отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами
самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела
регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними.
Российский федерализм: была ли модель? Нынешний российский федерализм
чрезвычайно эклектичен, сочетая многие элементы из советского и даже
имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных
демократий и собственными “наработками”. Россию, наряду с Югославией, можно
отнести к уникальному “постсоциалистическому” типу. Обе эти страны –
молодые многонациональные федерации с глубокими внутренними этническими и
социально-экономическими различиями, унаследовавшие асимметричность и
использование в государственном устройстве принципа национально-
территориальной автономии и диспропорции в соотношении политической
(общегосударственной) и этнической идентичности граждан от своих
исторических предшественников. К этому же типу принадлежала и бывшая СФРЮ.
3. Региональная и местная публичная власть в Италии, Франции, Бразилии
Франция. Франция является неделимой, светской, демократической и
социальной Республикой.
Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его
через своих представителей и посредством референдумов[3].
По форме правления Франция – полупрезидентская, полупарламентская
республика, по форме территориального устройства – сложное унитарное
государство (Корсика – политическая автономия, Новая Каледония – нечто
вроде ассоциированного штата). Во Франции существует демократический
государственный режим[4].
Вся система местных органов Франции строится в соответствии с
административно-территориальным делением. Они представлены коммунами)
департаментами и регионами, где являются выборными органами. Основу
территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает
приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром,
который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами
коммуны. Он принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы ее
граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает
необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и т.д.).
Основной единицей административно-территориального деления Франции
являются департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и
так называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета
относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением,
организация департаментских служб, управление имуществом департамента.
Исполнительным органом департамента является председатель генерального
совета (ранее это называлось службой префекта). Председатель подготавливает
и исполняет решения Совета, несет ответственность за управление
департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой
административных и технических служб департамента.
Самой крупной единицей в административном делении Франции является
регион. Регионы имеются и в заморских территориях. Образование регионов
вызывалось необходимостью преодоления препятствий в экономическом и
социальном развитии вследствие существовавших узких административно-
территориальных единиц. Небольшие размеры этих единиц перестали .
способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов. В
принципе, регион похож на департамент. У них примерно одни и те же органы
власти и управления. Однако в отличие от департамента в каждом регионе
учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по
займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет
избирает своего председателя, который является исполнительной властью в
регионе.
Французское местное и региональное управление строится на основе
сочетания управления и самоуправления. Управление. осуществляют назначаемые
чиновники (комиссары Республики, супрефекты и др.). Самоуправление
предоставлено выборным органам. Комиссар Республики назначается в каждый
департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики наиболее
значительного департамента является комиссаром региона. Комиссар Республики
представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за
национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного
порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982 г.). Финансовый контроль
осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет счета местных
коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов, фондов и
ценностей".
Италия. Конституцией Италии, принятой 22 декабря 1947 г., утверждена
форма правления парламентской республики в весьма приближённом к
классической модели варианте, унитарная форма государственного устройства с
широкой территориальной автономией для составляющих государство областей.
Демократические положения конституции не сразу были реализованы,
некоторые из них не осуществлены и до сих пор; последнее, например,
относится к регламентации многих прав и свобод. Некоторые важные нормы не
проводились в жизнь в течение многих лет. Так, создание областного
самоуправления растянулось более чем на 20 лет, откладывалось начало
деятельности Конституционного Суда; в течение 11 лет со времени вступления
в силу основного закона не функционировал Высший совет магистратуры. До
настоящего времени не реализованы положения конституции об учреждении
президиума Совета Министров (ст.95), не выполнено требование шестого
переходного положения о ликвидации специальных органов юрисдикции.
Характеристика Италии как государства:
- с точки зрения государственного устройства – Италия является унитарным
государством;
- с точки зрения уровня социально-экономического развития – Италия –
высокоразвитая страна;
- с точки зрения способа организации власти – республика;
- с точки зрения государственного устройства – унитарное государство.
- с точки зрения способов и методов осуществления государственной власти
– демократическое.
- с точки зрения двух глобальных этапов развития государственности
является конституционным государством.
- в зависимости от характера взаимоотношений между государственной
властью и индивидом Италия является демократическим государством.
Специфика федерализма в Италии. Оригинальное решение государственного
устройства было принято в Италии. Именно на Италию, ее опыт, чаще всего
ссылаются сторонники ассиметричной федерации.
Опыт создания "областного государства" в Италии и государства,
состоящего из "региональных автономных объединений", представляется
полезным также с точки зрения формы перехода от централизованной
государственной власти к осуществлению управления центром на паритетных
началах с регионами. Так, в некоторых сферах полномочия итальянских
областей шире, чем полномочия субъектов федерации (например, в Индии и
Австрии).
С точки зрения практики государственного строительства интересны и
сроки проведения таких реформ. В Италии принципы автономного устройства
этих стран были закреплены конституциями (1947 г.), принятыми на волне
демократических преобразований в обществе. Конституцией Италии были
предусмотрены сроки проведения реформ (выборы в областные советы в течение
года с момента вступления в силу Конституции). Однако процесс реализации
конституционных требований по вопросам создания механизма областного и
регионального управления растянулся на долгие годы.
Анализ практики государственного строительства в Италии позволяет
говорить об осторожном подходе к проблеме новой политико-территориальной
организации государства. Отсюда и появление ст. 2, в которой записано
следующее: "Конституция основана на нерушимом единстве итальянской нации,
единой и неделимой для всех итальянцев Родине; она признает и гарантирует
право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, а также
солидарности между ними"[5].
Различные подходы наметились в Италии к порядку формирования областной
и региональной автономии. В Основном законе Италии предусмотрено создание
20 автономных областей: 15 областей, которым предоставляется статус обычной
автономии, и 5 областей со специальным статусом (в районах, где проживают
этнические и национальные меньшинства, а также в районах со специфическими
условиями экономического и политического характера). Институциональными
актами автономных образований в Италии, стали статуты, регулирующие вопросы
их внутренней организации. В Италии статут областей разрабатывался и
принимался областными советами. Однако они подлежали утверждению
Парламентом Италии - последний мог либо утвердить его, либо вернуть его
областному совету для повторного рассмотрения.
Ключевым положением статутов в Италии является регламентация системы
органов, формирование которых входит в исключительную компетенцию
автономных образований. Так, например, в Италии в качестве
представительного органа автономного образования предусмотрен Совет,
исполнительный орган области - джунта. Основные положения, касающиеся
системы органов областей, закреплены в Законе от 10 февраля 1953 г.
"Образование и деятельность областных органов".
Одним из наиболее спорных вопросов при разработке конституций и
принятии статутов в Италии явился вопрос о разграничении предметов ведения
Страницы: 1, 2, 3, 4