15 вариантов решения вопроса об их иммунитете от юрисдикции и т. д.
По конвенциям с большинством западных стран неприкосновенность личности
имеет ограниченный характер: консульское должностное лицо может быть
арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в
случае совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть
лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда
(Италия, Франция, Швеция, Норвегия).
Целый ряд конвенций, подписанных Украиной с другими странами,
предоставляя иммунитеты консульским должностным лицам, распространяют их и
на членов семей, проживающих вместе с ними и не являющихся гражданами
государства пребывания. Хотя другие конвенции консульские иммунитеты на
членов семей не распространяют.
Рассматривая статус неприкосновенности консульских должностных лиц,
следует отметить, что в Венской конвенции 1963, г. ничего не сказано о
правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского
учреждения. Некоторые страны пошли по этому же пути (Австрия, Литва,
Беларусь и др.). Это говорит о том, что согласно соответствующим документам
резиденции глав консульств и жилища консульских должностных лиц этих стран
не наделены иммунитетом неприкосновенности.
Но большинство конвенций, так или иначе, регулируют этот вопрос.
Например, статусом неприкосновенности наделяются жилые помещения только
главы консульства (Швеции — ст. 13, п. 2; Норвегии — ст. 10, п. 2) или
резиденция главы консульского учреждения (США — ст. 17, п. 1; Франции — ст.
21, п. 1; Италии — ст. 24, п. 2). Что касается распространения иммунитета
неприкосновенности на жилые помещения всех консульских должностных лиц, то
это отражено в консульских конвенциях России с Польшей (ст. 15, п. 2),
Великобританией (ст. 14, п. 2), Японией (ст. 15), и другими странами.
Своеобразно трактуется статус неприкосновенности жилых помещений
консульских должностных лиц Финляндии и ФРГ. Так, в Конвенции России с
Финляндией сказано: "... в жилых помещениях консульских должностных лиц
власти страны пребывания не могут предпринимать каких-либо принудительных
мер без согласия консула" (ст. 14, п. 4). В связи с этим возникает вопрос:
а входить можно? Если да, то, при каких обстоятельствах? На этот счет
никаких запретов и разъяснений в документе нет.
Еще более интересная формулировка дана в Конвенции России с ФРГ: "... в
жилых личных помещениях консула власти государства пребывания не будут
осуществлять никаких мер принудительного характера". Такая формулировка
больше похожа на джентльменское соглашение и не несет в себе никаких
запретов. Подобное соглашение не создает прямых юридических обязательств
для сторон и связывает их лишь морально.
Помимо этих проблем конвенции регулируют вопросы приобретения жилых
помещений для консульских должностных лиц. По данному поводу в них
говорится, что представляемое государство имеет право от своего имени или
через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в
соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия
этого государства приобретать в собственность, получать в пользование,
арендовать или вступать во владение в любой другой форме:
а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми
помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является
гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства
в этом государстве;
б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых
помещений. Представляемое государство может также улучшать жилые помещения
или земельный участок.
Более того, в конвенциях сказано, что эти статьи и положения не следует
толковать как освобождающие аккредитующее государство от ответственности за
несоблюдение законов и правил страны пребывания.
Неоднозначно в конвенциях толкуется проблема привилегий, которыми
наделены жилые помещения. Так, согласно конвенциям России с Беларусью и
Литвой ото всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборов
и пошлин освобождается (помимо консульских помещений) лишь резиденция главы
консульства (ст. 15). Тогда как Конвенция России с Польшей говорит об
освобождении от всех видов налогов, сборов и пошлин жилых помещений всех
консульских должностных лиц (ст. 17). Это еще раз подтверждает имеющиеся
различия в иммунитетах и привилегиях, предоставляемых консульским
должностным лицам разных стран.
Консульские конвенции, говоря об иммунитете от юрисдикции страны
пребывания, допускают и целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не
распространяются на следующие гражданские иски:
1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения
договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве
представителя аккредитующего государства;
2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным
средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника
консульского учреждения в государстве пребывания;
3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения
выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя
завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;
4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому
он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается
права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска,
непосредственно связанного с основным иском);
5) консульское должностное лицо может быть подвергнуто аресту или
предварительному заключению, если:
. совершило тяжкое уголовное преступление;
. по этому случаю есть постановление компетентных судебных органов (см. ст.
41 Конвенции 1963 г.).
Как видим, имеется достаточно широкая возможность предъявления
гражданских и иных исков к консульским должностным лицам.
Консульское право говорит, что представляемое государство может
отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть
определенно выражен и о нем должно быть сообщено государству пребывания в
письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношений
гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от
исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В
отношении таких действий необходим отдельный отказ (ст. 45 Конвенции 1963
г.).
Практически во всех договорах сказано, что государство пребывания
относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все
надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность,
свободу и достоинство. Эта защита и предоставляемые возможности в равной
мере относятся и к членам их семей (ст. 40 Конвенции 1963 г.).
Следует отметить, что в большинстве конвенций сразу же оговорено, что
это положение не относится к консульским должностным лицам, являющимся
гражданами страны пребывания или имеющим в этой стране статус иностранца,
которому на законном основании разрешено постоянное местожительство, а
также членам их семей. Но есть и конвенции, в которых подобная оговорка
отсутствует, например, в Конвенции с Польшей. Таким образом, принадлежность
к гражданству может влиять на иммунитеты и привилегии этой категории лиц.
Консульские конвенции регулируют свободу передвижения консульских
должностных лиц и, надо отметить, не всегда однозначно. Ряд договоров
разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны
пребывания, за исключением зон, въезд в которые запрещается или
регулируется по соображениям государственной безопасности. Некоторые
соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и
поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд
в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной
безопасности. И есть договоры, в которых не отражена проблема свободы
передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует
ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст. 34), в которой сказано:
"Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые
запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности,
государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского
учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории".
На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и
с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в
качестве свидетеля? Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.
Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при
производстве судебных или административных дел.
Вместе с тем, если консульское должностное лицо все же отказывается от
дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры
принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется
показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех
выполнению этим лицом своих функций.
Эта статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать
свидетельские показания в любом месте и в любой форме: в органах внутренних
дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.
При этом консульские должностные лица не обязаны давать показания по
вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять
относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они
Страницы: 1, 2, 3, 4