Рефераты. Отрасли, субъекты и принципы международного права






по морскому праву Международной морской организации (ИМО).

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции

ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль (Россия,

Польша, Франция, Япония, Индия). В отдельных государствах принята меньшая

ширина – 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, Германия).

Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним

являются составной частью территории прибрежного государства и находятся

под его суверенитетом. Оно имеет большое значение для международного

морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его

внутреннего режима, которая заключается в праве мирного прохода. Суда

всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное

море. Предварительного разрешения властей прибрежного государства на

такой проход не требуется. А промысловая деятельность иностранными судами

осуществляется только с разрешения властей прибрежного государства или на

основе специального соглашения с ним.

§4. Международное воздушное право.

Международное воздушное право представляет совокупность норм,

регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного

пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности

и обеспечения безопасности гражданской авиации. Оно охватывает два

аспекта: правовое регулирование международных полетов в воздушном

пространстве того или иного государства и правовое регулирование полетов

в международном воздушном пространстве. Каждое государство обладает

полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством,

находящимся в пределах его сухопутной и водной территории.

Основным источником международного воздушного права являются

международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим

основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция

1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над

своим воздушным пространством. В 1929 г. в Варшаве был подписан другой

многосторонний договор – Конвенция для унификации некоторых правил,

касающихся международной воздушной перевозки. Важнейшим международным

актом стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о международной

гражданской авиации. Во второй части Конвенции содержатся положения об

учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями

которой являются разработка принципов и методов международных

аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта,

поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов, способствовать

безопасности полетов. Продолжает действовать важная для международного

регулирования Конвенция 1952 г. об ущербе, причиненном иностранными

воздушными судами третьим лицам. Страны СНГ подписали в 1992 г.

Соглашение об использовании воздушного пространства.

В рамках СБСЕ 24 марта 1992 г. подписан Договор по открытому небу,

устанавливающий “режим открытого неба”, то есть право государств-

участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг

друга. Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных

полетов над территорией государств-участников с использованием

невооруженных самолетов, зарегистрированных соответствующими органами

государства-участника и оборудованных предусмотренной аппаратурой

наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета,

содержание которого указывается ИКАО и представляется органам управления

воздушным движением. Договором установлены квоты – количество

наблюдательных полетов, установленное для каждого участника соглашения.

Наблюдательные полеты имеют приоритет по отношению к любым регулярным

воздушным полетам. Данные, полученные аппаратурой наблюдения,

представляются всем участникам соглашения.

Международное воздушное пространство находится над открытым морем,

международными проливами, а также над Антарктикой. Все государства,

независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право

свободно осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не

приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным

судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. В

связи с этим важное значение имеет соблюдение правила – каждое воздушное

судно имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об

Антарктике 1959 г. Все государства имеют право свободно осуществлять над

Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь

стандартов ИКАО. Антарктика, включая воздушное пространство над нею,

используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые

мероприятия военного характера, испытания любых видов оружия, включая

ядерные взрывы.

§5. Международное космическое право.

Международное космическое право – одна из новых отраслей современного

международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами

космического пространства и включающая нормы, которые регулируют

международные правоотношения применительно к статусу космического

пространства как особой внеземной среды и к деятельности государств по

исследованию и использованию этого пространства. Главным источником этой

отрасли является Договор о принципах деятельности государств по

исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и

другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения

космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного

оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой; Соглашение о

спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов,

запущенных в космическое пространство; Конвенция о международной

ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами; Конвенция о

регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство; Соглашение

о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Страны,

входящие в СНГ, заключили Соглашение о совместной деятельности по

исследованию и использованию космического пространства и создали

Межгосударственный совет по космосу.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто

для исследования и использования всеми государствами на основе равенства,

при свободном доступе во все районы небесных тел. Важным элементом

космического права является принцип частичной демилитаризации

космического пространства и полной демилитаризации небесных тел. Это

означает, что государства – участники Договора обязуются не выводить на

орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими

видами оружия массового уничтожения. Исключительно в мирных целях

используются Луна и другие небесные тела, на них установлен режим полной

демилитаризации.

К принципам космического права относится и недопущение вредного

загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды.

Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут

международную ответственность.

Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли

регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который ведется

данным государством. Кроме того, государство информирует об учреждении

такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь,

ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством

регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет

юрисдикцию и контроль над ним во время его нахождения в космическом

пространстве.

Государства могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции,

информируя Генерального секретаря ООН о ее месторасположении и целях

размещения. Для того, чтобы каждое государство-участник могло убедиться в

том, что другие государства действуют в соответствии с Соглашением о

Луне, все космические аппараты, станции и сооружения на Луне являются

открытыми для контроля.

Имеются также международные межправительственные организации, которые

созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним

относятся Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ),

Международная организация космической связи “Интерспутник”, международная

организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).

5. §6. Международное право окружающей среды.

Международное право окружающей среды – это совокупность международно-

правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны

природной среды и ее рационального использования. К этой отрасли

применяется и иное наименование – международное экологическое право.

Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая

их потенциальные возможности и необходимость воспроизводства.

Применительно к международному праву окружающей среды этот принцип был

сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г. Он выражен также в

международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного

или любого иного враждебного использования средств воздействия на

природную среду, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на

большие расстояния 1979 г. В 1985 г. был принят протокол к Конвенции о

сокращении выбросов серы, а в 1988 г. – об ограничении выбросов оксидов

азота. Государства несут международную ответственность за экологический

ущерб. Воплощением этого стали арбитражные и судебные решения по

межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами

в результате аварий на АЭС. Она ощутимо дала о себе знать в чернобыльской

трагедии. В 1986 г. в Вене были заключены конвенции об оперативном

оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии.

Женевские конвенции и Конвенция ООН по морскому праву налагают на

государства обязанность охранять морскую среду обитания. Международная

конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью запрещает ее слив с

судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты

установками по приему остатков нефти с судов. Вопросы возмещения ущерба

регулируются Конвенцией об ответственности за ущерб от загрязнения

нефтью.

Выделяется ряд конкретных направлений сотрудничества в сфере защиты

флоры и фауны, каждое из которых включает группу договоров: регулирование

рыболовства и промысла морских ресурсов; охрана растительного мира

(Международная конвенция об охране растений); защита конкретных видов

животных (Соглашение о сохранении белых медведей и др.); охрана мест

обитания ( двусторонние конвенции об охране перелетных птиц и среды их

обитания).

§7. Международное экономическое право.

Международное экономическое право характеризуется как совокупность

принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в области

экономического сотрудничества. Важнейшим фактором, определяющим

содержание международного экономического права, являются интеграционные

процессы на двух уровнях – глобальном (всемирном) и региональном

(локальном). Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют

международные организации и органы: Организация Объединенных Наций по

промышленному развитию (ЮНИДО), Генеральное соглашение о тарифах и

торговле (ГАТТ), Международный банк реконструкции и развития,

Международный валютный фонд (МВФ), Организация стран – экспортеров нефти

(ОПЕК). На региональном и межрегиональном уровне следует отметить

Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский Союз) и

Экономический союз в рамках СНГ, а также региональные экономические

комиссии ООН.

Одна из особенностей международного экономического права состоит в

активном участии в регулировании актов международных организаций и

конференций. В числе резолюций ООН – Хартия экономических прав и

обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом

порядке.

Торговые договоры как источники международного торгового права имеют особое

значение, поскольку устанавливают основы экономических взаимосвязей. В

соответствии с ними заключаются соглашения о товарообороте. Конвенция ООН о

договорах международной купли-продажи товаров регулирует заключение

договоров и обязательства продавца и покупателя, возникающие из договоров

купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых

находятся в разных государствах.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международное право

сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы,

охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного

сообщества. Такой подход предопределяет понимание международного права как

регулятора международных отношений, как правового комплекса, существующего

в межгосударственной системе.

С этим связано то, что международные договоры и другие международные

юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным

законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему. Законы и

нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными

международным правом, содержащими отсылки к международным договорам,

положения о совместном применении национальных и международных правил.

Сами наименования многих международных договоров свидетельствуют об их

комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Многие

из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с

положениями Конституции и законами РФ.

Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы

его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы,

поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее

предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду

сфера внутригосударственных отношений. Определенные ее элементы по

согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты

совместного регулирования - с участием как внутригосударственных, так и

международно-правовых норм. Отмеченные обстоятельства позволяют

охарактеризовать нормы международного права не только как правила

межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно

государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной

юрисдикции в соответствии с общими интересами государств.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Игнатенко Г.В. Международное право. М., 1995 г.

2. Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992 г.

3. Баскин Ю.Я. История международного права. М., 1990 г.

4. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного

права.. Киев, 1994 г.

5. Мингазов Л.Х. эффективность норм международного права. Казань, 1990

г.

6. Раскалей С.Б. Объективная ответственность государств в международном

праве. Киев, 1995 г.

7. Шуршалов В.М. Право международных договоров. М., 1990 г.

8. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990 г.

9. Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов.

М., 1992 г.

10. Правоведение, учебное пособие (под редакцией Кравцова А.К.), изд.

СПб УЭиФ, 1996 г.

Содержание

Введение. 1

Глава 1. Возникновение и развитие международного права. 2

Глава 2. Субъекты международного права. 4

§1. Государства. 4

§2. Российская Федерация как субъект международного права. 5

§3. Статус субъектов федеративного государства. 6

§4. Правосубъектность международных организаций. 6

Глава 3. Основные принципы международного права. 7

Глава 4. Право международных договоров. 8

Глава 5. Отрасли международного права. 10

§1. Международное гуманитарное право. 10

§2. Международное уголовное право. 11

§3. Международное право в период вооруженных конфликтов. 12

§3. Международное морское право. 13

§4. Международное воздушное право. 13

§5. Международное космическое право. 15

§6. Международное право окружающей среды. 16

§7. Международное экономическое право. 17

Заключение. 17

ЛИТЕРАТУРА. 19

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.