Рефераты. Правовая концепция иностранных инвестиций в России






факта внесения вклада в имущество вновь создаваемого или уже существующего

предприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию внешнеторговой сделки

по импорту оборудования, предназначенного быть вкладом в предприятие с

иностранными инвестициями, лицензионного соглашения и т.д.. Регистрация

юридических фактов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа

материальных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. приносить

прибыль, является государственным регулированием инвестиций, а критерии,

согласно которым соответствующий компетентный орган государства будет

принимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чётко

закреплены в законодательстве об иностранных инвестициях.

Одним из способов осуществления иностранных инвестиций

согласно ст.3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" является "создание

предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также

филиалов иностранных юридических лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия

филиалов процедуре, установленной для случаев создания предприятий с

иностранными инвестициями.

Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов иностранных

предприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24 Закона. Ст. 12 Закона "Об

иностранных инвестициях в РФ", имеющая заголовок "Организационно-правовые

формы и виды предприятий с иностранными инвестициями", содержит два абзаца,

первый из которых определяет организационно-правовые формы предприятий с

иностранными инвестициями, (в настоящий момент этот пункт следует

трактовать исходя из положений Гражданского Кодекса РФ. Части первой.) а во

втором абзаце перечисляются виды предприятий с иностранными инвестициям.

При этом, не называя напрямую перечень правовых категорий в главе "Виды

предприятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд ставит

как "предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (СП),

"предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам", так и их

филиалы, включая филиалы иностранных юридических лиц.

Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предприятий и

филиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Закона устанавливает, что "

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями

осуществляется ... для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и

филиалов иностранных юридических лиц при наличии следующих документов

...(перечень)." Согласно ст.17 Закона, предприятие с иностранными

инвестициями "приобретает право юридического лица с момента регистрации".

Здесь положения Закона вступают в противоречие с действующим гражданским

законодательством, наделяя филиалы правомочиями и статусом юридического

лица с обязательной регистрацией как основанием возникновения

правосубъектности этих образований. Указанный подход остался в

правотворческой практике со времён регулирования деятельности СП в бывшем

СССР, когда филиалы СП наделялись статусом юридического лица. Таким

образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", провозглашая национальный

режим для предприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этот

недостаток. И если предположить, что филиалы предприятий с иностранными

инвестициями наделяются правами юридического лица и учреждаются в форме

акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам

собой напрашивается вопрос о том, какая разница существует в правовом

положении этих предприятий и их филиалов.

Заставляет обратить на себя внимание и практический аспект открытия

филиалов и представительств предприятий с иностранными инвестициями. В РФ

продолжает действовать Положение о порядке открытия и деятельности в СССР

иностранных представительств Постановлением Совета Министров СССР

N1074 (Собрание Постановлений Совмина СССР N1.1991 год.), которое

предусматривает, что инофирмы могут открывать свои представительства с

особого разрешения уполномоченного органа. При этом указывается, что

разрешения могут выдаваться инофирмам, в сотрудничестве с которыми

заинтересованы советские организации, в частности, "с известными у себя в

стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших себя в качестве

партнёров советских организаций", с "заключившими с соответствующими

советскими организациями крупномасштабные сделки", с "имеющими большой

товарооборот с советскими организациями". Приведённый перечень инофирм,

которым, согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на открытие

представительства, является примером перечня критериев, которыми обычно

руководствуется регулирующий орган государства при принятии решения о

допуске иностранного капитала в страну, т.е. оцениваются возможности

иностранной фирмы и потребности в иностранном капитале в данной сфере его

приложения.

Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы касался процедуры

открытия филиалов предприятий с иностранными инвестициями, то в отношении

представительств такой нормативный акт отсутствует, и на практике местные

органы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрацию

представительств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческих

организаций.

Требование регистрации открытия филиала или представительства вступает

в противоречие с действующим гражданским законодательством, согласно

которому филиалы и представительства, в том числе и иностранных фирм, могут

осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями,

предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениями

которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается действующими

ведомственными нормативными актами в области налогообложения и валютного

регулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойного

налогообложения.

Примером может служить договор между Россией и США "Об избежании

двойного налогообложения и предотвращения уклонения о налогообложения в

отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.93г., ст 5. К числу

ведомственных нормативных актов, принятых в развитие Закона "Об основах

налоговой системы РФ" относится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993 года "О

налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (

Российские Вести 1993 год. N5.), которая признаёт в качестве плательщиков

налогов на прибыль любые иностранные юридические лица, действующие на

территории РФ через постоянное представительство, при этом под

представительством юридического лица понимается бюро, контора, агентство,

любое другое постоянное место осуществления деятельности. Инструкция

разграничивает понятия представительства и предприятия с иностранными

инвестициями. "Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником

предприятия с иностранными инвестициями ... осуществляет также другую

деятельность в РФ от своего имени ...

через постоянное место деятельности, оно также подлежит налогам на прибыль"

п.10. Следует подчеркнуть, что в соответствии с этой инструкцией для целей

налогообложения факт регистрации представительства инофирмы значения не

имеет.

Из вышеприведённых положений налоговой инструкции следует, что

представительства иностранных фирм могут выполнять свои функции не

обременяя себя заботами о регистрации, что соответствует требованиям

современного делового оборота, интересам Бюджета России и соображениям

здравого смысла.

Открытие филиала или представительства иностранного юридического лица

в принципе не может само по себе рассматриваться как инвестирование

капитала и не должно, таким образом, подпадать под действие Закона об

иностранных инвестициях. Дело в том, что когда речь идёт об

инвестировании, предполагается, что лицо - инвестор - предоставляет

некоторое имущество, которым он владеет на законном основании, с целью

последующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала или

представительства иностранной фирмы является одной из форм осуществления

внешнеэкономической деятельности иностранных юридических лиц на территории

Российской Федерации и может быть не связано с капиталовложениями, а иметь

целью облегчение заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёрами.

Более современной с точки зрения делового оборота и создания

благоприятного инвестиционного климата при сохранении государственного

контроля является процедура аккредитации представительств иностранных фирм.

Аккредитация не влечёт за собой создания нового юридического лица, и

для осуществления внешнеэкономической деятельности фирме достаточно

назначить своего представителя, который может быть избран из числа

российских граждан или юридических лиц. Для заключения сделок и

осуществления других полномочий представителю выдаётся доверенность.

На сегодняшний день аккредитацию представительств осуществляет Торгово-

промышленная Палата РФ или Регистрационная Палата при Министерстве

Экономики России. Для аккредитации представительства иностранной фирмы

необходимо предоставить следующие документы : устав компании, документ,

подтверждающий факт регистрации компании, решение об открытии

представительства, доверенность, выданная компанией своему представителю

(физическому или юридическому лицу), справка из банка, подтверждающая

платёжеспособность компании и рекомендации фирм - российских партнёров

компании. Срок рассмотрения документов для принятия решения - не более двух

месяцев.

В случае открытия филиала или представительства иностранного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.