Рефераты. Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования






Общение должно быть двусторонним процессом между работо­дателем и его работниками. Руководитель должен предоставлять работникам следующую информацию: инструкции по работе, из­менения в положениях и условиях, правилах и процедурах про­изводственного процесса, в развитии предприятия. В то же время руководитель должен прислушиваться к сообщениям работников, их мнениям, предложениям и жалобам. Обратная связь обеспечит на предприятии:

•  нормальные деловые взаимоотношения работников и работодателя;

•  отсутствие слухов и жалоб;

•  сплоченность коллектива, доверительность отношений;

•  оперативность в решении проблем персонала.

Общение на малом предприятии обычно осуществляется через:

1) беседы один на один — общаясь с работниками во время не­официальных бесед или официальных дискуссий, руководитель предоставляет работникам информацию и использует механизм обратной связи. Такие беседы позволяют обсудить важные про­блемы и предоставить работникам возможность задать руководи­телю вопросы и высказать свое мнение;

2)     создание руководства (справочника по малому предприятию) для персонала с полной информацией о направлении деятельности предприятия, его возможностях, правилах, процедурах и общих условиях работы. Данное руководство должно быть доступно для всех работников;

3)     доска объявлений — это эффективный способ передачи сообщений персоналу при условии, что на ней будет регулярно обновляться информация;

4)  ящик для предложений — руководитель должен принимать во внимание идеи своих работников. Ящик для предложений (или книга) является одним из способов для персонала высказать свое мнение. Не всегда работник может высказать свое мнение или предложение руководителю устно. Руководитель также письменно может дать ответ работнику на его предложение или замечание.

Чтобы добиться сплоченности коллектива, руководитель мало­го предприятия должен стимулировать работников. Руководитель может использовать следующие факторы мотивации:

1)  заработная плата — работник оценивает свой вклад в общий результат в соответствии с денежной суммой, которую он полу­чает. Заработная плата должна быть конкурентной с той, которую он мог бы получать на другом предприятии;

2)  условия труда — работодатель должен обеспечить безопасную рабочую обстановку и комфортные условия труда. Работники должны понимать, что их руководитель стремится создать им такие условия;                             

3) социальные возможности — предоставление персоналу пред­приятия субсидированного питания, скидок на товары и услуги, помощи в оплате проезда, беспроцентных ссуд или ссуд с низким процентом на различные цели, страхование здоровья, оплата обу­чения и другие социальные льготы являются стимулом для улуч­шения работы персонала;

4)  предоставление работникам большей самостоятельности и ответственности в их повседневной работе является также стимулом к работе (например, по­ручить работу, оставив за работником право выбора способа ее выполнения, или привлекать работников к постановке целей и рабочих задач).

Руководитель малого предприятия должен проявлять интерес к работе каждого сотрудника, ставя перед ним индивидуальные цели и задачи на неделю, месяц, квартал. Большинство работни­ков имеют личные или связанные с работой проблемы, часто перерастающие в конфликты, которые могут повлиять на выполне­ние ими работы. На малом предприятии руководитель имеет тес­ные рабочие отношения с персоналом. Это дает возможность вы­явить трудности и проблемы на ранней стадии. Работник должен знать, что может обратиться к руководителю за помощью и сове­том.

Среди перечисленных в трудовом договоре обязанностей работ­ника у работодателя наиболее важное значение имеют обязанно­сти руководителя по обеспечению здоровых и безопасных усло­вий труда, охраны труда для всех работников его предприятия. Руководитель малого предприятия должен разработать програм­му в области охраны здоровья и безопасности труда. В соответ­ствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 212) работодатель обязан обес­печить безопасность работников при эксплуатации зданий, обо­рудования, а также применяемых сырья и материалов. Соблюдение со­ответствующих требований охраны труда на каж­дом рабочем месте и т. д. Данный перечень обязанностей работо­дателя по обеспечению им охраны труда не является исчерпыва­ющим. Он дополняется соответствующими стандартами безопасности труда по конкретным видам работ, другими закона­ми и нормативными актами, а также коллективными договорами и соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка.


