Рефераты. Права человека на защиту своих прав в Европейском Суде






преступлений, защиты здоровья, нравственности, репутации или прав других

лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или

обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Каким ограничениям подвержена свобода распространения мнений и

убеждений с точки зрения российского законодательства? Некоторые

ограничения установлены в пункте 2 статьи 29 Конституции России, где

запрещается распространение убеждений, возбуждающих чувства социальной,

расовой, национальной или религиозной ненависти, вражды или превосходства.

Означает ли это, что за указанными пределами свобода выражения мнений и

убеждений, в том числе и в средствах массовой информации ничем не

ограничена? Врядли.

Общий принцип ограничения в осуществлении прав и свобод установлен в

пункте 3 статьи 17 Конституции: «Осуществление прав и свобод человека и

гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Поэтому

абсолютны лишь установленные Конституцией запреты - например, запретна

принуждение гражданина к выражению своих мнений или отказу от них, а

дозволения ограничены пределами, установленными в пункте 3 статьи 17

Конституции, обеспечивающей необходимый баланс между интересами личности и

общества. Поэтому, в частности, пределы свободе выражения мнения ставит

пункт 1 статьи 21 Конституции: «Достоинство личности охраняется

государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Любое выраженное мнение имеет определенную форму и содержание.

Содержанием служит умозаключение лица, и его выражение вовне не подвержено

никаким ограничениям, кроме установленных в пункте 2 статьи 29 Конституции.

Иначе обстоит дело с формой выражения мнения. Во-первых, она не должна

унижать честь и достоинство личности. Во-вторых, поскольку цель выражения

мнения состоит в восприятии его третьими лицами, форма его выражения должна

исключать возможность заблуждения здравомыслящих третьих лиц по поводу

того, является ли сообщение выражением субъективного мнения или

утверждением о факте. Если эти требования не выполняются, выразитель мнения

должен нести связанные с их невыполнением возможные отрицательные

последствия.

Своеобразно преломляется свобода совести и религии в контексте статьи

2 Протокола от 20 марта 1952 года к Конвенции, где предусмотрено право

каждого на образование. Эта статья не только запрещает отказ человеку в

осуществлении права на образование, но и предусматривает обязанность

государства уважать право родителей обеспечивать образование и обучение

своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и

философскими убеждениями.

Политические свободы. Статья 11 Конвенции предусматривает право

каждого на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая

право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех,

которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в

интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях

предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности

или защиты прав и свобод других лиц. Допускается установление в законе

ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав

вооруженных сил, полиции и государственного управления.

На обеспечение свободного волеизъявления народа направлена статья 3

Протокола от 20 марта 1952 года, где предусмотрена обязанность участников

Конвенции проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем

тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное

волеизъявление народа в выборе законодательной власти[8].

Глава 2. Процесс в Европейском Суде.

Европейская конвенция о защите прав и свобод граждан предусматривает

два типа процедур контроля, за исполнением ее положений: рассмотрение

докладов и рассмотрение индивидуальных сообщений. Рассмотрение

индивидуальных сообщений проходит два основных этапа:

• определение приемлемости или неприемлемости жалобы, причем

этот вопрос может возникнуть на любой стадии изучения

спора;

• решение вопроса по существу.

Основными контрольными органами, созданными Европейской конвенцией,

являются Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по

правам человека. В системе контроля европейской конвенции функции Комиссии

предполагают, что она выступает как бы фильтром на пути индивидуальных

сообщений в Европейский Суд.

Индивидуальное сообщение может быть подано в Комиссию лично или же

адвокатом по поручению. Сообщение должно содержать имя петиционера,

указание ответственного за нарушение правительства, объект претензии и, по

возможности указание на те положения Конвенции, которые, как

предполагается, были нарушены и на которые опирается петиционер.

Важно знать условия приемлемости рассмотрения индивидуальных жалоб в

Европейском Суде, так как при несоблюдении хотя бы одного из них

жалобы не подлежат рассмотрению и соответственно не

подлежат международной защите.

