Рефераты. Консульские должностные лица. Их привилегии и иммунитеты






15 вариантов решения вопроса об их иммунитете от юрисдикции и т. д.

По конвенциям с большинством западных стран неприкосновенность личности

имеет ограниченный характер: консульское должностное лицо может быть

арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в

случае совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть

лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда

(Италия, Франция, Швеция, Норвегия).

Целый ряд конвенций, подписанных Украиной с другими странами,

предоставляя иммунитеты консульским должностным лицам, распространяют их и

на членов семей, проживающих вместе с ними и не являющихся гражданами

государства пребывания. Хотя другие конвенции консульские иммунитеты на

членов семей не распространяют.

Рассматривая статус неприкосновенности консульских должностных лиц,

следует отметить, что в Венской конвенции 1963, г. ничего не сказано о

правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского

учреждения. Некоторые страны пошли по этому же пути (Австрия, Литва,

Беларусь и др.). Это говорит о том, что согласно соответствующим документам

резиденции глав консульств и жилища консульских должностных лиц этих стран

не наделены иммунитетом неприкосновенности.

Но большинство конвенций, так или иначе, регулируют этот вопрос.

Например, статусом неприкосновенности наделяются жилые помещения только

главы консульства (Швеции — ст. 13, п. 2; Норвегии — ст. 10, п. 2) или

резиденция главы консульского учреждения (США — ст. 17, п. 1; Франции — ст.

21, п. 1; Италии — ст. 24, п. 2). Что касается распространения иммунитета

неприкосновенности на жилые помещения всех консульских должностных лиц, то

это отражено в консульских конвенциях России с Польшей (ст. 15, п. 2),

Великобританией (ст. 14, п. 2), Японией (ст. 15), и другими странами.

Своеобразно трактуется статус неприкосновенности жилых помещений

консульских должностных лиц Финляндии и ФРГ. Так, в Конвенции России с

Финляндией сказано: "... в жилых помещениях консульских должностных лиц

власти страны пребывания не могут предпринимать каких-либо принудительных

мер без согласия консула" (ст. 14, п. 4). В связи с этим возникает вопрос:

а входить можно? Если да, то, при каких обстоятельствах? На этот счет

никаких запретов и разъяснений в документе нет.

Еще более интересная формулировка дана в Конвенции России с ФРГ: "... в

жилых личных помещениях консула власти государства пребывания не будут

осуществлять никаких мер принудительного характера". Такая формулировка

больше похожа на джентльменское соглашение и не несет в себе никаких

запретов. Подобное соглашение не создает прямых юридических обязательств

для сторон и связывает их лишь морально.

Помимо этих проблем конвенции регулируют вопросы приобретения жилых

помещений для консульских должностных лиц. По данному поводу в них

говорится, что представляемое государство имеет право от своего имени или

через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в

соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия

этого государства приобретать в собственность, получать в пользование,

арендовать или вступать во владение в любой другой форме:

а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми

помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является

гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства

в этом государстве;

б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых

помещений. Представляемое государство может также улучшать жилые помещения

или земельный участок.

Более того, в конвенциях сказано, что эти статьи и положения не следует

толковать как освобождающие аккредитующее государство от ответственности за

несоблюдение законов и правил страны пребывания.

Неоднозначно в конвенциях толкуется проблема привилегий, которыми

наделены жилые помещения. Так, согласно конвенциям России с Беларусью и

Литвой ото всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборов

и пошлин освобождается (помимо консульских помещений) лишь резиденция главы

консульства (ст. 15). Тогда как Конвенция России с Польшей говорит об

освобождении от всех видов налогов, сборов и пошлин жилых помещений всех

консульских должностных лиц (ст. 17). Это еще раз подтверждает имеющиеся

различия в иммунитетах и привилегиях, предоставляемых консульским

должностным лицам разных стран.

Консульские конвенции, говоря об иммунитете от юрисдикции страны

пребывания, допускают и целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не

распространяются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения

договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве

представителя аккредитующего государства;

2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным

средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника

консульского учреждения в государстве пребывания;

3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения

выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя

завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому

он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается

права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска,

непосредственно связанного с основным иском);

5) консульское должностное лицо может быть подвергнуто аресту или

предварительному заключению, если:

. совершило тяжкое уголовное преступление;

. по этому случаю есть постановление компетентных судебных органов (см. ст.

41 Конвенции 1963 г.).

Как видим, имеется достаточно широкая возможность предъявления

гражданских и иных исков к консульским должностным лицам.

Консульское право говорит, что представляемое государство может

отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть

определенно выражен и о нем должно быть сообщено государству пребывания в

письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношений

гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от

исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В

отношении таких действий необходим отдельный отказ (ст. 45 Конвенции 1963

г.).

Практически во всех договорах сказано, что государство пребывания

относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все

надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность,

свободу и достоинство. Эта защита и предоставляемые возможности в равной

мере относятся и к членам их семей (ст. 40 Конвенции 1963 г.).

Следует отметить, что в большинстве конвенций сразу же оговорено, что

это положение не относится к консульским должностным лицам, являющимся

гражданами страны пребывания или имеющим в этой стране статус иностранца,

которому на законном основании разрешено постоянное местожительство, а

также членам их семей. Но есть и конвенции, в которых подобная оговорка

отсутствует, например, в Конвенции с Польшей. Таким образом, принадлежность

к гражданству может влиять на иммунитеты и привилегии этой категории лиц.

Консульские конвенции регулируют свободу передвижения консульских

должностных лиц и, надо отметить, не всегда однозначно. Ряд договоров

разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны

пребывания, за исключением зон, въезд в которые запрещается или

регулируется по соображениям государственной безопасности. Некоторые

соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и

поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд

в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной

безопасности. И есть договоры, в которых не отражена проблема свободы

передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует

ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст. 34), в которой сказано:

"Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые

запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности,

государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского

учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории".

На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и

с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в

качестве свидетеля? Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.

Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при

производстве судебных или административных дел.

Вместе с тем, если консульское должностное лицо все же отказывается от

дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры

принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется

показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех

выполнению этим лицом своих функций.

Эта статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать

свидетельские показания в любом месте и в любой форме: в органах внутренних

дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.

При этом консульские должностные лица не обязаны давать показания по

вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять

относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.