Содержание
Введение 3
1. Федерализм и унитаризм как формы государственного устройства 4
2. Типы федераций 5
3. Региональная и местная публичная власть в Италии, Франции,
Бразилии 6
4. Особенности российского федерализма 13
Заключение 14
Список литературы 18
Введение
Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа во многом
изменила существовавшие ранее приоритеты строительства Российской
государственности. Это затронуло и основные направления формирования
системы органов государственной власти и местного самоуправления, которые,
в той или иной мере, испытывают трудности переходного периода, объективно
сопровождающегося поиском оптимальных путей демократического обновления
российского общества.
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в
истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-
государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к
территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт
США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с
российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия,
присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации
России, отразила сложный состав и прошлое страны.
Целью данного исследования является сравнение различий между
федеративным и регионализованным унитарным государством, а также между
местным управлением и самоуправлением по вопросам организации и
взаимодействия различных уровней и ветвей власти на примере нескольких
государств – Италии, Франции, Бразилии, а также сопоставление выявленных
конституционных особенностей с федеративным устройством Российской
Федерации.
1. Федерализм и унитаризм как формы государственного устройства
Некоторые авторы утверждают, что большинство всех существовавших и
ныне существующих государств являются унитарными[1].
Унитарное государство – целостное централизованное государство,
административно-территориальные единицы которого (области, провинции,
округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают
суверенными правами.
И все-таки некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько
типов федераций, характерных специфическими траекториями развития. На 24
“конституционные” федерации набирается, по мнению А. Подберезкина, не
менее чем 7 типов, к каждому из которых тяготеют формально унитарные
государства, использующие в своем устройстве принципы федерализма[2].
Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической
организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и
входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый
интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в
современном вире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом
отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с
высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития
капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан),
развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты,
Коморские острова). В то же время необходимо подчеркнуть, что федеративное
устройство отнюдь не является доминирующим, а его опыт – универсальным и
исключительно положительным.
Федерация - это единое государство, состоящее из нескольких
государственных образований, объединившихся для решения центральной властью
общих для всех членов федерации задач.
В состав современных федераций входит различное число субъектов:
в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9, ФРГ - 16, Бельгии
-3, Индии - 25, Югославии - 2 и т. д.
В большей части государств федеративное устройство не служит формой
решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии
территориально-политическая организация государства в той или иной мере
отражает многонациональный состав населения.
Субъекты федераций имеют собственные территорию, конституции и органы
власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой
степенью независимости.
Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации
важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику,
финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение
конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие
транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более
широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие
единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов
власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно
необходимые работы и службы.
Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня
развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил
определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным
образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в
Швейцарии и Бразилии они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и
Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией
субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но
здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории
США принадлежит федерации на правах собственности.
Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об
этом свидетельствует, в частности, решение вопроса охраны окружающей среды,
ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний
объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих
государствах мира.
Далее мы рассмотрим более подробно отдельные государства с
федеративным устройством.
2. Типы федераций
Всякая типология условна. И все-таки некоторые специалисты, как уже
упоминалось выше, считают, что можно выделить несколько типов федераций,
характерных специфическими траекториями развития.
“Западноевропейский” тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария –
старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не
связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями
самоуправления или независимой государственности составных частей,
устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью. К
этому же типу можно отнести многие “полуфедеральные” западноевропейские
государства – Испанию, Великобританию, Финляндию, Италию и др.
“Североамериканский” тип: США, Канада, Австралия – старые англоязычные
“переселенческие” федерации, созданные “снизу” в ходе строительства
либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными
различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой
децентрализацией государственной власти.
“Латиноамериканский” тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия –
старые “переселенческие” федерации, созданные “сверху” в результате распада
испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с
этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой
централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами
самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность
федерации – создание новых полноправных субъектов из территорий или путем
деления “старых” штатов, особенно в районах нового освоения – традиционно
использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования
внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.
“Островной” тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китте и Невис,
Коморские острова – молодые островные федерации, созданные в результате
распада колониальных империй, асимметричные и слабоинтегрированные.
“Афро-азиатский” тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР – молодые, но
устойчивые централизованные федерации, созданные “сверху” на базе
компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств
и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации,
высокоасимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как
правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в
центре и на местах. ЮАР, в которой процесс государственного строительства
после слома режима апартеида еще не завершен, сочетает признаки “афро-
азиатского” и “переселенческого” типов, регионы, основывающиеся на прежнем
размежевании между “независимыми” бантустанами и традиционными
историческими провинциями, возникшими в ходе освоения территории
европейскими переселенцами.
“Нигерийский” тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма – молодые
высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами,
возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного
устройства использованы центральными властями (“сверху) как средство
сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом
Страницы: 1, 2, 3, 4