Рефераты. Понятие международного договора






относительно недавней практики межгосударственных отношений. Так, в

сентябре 1998 года состоялось подписание совместного коммюнике об

электронной коммерции президентом США и ирландским премьер-министром

посредством электронной цифровой подписи. И хотя данное коммюнике не

являлось международным договором, тем не менее в будущем вполне можно

предвидеть появление «электронных» международных договоров.

Под структурой договора понимаются составные части договора. К ним

относятся название договора, преамбула, основная и заключительная части,

подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, в ней обычно указываются

стороны (участники) договора, лица, уполномоченные на заключение договора,

полномочия этих лиц. Зачастую в преамбуле излагаются цели и причины,

побудившие стороны к заключению договора.

Основная часть письменной формы договора делится на статьи, некоторые

могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах

статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части письменной формы договора излагаются такие

положения, как условия вступления в силу и прекращения договора, язык, на

котором составлен текст договора, и т.д [2.12, 2.14-2.15].

К договору могут быть приложены различного рода приложения: протоколы,

письма, ноты сторон, содержащие соответствующие уточнения, пояснения и т.

д. По соглашению сторон, предусмотренному в самом тексте договора,

приложения могут составлять нераздельную часть основного договора и иметь

одинаковую юридическую силу.

Текст договора содержится, как правило, в одном документе. Однако в

том случае, когда договор заключается путем обмена нотами или письмами, то

его текст содержится в двух или более связанных между собой документах (в

данном случае в нотах или письмах, которыми обменялись договаривающиеся

стороны).

Договоры могут иметь самые различные наименования (например,

конвенция, коммюнике, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт,

декларация, протокол, акт и т.д.) либо быть без названия [2.1 и др.].

Договаривающиеся стороны сами определяют, на каких языках составляется

текст договора. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках

обеих договаривающихся сторон, но они могут выбрать какой-либо другой язык

или другие языки. Так, Портсмутский мирный договор 1905 года между Россией

и Японией был исполнен на английском и французском языках. Иногда помимо

двух языков договаривающихся сторон текст договора составляется и на

третьем (нейтральном) языке. Как правило, этот текст берется в качестве

основы толкования договора. Обязательного “языка договора” современное

международное право не знает [2.2 и др.].

Тексты многостороннего договора на разных языках являются аутентичными

и имеют одинаковую юридическую силу [2.5 и др.].

В средние века все договоры обычно писались на латинском языке. С XVII

века латинский язык был вытеснен французским; в начале XX века английский

язык наравне с французским становится языком дипломатии[1]. Впрочем, от

обычая заключения международных договоров на каком-либо одном общепринятом

языке в XX веке отказались.

После Великой Октябрьской социалистической революции русский язык

официально признан международным. Особенно после второй мировой войны

русский язык получает широкое применение на дипломатической арене. Так,

Устав Организации Объединенных Наций составлен на русском, французском,

английском, китайском и испанском языках. Договоры Российской Федерации с

иностранными государствами обычно заключаются на русском языке и языке

контрагента.

§ 3. Юридическая значимость международных договоров в правовой

системе России

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

являются частью ее правовой системы. В литературе высказывается критическое

мнение относительно включения в правовую систему страны всех общепризнанных

принципов и норм международного права на том основании, что многие из них

предназначены для регулирования только межгосударственных отношений.

Действительно, эти принципы и нормы, как и международное право в целом,

предназначены для регулирования межгосударственных отношений. Однако,

будучи включенными в национальную правовую систему, они обретают новое

юридическое качество. В частности, Конституция РФ обязала все органы

государственной власти следовать этим принципам и нормам, создав

конституционную гарантию соблюдения общепризнанных принципов и норм10.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции нормы международных договоров имеют

преимущественную силу перед законами в том случае, если они содержат иные

правила поведения. При этом выражение «иные правила» подразумевает любые

несоответствия правил закона и договора. В соответствии с подп. «а» п. 1

ст. 15 Федерального закона «О международных договорах РФ», такие

международные договоры подлежат обязательной ратификации.

В определении Конституционного Суда от 3 июля 1997 года11 по запросу

Московского областного суда устанавливается, что международный договор

обладает преимуществом по отношению ко всякой норме внутреннего права, а не

только по отношению к закону.

Важное юридическое значение для определения места международных

договоров в российской правовой системе имеет норма ст. 22 Федерального

закона «О международных договорах РФ», согласно которой если международный

договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений

Конституции, то решение о согласии на его обязательность для России

возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих

поправок в Конституцию или пересмотра ее положений. Тем самым гарантируется

юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей

юридической силой.

Из этого можно заключить, что в российской правовой системе

международный договор, устанавливающий не соответствующее закону правило

поведения, можно поместить между федеральными и федеральными

конституционными законами12.

Международный договор, устанавливающий иные правила, не отменяет

действия российского закона. Его преимущественная сила может проявляться

только на стадии правоприменения.

Во второй, заключительной главе, рассмотрим основную - письменную форму

заключения, толкования, применения и прекращения международных договоров.

ГЛАВА II. Основная форма применения международных договоров России

§ 1. Заключение, толкование и применение письменной формы

международных договоров России

Заключение международного договора - это сложный процесс, состоящий из

ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве

случаев состоит, как отмечает Г.И. Тункин, в согласовании «воли государств,

результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах

договора»13.

Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии

заключения договоров (ст. 9-11): принятие текста договора, установление

аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон

на обязательность договора.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть

предложение какого-либо государства или же группы государств или

международной организации заключить определенный договор с одновременным

представлением проекта текста договора.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О международных договорах РФ»

решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров

России принимаются: в отношении договоров, заключаемых от имени Российской

Федерации, - Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени

Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ,

и договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, - Правительством РФ.

Правительством РФ принимаются решения о проведении переговоров о заключении

международных договоров РФ межведомственного характера. Решения о

подписании международных договоров межведомственного характера принимаются

федеральным министром, руководителем иного федерального органа

исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые

такими договорами, по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.

Уполномоченные стороны и их полномочия в международных договорах.

Согласно Венской конвенции 1969 года (ст. 7) следующие лица в силу их

функций и без необходимости предъявления полномочий считаются

представляющими свое государство: а) главы государств, главы правительств и

министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к

заключению договора; б) главы дипломатических представительств - в целях

принятия текста договора между аккредитующим государством и государством,

при котором они аккредитованы; в) представители, уполномоченные

государствами представлять их на международной конференции или в

международной организации, или в одном из ее органов, - в целях принятия

текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком

органе. Этому соответствуют положения ст. 12 Федерального закона «О

международных договорах РФ».

Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных

договоров РФ предоставляются: в отношении договоров, заключаемых от имени

Российской Федерации, - Президентом РФ; в отношении договоров, заключаемых

от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.