Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время он признан правительством и широко используется в практике управления. Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594) утверждён "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация". В этом документе дано определение программы как "увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации"[25].
Для того чтобы программа управления развитием социальной сферы региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля[26].
Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням, порядок и правила использования и т.п.
В рассматриваемый блок должны входить и такие элементы, как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений
Блок ресурсов. Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.
Блок реализации. Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот, приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.
Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.)
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
3.1 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ
В зависимости от объекта, уровня и направления принято выделять федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. На федеральном уровне задаются стратегические ориентиры социальной политики, на региональном и муниципальном уровнях осуществляется её конкретная реализация.
Полномочия региональной и муниципальной социальной политики:
- разработка региональных социальных программ и их реализация (поддержка малообеспеченных);
- изыскание возможностей для повышения минимальных федеральных стандартов;
- обеспечение учреждений социальной инфраструктуры находящихся в региональном и муниципальном ведении;
- нормативное оформление и организация адресной социальной помощи;
- осуществление проверки нуждаемости;
- определение и реализация социальной помощи слабозащищенным слоям населения[27].
Роль региональных и муниципальных органов власти ведущая в реализации вопросов социальной защиты населения. В соответствии с ФЗ от 1997 г. «О прожиточном минимуме в РФ» социальная помощь гражданам, имеющим доходы менее прожиточного минимума оказывается органами региона.
Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции по реализации государственной политики в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами Саратовской области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также Положением о министерстве здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области.
В структуру Министерства входят территориальные комитеты и управления, обладающие правами юридического лица (далее по тексту - территориальные органы Министерства), осуществляющие свою деятельность непосредственно в административно-территориальных образованиях Саратовской области[28].
Управление социальной защиты населения Саратовской области является органом исполнительной власти области и входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Основными задачами управления социальной защиты населения являются: проведение государственной политики в области социальной защиты населения; осуществление социальной защиты населения области; обеспечение охраны семьи, материнства, отцовства и детства на территории области; разработка и реализация мер, направленных на развитие социальной сферы в области; организация системы социальной защиты населения области и обеспечение ее функционирования.
Чтобы решать эти вопросы необходима структура, рассмотрим какая в Саратовской области сложилась структура управления.
Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области[29] включает в себя следующие подразделения: комитеты, самостоятельные управления и отделы, а также территориальные органы.
Комитеты
- Комитет организации медицинской помощи взрослому населению
отдел организации медицинской помощи взрослому населению
отдел стратегического планирования развития медицинской помощи
отдел профилактической медицины
отдел медицинского страхования, организации платных услуг и взаимодействия с частным здравоохранением
отдел организации реабилитации и санаторно-курортного лечения.
- Комитет по социальной защите населения
отдел организации и развития социального обслуживания населения
отдел предоставления компенсаций
отдел организации назначения пособий, доплат к пенсии и социальной помощи
отдел по работе с территориальными органами
отдел реабилитации и социальной адаптации инвалидов
отдел по работе с гражданами, уволенными с военной службы, и организации альтернативной гражданской службы
- Комитет по труду
отдел развития социального партнерства и коллективно-договорных отношений
отдел уровня жизни и доходов населения
отдел трудовых гарантий и развития трудовых ресурсов
отдел охраны труда и экспертиз
отдел координации трудовых отношений
- Комитет по финансам
▫ Контрольно-ревизионное управление
отдел по контролю за расходованием средств в учреждениях здравоохранения
отдел по контролю за расходованием средств в учреждениях социальной поддержки
▫ Планово-финансовое управление
отдел планирования и финансирования здравоохранения
отдел планирования и финансирования социальной поддержки
отдел финансирования социальных выплат
▫ Управление по бухгалтерскому учету и отчетности
отдел бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности
отдел расчетов по коммунальным льготам
отдел финансирования территориальных органов
Самостоятельные управления
- Управление информационных технологий
отдел компьютерных технологий
отдел автоматизированных информационных систем
- Управление лекарственного обеспечения и медицинской техники
отдел организации льготного лекарственного обеспечения
отдел лекарственного обеспечения, медицинской техники, метрологии и стандартизации
- Управление медико-социальных проблем материнства и детства
отдел медицинской помощи матери и ребенку
отдел организации профилактики и реабилитационной помощи детям
- Управление по анализу и прогнозированию здравоохранения и социального развития
отдел методической работы и информационного обеспечения
отдел анализа, прогноза, мониторинга
отдел социального развития и целевых программ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15