Индивидуальное сообщение признается приемлемым при соблюдении

следующих условий:

1. Государство, на которое подана жалоба, должно быть участником

Европейской Конвенции и соответствующих протоколов;

2. Любое дело принимается к рассмотрению только тогда, когда исчерпаны все

национальные средства и в течение шести месяцев после даты принятия

последнего решения на национальном уровне;

3. Не принимаются анонимные жалобы, или жалобы, которые уже рассматривались

Комиссией по правам человека и не содержат новых обстоятельств дела;

4. Индивидуальное сообщение будет признано неприемлемым, если

Комиссия признает ее несовместимой с положениями Конвенции, явно

необоснованной (ст. 27).

Комиссия по правам человека не однократно подчеркивала, что ее

авторитет и эффективность может пострадать, если она будет тратить время на

«ничтожные» жалобы, отвлекающие ее от действительно серьезных дел.

Наглядной иллюстрацией этой позиции является признание петиции

неприемлемой, если в ней, например, заявитель пытался доказать, что

наложенный на него штраф за нарушение правил дорожного движения

оскорбляет его человеческое достоинство и должен

расценивать как прямое нарушение ст. 3 Европейской Конвенции[9].

Что касается исчерпанности национальных средств защиты, то это

наиболее сложный вопрос толкования, когда решения принимаются с учетом

особенностей конкретной правовой системы. В литературе начинают

вырисовываться некоторые рекомендации в этой области применительно к

России. Полагаем, что со временем сформируется соответствующая практика

Европейского Суда с учетом российских особенностей судебной системы.

Поэтому сейчас важно отметить лишь принципиальные подходы к проблеме, а

именно:

• При рассмотрении вопроса о том, исчерпал ли заявитель все

внутренние средства защиты, Комиссия констатировала, что заявитель не

обязан ссылаться в судебных органах своей страны на Европейскую

Конвенцию о защите прав человека, если он сослался на национальные

законодательные положения аналогичного содержания (Карло против

Франции (1991 г.). Однако заявитель должен ссылаться на Конвенцию

в том случае, если она является единственным

юридическим основанием в данном случае (Девеер против

Бельгии (1980 г.).

• В решении от 11 мая 198 1 г. о приемлемости

петиций №92 14-80, 9473-81. 9474-81 Комиссия прямо ссылается на

свою собственную устоявшуюся практику, в

соответствии с которой от частного лица не требуется

прибегать к не эффективным средствам правовой защиты не дающих

не каких шансов на успех.

будучи государством-ответчиком, утверждала, что истец (Оцтюре) не исчерпал

все внутренние средства защиты, так как не стал обращаться в федеральный

Конституционный суд. Однако доводы ответчика были отвергнуты в связи с тем,

что на тот момент когда заявитель юридически имел возможность обратиться в

Конституционный суд, практика его была достаточно определена по данному

вопросу и не оставляла потерпевшем; шансов на успех.

С другой стороны, комиссия в своем решении № 712-60 признала

следующее: «Если вопрос о том в состоянии ли конкретное средство правовой

защиты по своей природу дать реальный шанс на успех, вызывает сомнения,

этот вопрос должен Сыть передан на рассмотрение самих внутренних судебных

органов» (С Р.т. 8, с.3 8). Для России особенно важна практика Комиссии,

когда признается, что заявителю нет необходимости терять время в

национальных судебных инстанциях, когда есть разъяснения верховных судебных

органов начисто лишающих его шансы на выигрыш дела, или когда

неблагоприятная для него позиция судов заведомо известна, так как другие

физические и юридические лица, оказывавшиеся точно в таком же положении,

неизменно получали отказ (решение Комиссии от 4 марта 1980 г. относительно

приемлемости петиции № 8387 - 78-Р Д. т. 9 с. 23 3) или когда

разбирательство дела затягивают сверх всякой меры (решение Комиссии от 2 8

сентября 19 76 г. относительно приемлемости петиции № 7 1 6 1 - 7 5 - Р Д,

т. 7 , с . 100 и другие). Таким образом, обязанность обратиться в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.