развития.
Следует отметить, что первоначально представления об объеме
компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в
значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в
первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и
безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И
союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из
важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании
совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и
безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в
Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно
организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы
экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны
быть созданы специальные, особые организации».
Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН
как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству
государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и
т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна
совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических,
так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что
компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.
Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа
от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и
наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.
Советские представители высказывали мнение, что регулирование
экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной
компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании
экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения
государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела
государств.
Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что
создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с
принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности
частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние
экономические связи государств.
Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической
сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два
диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в
этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного
социально-экономического развития. В конечном итоге после использования
дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН
функцией координации межгосударственного социально-экономического
сотрудничества[2]. Задачи координации были сформулированы в общей форме и
возложены на Экономический и Социальный Совет [3]. В отличие от Совета
Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными
полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным
центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах.
Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала
поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим
причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из
единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван
подход с позиции функциональной децентрализации.
В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов
оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных
институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту
систему вошли существующие и вновь созданные специализированные
межправительственные организации.
Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57
и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения
устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с
ЭКОСОС ООН.
Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения
оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с
ООН носила характер сотрудничества и координации действий.
В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда
(Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация -
Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году -
Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная
метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944
году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали
действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было
объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области,
преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк
реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению
и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания
группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три
структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам
ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью
оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная
ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи
развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи
с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в
ООН.
В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации -
Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры
(ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и
Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое
существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с
Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского
хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного
учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО,
Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных
учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная
морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный
фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое»
специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по
промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный
орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее
преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая
работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его
ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот
статус.
В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух
международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по
атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с
последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН
у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не
является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через
соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой
МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в
области торговли.
В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы
ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость
в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было
вызвано меняющимися потребностями международного экономического и
социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению.
Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное
сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-
освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление
проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны,
демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.
Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные
изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках
самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями
межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками
финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции
Генеральной Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946),
созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии
колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и
развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами
находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития
ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред
инвестиционной помощи развивающимся странам.
Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН,
которая включает в себя главные органы:
Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Страницы: 1, 2, 3