также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство
представляемого государства (п. 3 ст. 44).
Другими словами, эта статья, с одной стороны, как бы обязывает консула
давать свидетельские показания, за исключением определенных случаев, а с
другой — дает ему возможность отказаться от дачи свидетельских показаний,
вроде бы создавая противоречие. Но нам представляется, что это
"противоречие" выражает уважение суверенитета аккредитующего государства и
страны пребывания и не может отрицательно сказаться на консульских
отношениях.
В целях облегчения выполнения консульских функций консульские
должностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемого
государства и иметь доступ к ним, и наоборот.
В том случае, если в пределах определенного консульского округа какой-
либо гражданин представляемого государства окажется арестованным,
заключенным в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного
разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные
органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу
консульского учреждения (п. 15 ст. 36).
Консульские должностные лица имеют право посещать гражданина
представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или
задержан, для беседы с ним, имеют право переписки с ним и могут принимать
меры к обеспечению ему юридического представительства (п. 1с ст. 36).
Если гражданин представляемого государства, находящийся в тюрьме, под
стражей или задержанный, возражает против того, чтобы консул выступал от
его имени, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.
Такое положение является естественной нормой отношений консула и местных
властей в любой стране.
Эти права консульские должностные лица могут осуществлять только точно в
соответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.
2 ст. 36).
Статья 38 Конвенции 1963 г. говорит о праве главы консульского
учреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округа
при выполнении своих функций.
Эта же статья говорит, что в компетентные центральные органы страны
пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той
степени, в которой это допускается законами, правилами и обычаями
государства пребывания или соответствующими международными договорами. В
том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет
право обратиться к правительству страны пребывания, но только через
дипломатическое представительство своего государства. Непосредственные
отношения с правительством могут иметь место только в том случае, если в
данной стране нет посольства страны, представляемой консулом.
Что касается налоговых и таможенных привилегий консульских должностных
лиц, то их регламентируют ст. 49—59 Венской конвенции 1963 г.
В ст. 49 сказано, что консульские должностные лица, а также члены их
семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов пошлин
личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за
исключением:
1) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или
обслуживания;
2) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на
территории страны пребывания;
3) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование, или
налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с
определенными изъятиями, связанными с переходом имущества в связи со
смертью работников консульства и членов их семей;
4) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала,
источники которого находятся в стране пребывания, налогов на
капиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия государства
пребывания;
5) сборов, взимаемых за конкретный вид обслуживания;
6) регистрационных, судебных, реестровых пошлин, ипотечных сборов,
гербовых сборов с изъятиями, относящимися к консульским помещениям.
Зарплата консульских должностных лиц в стране пребывания освобождается
от налогов и сборов. Вместе с тем работники консульских учреждений, нанимая
лиц, зарплата которых не освобождается от подоходных налогов страны
пребывания, должны выполнять обязательства, налагаемые законами и правилами
этой страны на нанимателей.
Другими словами, создается режим, в соответствии с которым, по существу,
консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении
деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.
Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то
эти моменты регламентируются в п. 1—3 ст. 50. В ней говорится, что
таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования
консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его
обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных
пошлин освобождаются также члены семей консульских должностных лиц,
проживающие вместе с ними. Следует отметить, что если в отношении
таможенных пошлин более или менее определен круг предметов, в отношении
которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного
багажа на таможне существуют разные подходы. Конвенция 1963 г. (п. 3 ст.
50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и
членов их семей, проживающих вместе с ними. Речь идет о багаже, который
следует вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если у
страны пребывания есть серьезные основания предполагать, что в нем
содержатся предметы, не являющиеся их личными предметами или предметами для
официального пользования консула. Досмотр возможен и в том случае, когда
есть основания предполагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз
которых запрещены законами и правилами страны пребывания или которые
подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр, однако,
должен производиться в присутствии соответствующего консульского
должностного лица или члена его семьи.
Таким образом, мы видим, что возможность досмотра личного багажа
консульских должностных лиц четко определена Конвенцией 1963 г. Подобные
положения отражены и во многих двусторонних соглашениях. Согласно другим
двусторонним конвенциям личный багаж консульских должностных лиц и членов
их семей подлежит досмотру на таможне. Таким образом, консульская практика
идет по двум путям:
. освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц, если
нет серьезных оснований досматривать ;
. не освобождает от досмотра ни при каких обстоятельствах.
Консульские должностные лица освобождены от всех трудовых и
государственных повинностей, независимо от их характера, а также от
воинских повинностей, таких как реквизиции, контрибуции и военные
постои. Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц,
проживающих вместе с ними (ст. 52).
Статья 53 определяет начало и конец консульских иммунитетов и
привилегий. В ней сказано, что привилегии и иммунитеты, предусмотренные
Конвенцией, начинают действовать в отношении консульского должностного лица
с момента его вступления на территорию государства пребывания или, если оно
уже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило к
выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.
Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц прекращаются с того
момента, когда они покидают территорию данного государства, или по
истечении разумного срока, который достаточен для того, чтобы покинуть
территорию данной страны.
В отношении членов семей привилегии и иммунитеты прекращаются в тот
момент, когда они покидают территорию страны пребывания, или с того
момента, когда они перестают быть членами семьи консульского должностного
лица.
Что касается выполнения функций, то практически следует считать
общепризнанным, что консул выполняет свои функции до момента оставления
своей должности в консульском учреждении. В случае смерти работника данного
учреждения члены его семьи, проживающие с ним, продолжают пользоваться
предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления
страны пребывания или до истечения разумного срока, в течение которого они
должны были бы оставить территорию государства пребывания.
Важное значение имеет ст. 54. Она говорит об обязанностях третьего
государства в момент, когда консульские должностные лица проезжают через
него, следуя к месту своего назначения или возвращаясь в аккредитующее
государство. В этой статье сказано: государство предоставляет все
иммунитеты, предусмотренные другими статьями настоящей Конвенции, которые
могут потребоваться для обеспечения проезда или возвращения консульского
должностного лица. Это распространяется и на членов их семей.
Конвенция о консульских сношениях 1963 г. обязывает консульских
должностных лиц и всех лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, без
ущерба для них уважать законы и правила страны пребывания (ст. 55).
Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, а
консульские помещения, как уже говорилось выше, не должны использоваться в
целях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций. Эта статья
отражает практику государств и способствует развитию дружественных
отношений между ними.
Консульские должностные лица обязаны соблюдать любые требования,
предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношении
Страницы: 1, 2, 3, 4