Рефераты. Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в.






оценки войны. Позже все это было зафиксировано в различных международных

договорах.

Но вот беда: эта конвенция имела в виду период военных действий и

невозможность в ходе их захвата культурных ценностей как добычи,

трофеев; перемещенные из Германии ценности были вывезены в мирное время

по решению законной власти Германии и совсем в ином качестве. Кроме

того, положения Гаагской конвенции недействительны, ибо отменены

последующими международными соглашениями. По свидетельствам газеты

(Правда( «… в первую мировую войну германские войска сожгли

замечательную библиотеку в Лувене (Бельгия), имевшую ценнейшую коллекцию

старопечатных книг; после войны по требованию Антанты Германия в течение

трех месяцев обязана была из своих книжных сокровищ воссоздать фонды

этой библиотеки, что и сделала, и Гаагская конвенция 1907 г. не помешала

этому».[?] Как видим, ко второй мировой войне страны подошли с

нерешенным вопросом о реституции, так как старые соглашения 1907г были

неоднократно нарушены, а о новых никто не побеспокоился. Важно и то, что

Гаагская конвенции 1907 года рассматривала войну как средство решения

вопросов, а эти нормы устарели уже к 1914 году, когда возникло понятие

реституции и была разработана совершенно иная концепция оценки войны.

Позже все это было зафиксировано в различных международных договорах.

Очевидно, в начале войны в виду понятных причин вопросу о реституции

не было уделено внимания, и последующий после ее окончания захват нашими

войсками проводился без оглядки на конвенцию. Это и дало возможность

Германии в настоящее время требовать возвращения. Такова ситуация в

вопросе о реституции перед началом войны. Война изменила все…

1.Захват культурных ценностей во время второй мировой войны

Начиная разговор о том, что творили немцы на территории СССР -

естественно, речь пойдет не о человеческих, а о (культурных( жертвах -

нельзя не привести слова Гитлера: «Памятники искусства на восточном

фронте не имеют значения и подлежат разрушению».[?] Под этим девизом и

шло разграбление нашего культурного достояния. Уничтожалось все, что

представляло какую-либо культурную или историческую ценность. Вещи особо

ценные или понравившиеся вывозились в Германию. Оно и понятно: Гитлер

мечтал об устройстве музея, наполненного трофейными ценностями в Линце.

Славящиеся своей педантичностью немцы вели архив добычи и даже бывали

случаи, когда они давали расписки (!)об изъятии. Здесь показателен

следующий факт: когда после 1945г. победители стали обвинять германцев в

военном разбое, то подсудимые Нюрнбергского трибунала искренне

возмущались: какие же мы разбойники, если всегда выдавали расписки своим

жертвам ?[?]

За годы оккупации на территории СССР было разрушено 3тыс.

исторических городов [?] ( по другим данным- 2 тысячи!?[?] ),разграблено

более 400 музеев[?]( в России- 173[?]). По приблизительным данным,

только из 15 наиболее крупных музеев страны было вывезено фашистами или

уничтожено 269515 экспонатов, что уже превышает цифру немецких к нам

претензий.[?] Всего же по данным программы «Парламенский час» похищено

565 тыс. экспонатов. Полностью вывезены художественные собрания музеев

Смоленска, Краснодара, Пятигорска, Алупки, Ростова, Бахчисарая,

Симферополя, Сталинграда. Сожжены музеи мирового значения - Ясная

Поляна, Бородино, Поганкины Поляны в Пскове, Путевой дворец в Калинине.

Полностью разграблены и сожжены уникальные дворцы пригородов Ленинграда

- Пушкин, Петродворец, Павловск, Ломоносов, Гатчина.

Вот данные по одному только Петродворцу: в 1941г. немцы вывезли из

дворцов Большого, Марки, Монплезир, Коттедж в Германию 34 тысячи

музейных экспонатов. В Пушкине были полностью разграблены Екатерининский

и Александровский дворцы. Похищено все их убранство - паркеты, плафоны,

мебель, собрания картин, гобелены, книги из дворцовых библиотек,

коллекция икон Петра (, насчитывающая 650 экспонатов, собрания фарфора

Екатерины ((.[?] Полностью разграблены и сожжены Екатерининский и

Александровский дворцы. Украдена знаменитая Янтарная комната ((((( века.

Вывезено все внутреннее убранство Павловского дворца. Обобран до нитки

Псковско-Печорский монастырь, уничтожено 43 тысячи библиотек и более 100

миллионов книг, в том числе, много редких. Полностью или частично

разрушено 334 высших учебных заведения, уничтожено 605 научных

учреждений вместе с библиотеками, из которых вывезены историко-архивные

материалы, старинные рукописи (((( ((( ((( веков. Вот цифра из (Сводных

данных об ущербе, нанесенном немецко- фашистскими захватчиками

документальным материалам ГАФ СССР(- ущерб, причиненный государственному

фонду- свыше 87 млн. архивных дел.[?]

