Рефераты. Консульские должностные лица. Их привилегии и иммунитеты






также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство

представляемого государства (п. 3 ст. 44).

Другими словами, эта статья, с одной стороны, как бы обязывает консула

давать свидетельские показания, за исключением определенных случаев, а с

другой — дает ему возможность отказаться от дачи свидетельских показаний,

вроде бы создавая противоречие. Но нам представляется, что это

"противоречие" выражает уважение суверенитета аккредитующего государства и

страны пребывания и не может отрицательно сказаться на консульских

отношениях.

В целях облегчения выполнения консульских функций консульские

должностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемого

государства и иметь доступ к ним, и наоборот.

В том случае, если в пределах определенного консульского округа какой-

либо гражданин представляемого государства окажется арестованным,

заключенным в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного

разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные

органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу

консульского учреждения (п. 15 ст. 36).

Консульские должностные лица имеют право посещать гражданина

представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или

задержан, для беседы с ним, имеют право переписки с ним и могут принимать

меры к обеспечению ему юридического представительства (п. 1с ст. 36).

Если гражданин представляемого государства, находящийся в тюрьме, под

стражей или задержанный, возражает против того, чтобы консул выступал от

его имени, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.

Такое положение является естественной нормой отношений консула и местных

властей в любой стране.

Эти права консульские должностные лица могут осуществлять только точно в

соответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.

2 ст. 36).

Статья 38 Конвенции 1963 г. говорит о праве главы консульского

учреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округа

при выполнении своих функций.

Эта же статья говорит, что в компетентные центральные органы страны

пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той

степени, в которой это допускается законами, правилами и обычаями

государства пребывания или соответствующими международными договорами. В

том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет

право обратиться к правительству страны пребывания, но только через

дипломатическое представительство своего государства. Непосредственные

отношения с правительством могут иметь место только в том случае, если в

данной стране нет посольства страны, представляемой консулом.

Что касается налоговых и таможенных привилегий консульских должностных

лиц, то их регламентируют ст. 49—59 Венской конвенции 1963 г.

В ст. 49 сказано, что консульские должностные лица, а также члены их

семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов пошлин

личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за

исключением:

1) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или

обслуживания;

2) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на

территории страны пребывания;

3) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование, или

налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с

определенными изъятиями, связанными с переходом имущества в связи со

смертью работников консульства и членов их семей;

4) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала,

источники которого находятся в стране пребывания, налогов на

капиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия государства

пребывания;

5) сборов, взимаемых за конкретный вид обслуживания;

6) регистрационных, судебных, реестровых пошлин, ипотечных сборов,

гербовых сборов с изъятиями, относящимися к консульским помещениям.

Зарплата консульских должностных лиц в стране пребывания освобождается

от налогов и сборов. Вместе с тем работники консульских учреждений, нанимая

лиц, зарплата которых не освобождается от подоходных налогов страны

пребывания, должны выполнять обязательства, налагаемые законами и правилами

этой страны на нанимателей.

Другими словами, создается режим, в соответствии с которым, по существу,

консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении

деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.

Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то

эти моменты регламентируются в п. 1—3 ст. 50. В ней говорится, что

таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования

консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его

обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных

пошлин освобождаются также члены семей консульских должностных лиц,

проживающие вместе с ними. Следует отметить, что если в отношении

таможенных пошлин более или менее определен круг предметов, в отношении

которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного

багажа на таможне существуют разные подходы. Конвенция 1963 г. (п. 3 ст.

50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и

членов их семей, проживающих вместе с ними. Речь идет о багаже, который

следует вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если у

страны пребывания есть серьезные основания предполагать, что в нем

содержатся предметы, не являющиеся их личными предметами или предметами для

официального пользования консула. Досмотр возможен и в том случае, когда

есть основания предполагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз

которых запрещены законами и правилами страны пребывания или которые

подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр, однако,

должен производиться в присутствии соответствующего консульского

должностного лица или члена его семьи.

Таким образом, мы видим, что возможность досмотра личного багажа

консульских должностных лиц четко определена Конвенцией 1963 г. Подобные

положения отражены и во многих двусторонних соглашениях. Согласно другим

двусторонним конвенциям личный багаж консульских должностных лиц и членов

их семей подлежит досмотру на таможне. Таким образом, консульская практика

идет по двум путям:

. освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц, если

нет серьезных оснований досматривать ;

. не освобождает от досмотра ни при каких обстоятельствах.

Консульские должностные лица освобождены от всех трудовых и

государственных повинностей, независимо от их характера, а также от

воинских повинностей, таких как реквизиции, контрибуции и военные

постои. Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц,

проживающих вместе с ними (ст. 52).

Статья 53 определяет начало и конец консульских иммунитетов и

привилегий. В ней сказано, что привилегии и иммунитеты, предусмотренные

Конвенцией, начинают действовать в отношении консульского должностного лица

с момента его вступления на территорию государства пребывания или, если оно

уже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило к

выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц прекращаются с того

момента, когда они покидают территорию данного государства, или по

истечении разумного срока, который достаточен для того, чтобы покинуть

территорию данной страны.

В отношении членов семей привилегии и иммунитеты прекращаются в тот

момент, когда они покидают территорию страны пребывания, или с того

момента, когда они перестают быть членами семьи консульского должностного

лица.

Что касается выполнения функций, то практически следует считать

общепризнанным, что консул выполняет свои функции до момента оставления

своей должности в консульском учреждении. В случае смерти работника данного

учреждения члены его семьи, проживающие с ним, продолжают пользоваться

предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления

страны пребывания или до истечения разумного срока, в течение которого они

должны были бы оставить территорию государства пребывания.

Важное значение имеет ст. 54. Она говорит об обязанностях третьего

государства в момент, когда консульские должностные лица проезжают через

него, следуя к месту своего назначения или возвращаясь в аккредитующее

государство. В этой статье сказано: государство предоставляет все

иммунитеты, предусмотренные другими статьями настоящей Конвенции, которые

могут потребоваться для обеспечения проезда или возвращения консульского

должностного лица. Это распространяется и на членов их семей.

Конвенция о консульских сношениях 1963 г. обязывает консульских

должностных лиц и всех лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, без

ущерба для них уважать законы и правила страны пребывания (ст. 55).

Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, а

консульские помещения, как уже говорилось выше, не должны использоваться в

целях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций. Эта статья

отражает практику государств и способствует развитию дружественных

отношений между ними.

Консульские должностные лица обязаны соблюдать любые требования,

предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношении

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.