международных договоров. Федеральный закон "О международных договорах РФ”
предусматривает как прекращение, так и приостановление действия договора.
Действие договора может быть приостановлено Президентом РФ в случаях,
требующих безотлагательных мер, с обязательным информированием Федерального
Собрания и внесением проекта соответствующего закона.
Глава 5. Отрасли международного права.
§1. Международное гуманитарное право.
В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм,
ориентированных на человека. Основу составляет принцип уважения прав
человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение. Для
обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин “международное
гуманитарное право”. Использование слова “гуманитарное” согласуется с
терминологией Устава ООН. Он провозглашает цель осуществления
международного сотрудничества в разрешении международных проблем
гуманитарного характера. Данная отрасль права включает нормы трех видов:
1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени; 2) нормы,
предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально
возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых
ситуациях (например, право на свободу мысли, религии, запрещение пыток).
Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что
участниками регулируемых его нормами отношений являются наряду с
государствами и индивиды (физические лица).
Источниками международного гуманитарного права являются: Конвенция о
политических правах женщин 1952 г., конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989
г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите
прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Самостоятельную группу
составляют акты, ориентированные на предотвращение действий, которые
посягают на права больших человеческих коллективов или отдельных людей.
Имеются в виду Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации 1965 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и
наказании за него 1973 г., Конвенция против пыток 1984 г. Далее назовем
региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод
применительно к определенной группе государств и их гражданам. Это
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,
Европейская социальная хартия 1961 г. 26 мая 1995 г. подписана Конвенция
СНГ о правах и основных свободах человека, неотъемлемой частью которой
считается Положение о Комиссии по правам человека СНГ.
Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается
деление прав и свобод по степени их значимости для человека. Целостный
взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской
встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются
существенными для свободного и полного развития личности. Эта же мысль
выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека
1993 г.
В соответствии с положениями международных договоров сложилась
определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями
международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения
прав человека. Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет
Экономический и Социальный Совет. Под его руководством действует Комиссия
по правам человека, в которой представлены 43 государства. Ее
вспомогательным органом является Подкомиссия по предупреждению
дискриминации и защите меньшинств. В составе Секретариата ООН имеется
Центр по правам человека и утверждена должность Верховного комиссара ООН
по правам человека. На региональном уровне также существуют подобные
структурные формирования. В их числе Европейская Комиссия по правам
человека и Европейский Суд, в которых представлено каждое государство –
член Совета Европы. Устав СНГ предусмотрел создание Комиссии по правам
человека из представителей государств – членов Содружества.
Гуманитарное право, действующее в условиях вооруженных конфликтов,
включает международно-правовые нормы, охватывающие все вопросы защиты
жертв войны, как это определено в Женевских конвенциях 1949 г.
§2. Международное уголовное право.
Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях
активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества
государств в предотвращении и пресечении этой деятельности. Сотрудничество
осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов,
один из которых – договорной (конвенционный), то есть он воплощается в
заключаемых государствами договорах, а другой имеет организационно-
правовой характер и проявляется в деятельности общих и специализированных
организаций.
К настоящему времени сложился комплекс многосторонних международных
конвенций, каждая из которых посвящена определенному преступлению:
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о
предотвращении преступлений против лиц, пользующихся международной
защитой, Европейская конвенция о подавлении терроризма. Ряд конвенций о
преступлениях международного характера подготовлен в рамках ООН (Конвенция
ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ). Характерная черта конвенций – это фиксация права
всех без исключения государств быть их участниками. Особую группу
источников международного уголовного права составляют акты,
регламентирующие сотрудничество в борьбе против мира и безопасности
человечества, с военными преступлениями. Выделим акты, характеризующие
правовой статус некоторых международных органов, координирующих
деятельность государств в борьбе с преступностью: Устав Международной
организации уголовной полиции (Интерпола), Положение о Бюро по координации
борьбы с организованной преступностью на территории СНГ.
В рамках Экономического и Социального Совета ООН учрежден Комитет по
предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27
государств. Одна из его функций – проведение раз в пять лет конгрессов ООН
по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В
структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола как
органа взаимодействия органов внутренних дел РФ с аналогичными органами
других государств– членов Интерпола. В штаб-квартире Интерпола во Франции
работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая
фотографии и дактилокарты многих тысяч международных преступников и
описания наиболее опасных преступлений.
Специфика международного уголовного права обусловливает его ощутимое
взаимодействие с национальным уголовным правом. Важнейшие вопросы
предотвращения и пресечения международных преступлений разрешимы только в
результате совместного применения норм международного уголовного права и
норм национального уголовного права.
3. §3. Международное право в период вооруженных конфликтов.
Это самостоятельная отрасль международного права – совокупность
конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в
вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по
поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты
раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих
ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.
Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные
войны (Устав ООН). Вместе с тем это не означает, что войны уже исключены
из жизни общества, что исчезли причины и источники, порождающие
вооруженные конфликты. Наличие источников, порождающих войны
обусловливает необходимость существования в международном праве
специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между
государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации
ведения вооруженной борьбы.
Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались на протяжении
последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об
отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских
конвенций 1899 и 1907 г.г. Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-
первых, запрещающие оружие массового уничтожения, - конвенция о запрещении
разработки производства и накопления запасов бактериологического
(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о
запрещении разработки, производства, накопления и применения химического
оружия и его уничтожении; во-вторых, либо запрещающие или ограничивающие
применение в военных действиях определенных видов обычного оружия, -
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов
обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения
или имеющими неизбирательное действие (о запрещении или ограничении
применения мин, мин-ловушек, зажигательного оружия).
4.
§3. Международное морское право.
Международное морское право – это совокупность норм, определяющих
правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные
отношения в связи с их исследованием и использованием. Большую роль в
становлении международного морского права сыграли Женевские конференции
ООН по морскому праву 1958 и 1980 г.г., осуществившие кодификацию его
норм. Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5