Рефераты. Региональная и местная публичная власть в Бразилии, Италии, Франции






отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами

самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела

регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними.

Российский федерализм: была ли модель? Нынешний российский федерализм

чрезвычайно эклектичен, сочетая многие элементы из советского и даже

имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных

демократий и собственными “наработками”. Россию, наряду с Югославией, можно

отнести к уникальному “постсоциалистическому” типу. Обе эти страны –

молодые многонациональные федерации с глубокими внутренними этническими и

социально-экономическими различиями, унаследовавшие асимметричность и

использование в государственном устройстве принципа национально-

территориальной автономии и диспропорции в соотношении политической

(общегосударственной) и этнической идентичности граждан от своих

исторических предшественников. К этому же типу принадлежала и бывшая СФРЮ.

3. Региональная и местная публичная власть в Италии, Франции, Бразилии

Франция. Франция является неделимой, светской, демократической и

социальной Республикой.

Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его

через своих представителей и посредством референдумов[3].

По форме правления Франция – полупрезидентская, полупарламентская

республика, по форме территориального устройства – сложное унитарное

государство (Корсика – политическая автономия, Новая Каледония – нечто

вроде ассоциированного штата). Во Франции существует демократический

государственный режим[4].

Вся система местных органов Франции строится в соответствии с

административно-территориальным делением. Они представлены коммунами)

департаментами и регионами, где являются выборными органами. Основу

территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает

приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром,

который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами

коммуны. Он принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы ее

граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает

необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и т.д.).

Основной единицей административно-территориального деления Франции

являются департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и

так называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета

относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением,

организация департаментских служб, управление имуществом департамента.

Исполнительным органом департамента является председатель генерального

совета (ранее это называлось службой префекта). Председатель подготавливает

и исполняет решения Совета, несет ответственность за управление

департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой

административных и технических служб департамента.

Самой крупной единицей в административном делении Франции является

регион. Регионы имеются и в заморских территориях. Образование регионов

вызывалось необходимостью преодоления препятствий в экономическом и

социальном развитии вследствие существовавших узких административно-

территориальных единиц. Небольшие размеры этих единиц перестали .

способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов. В

принципе, регион похож на департамент. У них примерно одни и те же органы

власти и управления. Однако в отличие от департамента в каждом регионе

учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по

займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет

избирает своего председателя, который является исполнительной властью в

регионе.

Французское местное и региональное управление строится на основе

сочетания управления и самоуправления. Управление. осуществляют назначаемые

чиновники (комиссары Республики, супрефекты и др.). Самоуправление

предоставлено выборным органам. Комиссар Республики назначается в каждый

департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики наиболее

значительного департамента является комиссаром региона. Комиссар Республики

представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за

национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного

порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982 г.). Финансовый контроль

осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет счета местных

коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов, фондов и

ценностей".

Италия. Конституцией Италии, принятой 22 декабря 1947 г., утверждена

форма правления парламентской республики в весьма приближённом к

классической модели варианте, унитарная форма государственного устройства с

широкой территориальной автономией для составляющих государство областей.

Демократические положения конституции не сразу были реализованы,

некоторые из них не осуществлены и до сих пор; последнее, например,

относится к регламентации многих прав и свобод. Некоторые важные нормы не

проводились в жизнь в течение многих лет. Так, создание областного

самоуправления растянулось более чем на 20 лет, откладывалось начало

деятельности Конституционного Суда; в течение 11 лет со времени вступления

в силу основного закона не функционировал Высший совет магистратуры. До

настоящего времени не реализованы положения конституции об учреждении

президиума Совета Министров (ст.95), не выполнено требование шестого

переходного положения о ликвидации специальных органов юрисдикции.

Характеристика Италии как государства:

- с точки зрения государственного устройства – Италия является унитарным

государством;

- с точки зрения уровня социально-экономического развития – Италия –

высокоразвитая страна;

- с точки зрения способа организации власти – республика;

- с точки зрения государственного устройства – унитарное государство.

- с точки зрения способов и методов осуществления государственной власти

– демократическое.

- с точки зрения двух глобальных этапов развития государственности

является конституционным государством.

- в зависимости от характера взаимоотношений между государственной

властью и индивидом Италия является демократическим государством.

Специфика федерализма в Италии. Оригинальное решение государственного

устройства было принято в Италии. Именно на Италию, ее опыт, чаще всего

ссылаются сторонники ассиметричной федерации.

Опыт создания "областного государства" в Италии и государства,

состоящего из "региональных автономных объединений", представляется

полезным также с точки зрения формы перехода от централизованной

государственной власти к осуществлению управления центром на паритетных

началах с регионами. Так, в некоторых сферах полномочия итальянских

областей шире, чем полномочия субъектов федерации (например, в Индии и

Австрии).

С точки зрения практики государственного строительства интересны и

сроки проведения таких реформ. В Италии принципы автономного устройства

этих стран были закреплены конституциями (1947 г.), принятыми на волне

демократических преобразований в обществе. Конституцией Италии были

предусмотрены сроки проведения реформ (выборы в областные советы в течение

года с момента вступления в силу Конституции). Однако процесс реализации

конституционных требований по вопросам создания механизма областного и

регионального управления растянулся на долгие годы.

Анализ практики государственного строительства в Италии позволяет

говорить об осторожном подходе к проблеме новой политико-территориальной

организации государства. Отсюда и появление ст. 2, в которой записано

следующее: "Конституция основана на нерушимом единстве итальянской нации,

единой и неделимой для всех итальянцев Родине; она признает и гарантирует

право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, а также

солидарности между ними"[5].

Различные подходы наметились в Италии к порядку формирования областной

и региональной автономии. В Основном законе Италии предусмотрено создание

20 автономных областей: 15 областей, которым предоставляется статус обычной

автономии, и 5 областей со специальным статусом (в районах, где проживают

этнические и национальные меньшинства, а также в районах со специфическими

условиями экономического и политического характера). Институциональными

актами автономных образований в Италии, стали статуты, регулирующие вопросы

их внутренней организации. В Италии статут областей разрабатывался и

принимался областными советами. Однако они подлежали утверждению

Парламентом Италии - последний мог либо утвердить его, либо вернуть его

областному совету для повторного рассмотрения.

Ключевым положением статутов в Италии является регламентация системы

органов, формирование которых входит в исключительную компетенцию

автономных образований. Так, например, в Италии в качестве

представительного органа автономного образования предусмотрен Совет,

исполнительный орган области - джунта. Основные положения, касающиеся

системы органов областей, закреплены в Законе от 10 февраля 1953 г.

"Образование и деятельность областных органов".

Одним из наиболее спорных вопросов при разработке конституций и

принятии статутов в Италии явился вопрос о разграничении предметов ведения

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.