Рефераты. ООН, история создания






развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме

компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в

значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в

первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и

безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И

союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из

важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании

совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и

безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в

Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно

организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы

экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны

быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН

как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству

государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и

т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна

совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических,

так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что

компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа

от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и

наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.

Советские представители высказывали мнение, что регулирование

экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной

компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании

экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения

государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела

государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что

создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с

принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности

частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние

экономические связи государств.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической

сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два

диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в

этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного

социально-экономического развития. В конечном итоге после использования

дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН

функцией координации межгосударственного социально-экономического

сотрудничества[2]. Задачи координации были сформулированы в общей форме и

возложены на Экономический и Социальный Совет [3]. В отличие от Совета

Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными

полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным

центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах.

Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала

поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим

причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из

единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван

подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов

оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных

институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту

систему вошли существующие и вновь созданные специализированные

межправительственные организации.

Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57

и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения

устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с

ЭКОСОС ООН.

Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения

оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с

ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда

(Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация -

Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году -

Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная

метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).

В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944

году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали

действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было

объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области,

преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк

реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению

и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания

группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три

структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам

ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью

оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная

ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи

развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи

с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в

ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации -

Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры

(ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и

Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое

существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с

Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского

хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного

учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО,

Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных

учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная

морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация

интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный

фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое»

специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по

промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный

орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее

преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая

работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его

ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот

статус.

В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух

международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по

атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с

последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН

у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не

является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через

соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой

МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в

области торговли.

В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы

ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость

в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было

вызвано меняющимися потребностями международного экономического и

социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению.

Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное

сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-

освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление

проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны,

демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные

изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках

самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями

межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками

финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции

Генеральной Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946),

созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии

колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и

развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами

находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития

ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред

инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН,

которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,

Совет безопасности ООН,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.