали, куда их везут с
экспонатами. Начальник эшелона, на котором отправлялись экспонаты всех
московских музеев, директор Третьяковки А.Замошкин, только за Уралом
вскрыл пакет, в котором было названо место - Новосибирск.[?]
Результатом хамского большевистского отношения к культуре стали
грандиозные потери России в войне с нацистами. Эти потери исчисляются не
только утратой самих памятников культуры, но и утратой всякой музейной
документации. Стремясь компенсировать потери, в 1942г. ведущие русские
искусствоведы создали список германского культурного имущества,
предназначенного к вывозу в СССР, который включал в себя такие
значительные комплексы, как Дрезденская галерея, Пергамский алтарь и
прочие шедевры мировой культуры. Предвидя или предвосхищая победу, наша
страна начала подсчитывать ущерб (в рублях, которые потом переводились в
доллары) от военных действий на своей территории еще в ноябре 1942 года,
когда была создана "Чрезвычайная государственная комиссия по
установлению злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и
их сообщниками в годы Великой Отечественной войны, и определению
причиненного им ущерба гражданам, колхозам, госучреждениям СССР".
Фашистские захватчики с российской культурой обходились не так, как
скажем, с английской или французской, они не просто "расхищали"
ценности на правах оккупантов. Установка - у славян не может, а главное,
не должно быть культуры. Поэтому они просто уничтожались. Правда, были и
отклонения от правил. В этой связи уместно вспомнить знаменитый штаб
Розенберга, который не уничтожал, а перевозил культурные ценности в
Германию. В 1940г. Альфред Розенберг был министром по делам
оккупированных территорий на Востоке. Именно Розенбергом был создан
зондерштаб «Изобразительное искусство», где служили 350 экспертов в
военной форме. В приказе Гитлера о полномочиях Розенберга говорилось:
«Его айнзацштаб… имеет право проверять библиотеки, архивы и иные
культурные организации всех видов и конфисковывать их».
Специальная операция по ограблению музеев, церквей, книгохранилищ и
частных собраний в СССР именовалась « Линц». Для успешного вывоза из
СССР культурно-исторических, художественных, музейных ценностей только
Розенбергу потребовалось 1418 вагонов.[?]
Когда наступление Советской Армии стало выходить за пределы СССР,
заинтересованные ведомства - Академия наук, Комитет по делам искусств,
Комитет по делам культпросветучреждений начали формировать спецгруппы по
поиску ценностей. Поставленная задача: искать свое. Невольно сравниваешь
цифры: немецкая бригада штаба Розенберга, которой предписывалось после
блицкрига прочесать только архивы Москвы и Ленинграда, состояла из
трехсот человек. Вся бригада Комитета по делам искусств насчитывала
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7