Рефераты. Понятие международного договора






самого договора, который еще не вступил в силу, а из нормы общего

международного права. Рассматриваемая обязанность существует с момента

подписания договора под условием его последующего утверждения и до тех пор,

пока государство не выразит своего намерения не утверждать его.

В случае нарушения обязательств по международному договору РФ другими

участниками Президенту или в Правительство (в зависимости от того, в чьей

компетенции находятся вопросы, регулируемые договором) представляются

предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами

международного права и условиями самого договора. Предложения

представляются Министерством иностранных дел либо иными федеральными

органами исполнительной власти совместно с Министерством иностранных дел.

Согласно статьи 34 Федерального закона «О международных договорах

Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации в порядке,

определяемом федеральным конституционным законом18, разрешает дела о

соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу для

Российской Федерации международных договоров либо отдельных их положений,

разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной

власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации

и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с

заключением международных договоров Российской Федерации. Не вступившие в

силу для Российской Федерации международные договоры, признанные

Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции

Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению.

Сложным и недостаточно изученным является вопрос о контроле за

соответствием международных договоров Конституции РФ. Не наработана

практика относительно обращений в Конституционный Суд с запросом о проверке

конституционности не вступившего в силу международного договора РФ.

Конституционный Суд наделен правом осуществлять предварительный контроль в

единственном случае - в отношении международных договоров, не вступивших в

силу.

Представляется, что в целях обеспечения единства правовой системы

государства Конституционный Суд вправе рассматривать вопрос о

конституционности международного договора в любой момент до его вступления

в силу.

§ 2. Недействительность международных договоров

Право договоров исходит из презумпции действительности договоров.

Договор рассматривается как действительный, за исключением тех случаев,

когда иное установлено в соответствии с международным правом. Эта

презумпция нашла отражение и в формулировке принципа “pacta sunt servanda”

в Венских конвенциях: “Каждый действующий договор обязателен для его

участников и должен ими добросовестно выполняться” [1.5-1.6].

Действительность договора имеет два аспекта - процессуальный и

материальный. Первый состоит в правомерности процесса заключения.

Материальная действительность состоит в том, что содержание договора

законно с точки зрения международного права. Поэтому действительным

является законно заключенный договор с правомерным содержанием. Но есть и

еще один аспект. Осуществление договора должно также протекать в рамках

международного права. Если последующая практика применения договора,

выражающая согласие участников, приводит к нарушению норм международного

права, то возникает вопрос о его действительности.

Международной практике известны случаи прекращения договора одной из

сторон на том основании, что при пользовании вытекающими из него правами

другая сторона нарушила нормы международного права. Недействительность

может быть относительной и абсолютной. Первая делает договор оспоримым. Ее

основаниями являются: ошибка, обман, подкуп представителя. Абсолютная

недействительность означает ничтожность договора с самого начала. Ее

основания: принуждение представителя, принуждение государства, противоречие

императивной норме общего международного права. Случаи относительной

недействительности встречаются сравнительно редко.

Абсолютная недействительность - сравнительно новое явление, вносящее

серьезные изменения во все международное право и характеризующее степень

его развития.

В международном праве существовало парадоксальное положение -

принуждение представителя государства делало договор недействительным, а

принуждение самого государства считалось законным. Утверждение в

международном праве нормы о недействительности навязанных силой договоров -

важный шаг на пути прогрессивного развития этого права. Венские конвенции

содержат эту норму в следующем виде: “Договор является ничтожным, если его

заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение

принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации

Объединенных Наций”. До самого принятия Венской конвенции 1969 г. в

доктрине встречались высказывания о том, что сила, примененная против

самого государства, вообще не считается влияющей на действительность

договоров. Между тем Лига Наций еще в 1932 г. приняла резолюцию,

подтверждающую эту норму. Сегодня она обусловлена принципом неприменения

силы, закрепленным Уставом ООН. Поэтому Комиссия международного права с

полным основанием констатировала, что упомянутая норма представляет собой

принцип, являющийся “lex lata” в международном праве наших дней. Договор

недействителен в случае, если сила применялась в нарушение принципов Устава

ООН. Применение силы в соответствии с этими принципами не делает договор

недействительным. В отношении мирных договоров, заключенных в результате

второй мировой войны, это прямо предусмотрено ст. 107 Устава. На будущее

такая возможность предусмотрена статьями Венских конвенций. В прошлом

считалось, что неравномерное обременение одного из участников за счет

другого не является препятствием для обязательности трактатов.

Неравноправные договоры получили широкое распространение.

Сегодня недействительность договоров, противоречащих основным

принципам международного права, можно считать общепризнанной. Она вытекает

из ст. 103 Устава ООН, предусматривающей преимущественную силу вытекающих

из него обязательств в случае противоречия с обязательствами члена по

какому-либо другому международному соглашению. Ст. 53 Венской конвенции

установила: “Договор является ничтожным, если в момент заключения он

противоречит императивной норме общего международного права” [1.5]. Главное

место среди императивных норм занимают основные принципы международного

права. Возникновение новой императивной нормы делает недействительными

противоречащие ей договоры, которые были заключены до этого. Положения

договора, недействительность которого установлена, не имеют юридической

силы. Каждый из участников вправе требовать от другого участника

восстановить по возможности положение, которое сложилось до осуществления

договора [1.3, 1.5-1.6, 1.8 и др.].

§ 3. Прекращение и приостановление письменных форм международных

договоров

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою

обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать

для них права и обязательства. Приостановление действия международного

договора - это перерыв в действии договора на какой-то период времени. На

время приостановления действия договора участники не могут пользоваться

вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие

обязательства.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О международных договорах РФ»

прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия

международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого

договора и нормами международного права органом, принявшим решение о

согласии на обязательность для РФ международного договора. Однако есть

исключение: Президент вправе принимать, если это вызывается необходимостью,

решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров

РФ, согласие на обязательность которых для РФ давалось Правительством. Эта

норма учитывает особую роль Президента, на которого согласно Конституции

(ст. 86) возложено осуществление руководства внешней политикой страны.

Предложения о прекращении или приостановлении действия международных

договоров РФ (порядок их представления устанавливает ст. 36 Федерального

закона «О международных договорах РФ») рассматриваются Государственной

Думой в соответствии с ее регламентом. Принятый Государственной Думой

федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или

приостановлении действия международного договора РФ в течение пяти дней

передается на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение Государственной

Думой законопроектов о прекращении или приостановлении действия

международных договоров РФ, а Советом Федерации принятых ею законов

осуществляется в таком же порядке, как и по вопросам ратификации договоров.

Федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или

приостановлении действия международного договора РФ, принятый Федеральным

Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для

подписания и обнародования.

В п. 4 ст. 37 Федерального закона «О международных договорах Российской

Федерации» сформулировано право Президента приостанавливать действие

международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого

для РФ принималось в форме федерального закона. Такое приостановление может

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.