Глава 2

Аналитическая основа совершенствования системы управления персоналом малого предприятия.


2.1. Характеристика ИП Иванов С.А.


Индивидуальный предприниматель Иванов Сергей Александрович – предприятия розничной торговли продуктами питания и оптовой алкогольной продукцией. В собственности ИП Иванов С.А.  - павильон, в котором находится продуктовый магазин, также арендуется склад на территории крупной торговой базы. Предприятие создано в 1996 году и постоянно расширяет круг клиентов.

Предприятие осуществляет поставку алкогольной продукции в пункты розничной торговли в Калуге и Калужской области, включая такие крупные торговые сети как:

- ООО «Праздничный»

- ООО «Элекскор» (сеть магазинов самообслуживания «Гроссмарт»)

- ООО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»)

- ООО «Аквамарин» (сеть магазинов «Аквамарин» в г.Обнинск).

 ИП Иванов С.А. получает только лицензированную продукцию с заводов-изготовителей, с большинством которых договоры заключены уже на протяжении 7 – 10 лет. Основной ассортимент ИП Иванов С.А. – крепкий алкоголь (водка, коньяк, горькие и сладкие настойки) отечественных производителей.

Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать бизнес устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить его дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.  Проведение систематических анализов деятельности позволяет:

- быстро, качественно и персонально оценивать результаты деятельности предприятия;

- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;

- определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;

- находить оптимальные пути решения различных проблем и получение достаточной прибыли.

  Для всесторонней оценки эффективности торговой деятельности используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и др.

             При планировании прибыли выявляется влияние на размер прибыли ряда факторов: определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом году и увеличение прибыли вследствие увеличения объема закупок товарной продукции; увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением или уменьшением себестоимости товарной продукции, увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.

Информационной основой анализа хозяйственной деятельности комбината являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы.

Документооборот на комбинате играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление платежных документов (счета-фактуры и др.)

Документация оформляется менеджерским составом (оформление сделок) и операторами (платежные документы), заверяется печатью. Процесс оформления документации контролируется бухгалтерией. Организация работы с документами – это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами. К таким работам относятся: прием и регистрация, рассмотрение документов руководителем, порядок прохождения документов в организации и в исполнении, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача дел в архив.

Другой вид деятельности – розничный продуктовый магазин в спальном районе города. Ассортимент магазина – 700 наименований продукции. Магазин функционирует с 1994 года, за этот период, дважды проводился капитальный ремонт с перестройкой торгового зала и заменой оборудования, сформировался круг постоянных покупателей. 

Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. В магазине действует расчетно-кассовое обслуживание.

Деятельность фирмы обеспечивается подобранным квалифицированным персоналом, действующим в рамках прав и обязанностей, определённых организационной структурой управления персоналом (приложение  1). Общая численность сотрудников предприятия на данный момент – 44 человек. Из них администрация – 8 человека, специалисты (ИТР) – 12 человек, рабочие – 24 человек. Анализ соотношения сотрудников по возрасту и полу – приложение 2.


2.2.    Анализ существующей структуры управления


Основу управления составляют отношения найма. В этой фирме собственник имеет возможность командовать, в связи с тем, что он, открывая работнику доступ к средствам труда, выступает в роли хозяина и нанимателя.

Принятая организационная структура (линейная) совершенствуется в течение многих лет и вполне устраивает фирму и её руководителей. Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной системе:

1.                       Единство и чёткость распорядительства (даже при выполнении несвойственной или незапланированной работы);

2.                       Чётко выраженная ответственность (так за невыполненные обязательства по поставкам товаров полностью отвечает старший менеджер по продажам);

3.                       Оперативность в принятии решений (получивший задание руководитель подразделения в силу своего профессионализма, навыков руководителя немедленно принимает решение);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.