Янтарная комната и дворцовая библиотека из Царского Села были

вывезены в конце 1941 года. Причем если следы Янтарной комнаты

обрываются в Кенигсберге, то библиотека проследовала в Берлин. Там был

составлен список немецких государственных учреждений, по которым

предполагалось распределить ее фонды. Большинство книг предназначалось

министерству по восточным территориям и, судя по всему, попали на его

сборный пункт в Ратиборе (Силезия). Но, вероятно, часть книг была

разослана по списку.[?] Ясно, что миллионы книг не могли исчезнуть

бесследно не могли исчезнуть бесследно, даже если уничтожались

целенаправленно.

Суммарный ущерб культурному достоянию СССР оценивается в 140

миллиардов рублей в золоте в ценах 1914 года. За эти годы цены выросли в

сотни, тысячи раз,[?] и по некоторым оценкам составляют $ 230 млрд.[?]

(Ученым(- гитлеровцам вменялось в обязанность непременно отыскивать и

уничтожать музейные инвентарные книги, описи экспонатов, каталоги.

Поэтому сейчас сложно установить, сколько экспонатов насчитывалось в том

или ином музее до войны, сколько было вывезено в Германию.

Самое печальное то, что многие шедевры можно было спасти. Но если все

(или почти все) европейские государства заранее позаботились об

эвакуации культурных ценностей, то в СССР защита культурной

собственности накануне опасности игнорировалась, ибо отношение

большевизма к культуре было основано исключительно на «революционном

самосознании». Эвакуация Третьяковской галереи началась лишь тогда,

когда Москву уже бомбили, и на вывоз выделили лишь 9 дней. На вывоз

Новгородского музея дали всего 9 часов. Никаких убежищ заблаговременно

не приготавливали, наоборот, музейщики вообще не знали, куда их везут с

экспонатами. Начальник эшелона, на котором отправлялись экспонаты всех

московских музеев, директор Третьяковки А.Замошкин, только за Уралом

вскрыл пакет, в котором было названо место - Новосибирск.[?]

Результатом хамского большевистского отношения к культуре стали

грандиозные потери России в войне с нацистами. Эти потери исчисляются не

только утратой самих памятников культуры, но и утратой всякой музейной

документации. Стремясь компенсировать потери, в 1942г. ведущие русские

искусствоведы создали список германского культурного имущества,

предназначенного к вывозу в СССР, который включал в себя такие

значительные комплексы, как Дрезденская галерея, Пергамский алтарь и

прочие шедевры мировой культуры. Предвидя или предвосхищая победу, наша

страна начала подсчитывать ущерб (в рублях, которые потом переводились в

доллары) от военных действий на своей территории еще в ноябре 1942 года,

когда была создана "Чрезвычайная государственная комиссия по

установлению злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и

их сообщниками в годы Великой Отечественной войны, и определению

причиненного им ущерба гражданам, колхозам, госучреждениям СССР".

Фашистские захватчики с российской культурой обходились не так, как

скажем, с английской или французской, они не просто "расхищали"

ценности на правах оккупантов. Установка - у славян не может, а главное,

не должно быть культуры. Поэтому они просто уничтожались. Правда, были и

отклонения от правил. В этой связи уместно вспомнить знаменитый штаб

Розенберга, который не уничтожал, а перевозил культурные ценности в

Германию. В 1940г. Альфред Розенберг был министром по делам

оккупированных территорий на Востоке. Именно Розенбергом был создан

зондерштаб «Изобразительное искусство», где служили 350 экспертов в

военной форме. В приказе Гитлера о полномочиях Розенберга говорилось:

«Его айнзацштаб… имеет право проверять библиотеки, архивы и иные

культурные организации всех видов и конфисковывать их».

Специальная операция по ограблению музеев, церквей, книгохранилищ и

частных собраний в СССР именовалась « Линц». Для успешного вывоза из

СССР культурно-исторических, художественных, музейных ценностей только

Розенбергу потребовалось 1418 вагонов.[?]

Когда наступление Советской Армии стало выходить за пределы СССР,

заинтересованные ведомства - Академия наук, Комитет по делам искусств,

Комитет по делам культпросветучреждений начали формировать спецгруппы по

поиску ценностей. Поставленная задача: искать свое. Невольно сравниваешь

цифры: немецкая бригада штаба Розенберга, которой предписывалось после

блицкрига прочесать только архивы Москвы и Ленинграда, состояла из

трехсот человек. Вся бригада Комитета по делам искусств насчитывала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.