Рефераты. Региональная и местная публичная власть в Бразилии, Италии, Франции






Региональная и местная публичная власть в Бразилии, Италии, Франции

Содержание

Введение 3

1. Федерализм и унитаризм как формы государственного устройства 4

2. Типы федераций 5

3. Региональная и местная публичная власть в Италии, Франции,

Бразилии 6

4. Особенности российского федерализма 13

Заключение 14

Список литературы 18

Введение

Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа во многом

изменила существовавшие ранее приоритеты строительства Российской

государственности. Это затронуло и основные направления формирования

системы органов государственной власти и местного самоуправления, которые,

в той или иной мере, испытывают трудности переходного периода, объективно

сопровождающегося поиском оптимальных путей демократического обновления

российского общества.

Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в

истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-

государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к

территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт

США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с

российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия,

присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации

России, отразила сложный состав и прошлое страны.

Целью данного исследования является сравнение различий между

федеративным и регионализованным унитарным государством, а также между

местным управлением и самоуправлением по вопросам организации и

взаимодействия различных уровней и ветвей власти на примере нескольких

государств – Италии, Франции, Бразилии, а также сопоставление выявленных

конституционных особенностей с федеративным устройством Российской

Федерации.

1. Федерализм и унитаризм как формы государственного устройства

Некоторые авторы утверждают, что большинство всех существовавших и

ныне существующих государств являются унитарными[1].

Унитарное государство – целостное централизованное государство,

административно-территориальные единицы которого (области, провинции,

округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают

суверенными правами.

И все-таки некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько

типов федераций, характерных специфическими траекториями развития. На 24

“конституционные” федерации набирается, по мнению А. Подберезкина, не

менее чем 7 типов, к каждому из которых тяготеют формально унитарные

государства, использующие в своем устройстве принципы федерализма[2].

Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической

организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и

входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый

интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в

современном вире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом

отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с

высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития

капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан),

развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты,

Коморские острова). В то же время необходимо подчеркнуть, что федеративное

устройство отнюдь не является доминирующим, а его опыт – универсальным и

исключительно положительным.

Федерация - это единое государство, состоящее из нескольких

государственных образований, объединившихся для решения центральной властью

общих для всех членов федерации задач.

В состав современных федераций входит различное число субъектов:

в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9, ФРГ - 16, Бельгии

-3, Индии - 25, Югославии - 2 и т. д.

В большей части государств федеративное устройство не служит формой

решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии

территориально-политическая организация государства в той или иной мере

отражает многонациональный состав населения.

Субъекты федераций имеют собственные территорию, конституции и органы

власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой

степенью независимости.

Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации

важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику,

финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение

конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие

транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более

широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие

единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов

власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно

необходимые работы и службы.

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня

развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил

определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным

образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в

Швейцарии и Бразилии они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и

Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией

субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но

здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории

США принадлежит федерации на правах собственности.

Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об

этом свидетельствует, в частности, решение вопроса охраны окружающей среды,

ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний

объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих

государствах мира.

Далее мы рассмотрим более подробно отдельные государства с

федеративным устройством.

2. Типы федераций

Всякая типология условна. И все-таки некоторые специалисты, как уже

упоминалось выше, считают, что можно выделить несколько типов федераций,

характерных специфическими траекториями развития.

“Западноевропейский” тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария –

старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не

связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями

самоуправления или независимой государственности составных частей,

устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью. К

этому же типу можно отнести многие “полуфедеральные” западноевропейские

государства – Испанию, Великобританию, Финляндию, Италию и др.

“Североамериканский” тип: США, Канада, Австралия – старые англоязычные

“переселенческие” федерации, созданные “снизу” в ходе строительства

либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными

различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой

децентрализацией государственной власти.

“Латиноамериканский” тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия –

старые “переселенческие” федерации, созданные “сверху” в результате распада

испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с

этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой

централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами

самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность

федерации – создание новых полноправных субъектов из территорий или путем

деления “старых” штатов, особенно в районах нового освоения – традиционно

использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования

внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.

“Островной” тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китте и Невис,

Коморские острова – молодые островные федерации, созданные в результате

распада колониальных империй, асимметричные и слабоинтегрированные.

“Афро-азиатский” тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР – молодые, но

устойчивые централизованные федерации, созданные “сверху” на базе

компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств

и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации,

высокоасимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как

правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в

центре и на местах. ЮАР, в которой процесс государственного строительства

после слома режима апартеида еще не завершен, сочетает признаки “афро-

азиатского” и “переселенческого” типов, регионы, основывающиеся на прежнем

размежевании между “независимыми” бантустанами и традиционными

историческими провинциями, возникшими в ходе освоения территории

европейскими переселенцами.

“Нигерийский” тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма – молодые

высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами,

возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного

устройства использованы центральными властями (“сверху) как средство

сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.