Рефераты. Права человека на защиту своих прав в Европейском Суде






ассоциаций, право на вступление в брак, право на эффективные средства

правовой защиты и запрещение дискриминации, запрещение злоупотреблений

правами, право на беспрепятственное пользование имуществом, право на

образование, право на свободные выборы, запрещение лишения свободы за

долги, свобода передвижения и запрещение высылки, право на апелляцию по

уголовным делам, право на компенсацию в случае судебной ошибки, право не

привлекаться к суду или повторному наказанию, равноправие супругов. Многие

из этих прав упомянуты в Конституции, Гражданском, Гражданском

процессуальном, Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской

Федерации.

Как видим, перечень установленных в Конвенции прав и запретов на их

нарушения достаточно широк. Для защиты названных прав и свободы необходимо

представлять, какое содержание вкладывает них Конвенция. Уяснить это

позволяет как сам текст Конвенции и Протоколов к ней, так и анализ решений

Суда по конкретным делам.

Проведем небольшой обзор этих прав и свобод. Заметим, что приведенная

ниже классификация прав и свобод достаточно условна.

Так, например, запрещение пыток направлено на охрану не только

здоровья, но и достоинства личности, а запрещение рабства имеет целью

охрану как независимости, так и личной свободы человека. Тем не менее эта

классификация способствует лучшему восприятию положений Конвенции.

Жизнь и здоровье. Статья 2 Конвенции предусматривает, что право

каждого лица на жизнь должно охраняться законом. Первоначально Конвенция

предусматривала а качестве единственного законного основания для

намеренного лишения жизни смертный приговор, вынесенный судом за совершение

преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В

связи с принятием Протокола № 6 это основание отпадает, так как в статье 1

этого Протокола провозглашается отмена смертной казни и устанавливается,

что никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Между тем по-прежнему сохраняет силу предусмотренный в пункте 2 статьи

1 Конвенции перечень случаев, когда лишение жизни не рассматривается как

нарушение права на жизнь в смысле статьи 1 Конвенции. Так, лишение жизни

признается правомерным, если оно является результатом применения силы, не

более чем абсолютно необходимой:

- для защиты любого лица от противоправного насилия;

- для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица,

задержанного на законных основаниях;

- в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или

мятежа.

Статья 3 Конвенции, охраняя здоровье и достоинство человека, запрещает

применение в отношении него пыток и бесчеловечного или унижающего

достоинство обращения или наказания. Под унижающим достоинство обращением и

наказанием понимается, в числе прочего, ненадлежащие условия содержания под

стражей, психическое и физическое воздействие на подозреваемого,

обвиняемого или осужденного, неоказание ему медицинской помощи и т.п. В

современных российских реалиях условия содержания в следственных изоляторах

и тюрьмах таковы, что можно ожидать целой волны жалоб от лиц, содержащихся

под стражей (разумеется, если российская судебная система окажется

неспособна эффективно защитить их права).

Достоинство, независимость и равноправие. Пункт 1 статьи 4 Конвенции

запрещает содержание человека в рабстве или подневольном состоянии. Эти

формы угнетения человека предполагают всеобъемлющую зависимость человека от

другого лица. При этом человек оказывается в роли объекта либо права

собственности (рабство), либо иного права, обеспечивающего подневольное

состояние.

Пункт 2 той же статьи запрещает привлечение человека к принудительному или

обязательному труду. Такой труд не включает в себя:

любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в

заключении согласно статье 5 Конвенции или условно освобожденное от такого

заключения,

- любую военную службу в странах, где е качестве законного признается

отказа от военной службы на основании вероисповедания; службу, назначенную

вместо обязательной военной службы (альтернативную гражданскую службу);

- любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия,

угрожающих жизни или благополучию населения;

любую работу или службу, которые входят в обычные гражданские обязанности.

Суд, устанавливая содержание понятий принудительного или обязательного

труда, исходит из определения, содержащегося в статье 2 Конвенции

Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном

труде». 8 этой норме под принудительным или обязательным трудом понимается

всякая работа или служба, для выполнения которой лицо не предложило своих

услуг добровольно, но тем не менее принуждается к ее выполнению под страхом

применения какого-либо наказания.

Особый интерес для российских граждан в связи с существующей ситуацией

в законодательстве может представить вопрос об альтернативной службе.

Право на замену обязательной военной службы альтернативной гражданской

гарантировано статьей 59 Конституции России, но на практике граждане

испытывают сложности при его реализации. Новый Федеральный закон о воинской

обязанности и военной службе вступил в силу 2 апреля 1998 года. В нем также

предусмотрено право граждан на замену воинской службы альтернативной в

соответствии с Конституцией и федеральным законом, который пока не принят.

Поэтому не исключены коллизии, которые могут являться нарушением статьи 4

Конвенции.

В соответствии со статьей 8 Конвенции каждый имеет право на уважение

его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Вмешательство

государственных органов в осуществление этого права не допускается, за

исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в

демократическом обществе в интересах национальной безопасности,

общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях

предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или

нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Исходя из анализа решений Суда, для квалификации союза людей в

качестве семьи существенно осознание ими себя в качестве семьи, совместное

проживание и ведение общего хозяйства. Юридическое оформление семейных

связей не имеет решающего значения для целей применения статьи 8 Конвенции.

Одно из личных неимущественных прав человека - это право на вступление

в брак и создание семьи. Поэтому статья 12 Конвенции предусматривает право

мужчин и женщин, достигших брачного возраста, вступать в брак и создавать

семью в соответствии с национальным законодательством. В России порядок и

условия вступления в брак регулируются Семейным кодексом РФ.

Важнейшее значение имеет статья 14 Конвенции, направленная на

недопущение дискриминации. Запрещается установление каких-либо предпочтений

или ограничений при обеспечении возможности осуществления человеком

предусмотренными в Конвенции прав и свобод по признакам пола, расы, цвета

кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или

социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам,

имущественного положения, рождения или иным признакам.

Статья 5 Протокола №7 направлена на обеспечение равноправия супругов в

отношениях между собой и в отношениях со своими детьми, в том, что касается

вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В

Семейном кодексе РФ также есть нормы, устанавливающие равенство прав

родителей. Однако анализ российской судебной практики показывает, что

зачастую суды по-прежнему необоснованно оказывают предпочтение матерям при

разрешении споров о передаче детей на воспитание. Сохранение таких традиций

в судебной практике может создать основания для обращения в Европейский

суд.

Развитие и свобода самовыражения.

На обеспечение свободы мысли, совести и религии направлена статья 9

Конвенции. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения,

исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно

с другими лицами, публичным или частным порядком, а богослужении, учении и

отправлении религиозных и ритуальных обрядов.

Ограничениям может быть подвергнута лишь свобода исповедовать свою религию

или свои убеждения. Такие ограничения устанавливаются только законом и лишь

в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе в интересах

общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и

нравственности или для защиты прав и свободы других лиц.

Со свободой мысли тесно связана и свобода выражения мнения. Согласно статье

10 Конвенции каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это

право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и

распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны

государственных органов и независимо от государственных границ. Однако

введение государством лицензирования радиовещательных, телевизионных или

кинематографических предприятий не рассматривается как ограничение свободы

выражения мнения.

В статье 10 Конвенции констатируется, что осуществление этих свобод

налагает обязанности и ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с

формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями,

предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в

интересах национальной безопасности, территориальной целостности или

общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.