5) использовать программно-целевой метод решения экспортных задач. Это значит, что любое крупное решение по выходу на мировой рынок должно отвечать не только текущим интересам и потребностям, но и долговременным целям внешнеэкономической политики. Иными словами, у предприятия должна существовать стратегическая экспортно-импортная программа и гибкая политика на перспективу (от 5 до 15 лет).
РаРРРрррроссмотрев теоретические аспекты маркетинговой концепции, можно сделать вывод о том, как успешность работы организации в ее внешней среде окружения. Но не менее важным является успешность ее внутреннего функцио-нирования, так как именно с продуктом или товаром производимый организацией, она выходит во внешнее окружения. Как работает предприятие можно выяснить в результате анализа деятельности на примере ОАО"Гурьевский металлургический завод" во второй главе.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО -ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ГУРЬЕВСКИЙ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД".
2.1. Характер и масштабы деятельности предприятия.
ОАО "Гурьевский металлургический завод" является открытым акционерным обществом.
Гурьевский металлургический завод - старейший в Сибири. Он был основан в 1816 году как сереброплавильный завод. Спустя год был переименован в сталеплавильный. Первая доменная плавка была пущена в
1826 году, в первую же кампанию было получено “чугуна штыкового” в слитках свыше 1000 пудов , в отлитых вещах - 500 пудов. В дальнейшем были построены кирпичная, механическая и листокатательная фабрики.
В 1922 году была пущена первая советская доменная плавка и получено
14564 пуда чугуна, а в 1923 году - 75500 пудов.
В сентябре 1924 года гурьяне получили первую в Сибири мартеновскую сталь, а через год - первый прокат. Впервые за Уральским хребтом в строй действующих вступило предприятие с полным металлургическим циклом.
Позже начато производство стальных мелющих шаров.
Огромную помощь оказал Гурьевский металлургический завод в строительстве Кузнецкстроя. Почти 50% арматурного железа, которого требовалось не менее 100 тысяч тонн, прокатано на ГМЗ. Кирпич, из которого сложены первые печи огнеупорного цеха Кузнецкого завода -
Гурьевский. Чугунное литье, металлические крепления, ломы, кирки и прочее изготовлялось на Гурьевском заводе.
В настоящее время ОАО “Гурьевский металлургический завод” является одним из крупных в Кемеровской области и единственно большим предприятием в городе Гурьевске.
Характер собственности - частная.
Правовое положение - акционерное общество.
На протяжении 70 лет специализируется на выпуске горячекатаного металлопроката, метизов, стальных шаров.
Основными видами металлопроката являются следующие:
- уголки стальные горячекатаные равнополочные размерами 50х5 мм,
40х4 мм, 63х5 мм, 56х5 мм, 70х7 мм;
- круги горячекатаные диаметром 20-100 мм;
- швеллер N 10, 12;
- спецпрофили.
Продукцией метизного цеха является:
- гайка свободная М 20,
- гвозди строительные,
- сетка плетеная стальная.
Продукцией шаропрокатного производства является:
- шары стальные мелющие диаметром 40 мм, 60 мм, 80 мм, 100 мм.
В 1996 году был пущен трубосварочный цех и начато производство труб стальных электросварных диаметром 20 - 80 мм.
Завод зарекомендовал себя надежным партнером в своевременной поставке продукции высокого качества предприятиям горнодобывающей, черной, цветной металлургии, машиностроения, находящихся на всей территории России, СНГ и других государств.
Завод является крупнейшим поставщиком стальных мелющих шаров для горнообогатительных, цементных предприятий и теплоэлектростанций, работающих на углях. Пятая часть минерального сырья в России и СНГ измельчается шарами Гурьевского металлургического завода.
Завод выпускает в год:
- стали жидкой - 120 тыс. тонн,
- металлопроката - 220 тыс. тонн.
Часть выпускаемой продукции ГМЗ отправляется на экспорт ( шары стальные мелющие, заготовка стальная квадратная) в такие страны, как
Монголия, Китай, Корея и некоторые другие.
Признанием заслуг ГМЗ явилось вручение заводу в 1993 году
Сертификата Европейского Сообщества, специальной награды
Интернациональной Золотой Звезды за качество.
В 1995 году завод удостоен приза “Арка” Европейской международной
Золотой Звезды и международного приза за технологию и качество.
2.2. Организационная структура управления ОАО "Гурьевский металлургический завод
Организационная структура управления ОАО "Гурьевский металлургический завод" - бюрократическая функциональная ( схема 1). Она в большей степени чем какая-либо из известных (дивизионная, органическая, проектная, матричная), соответствует анализируемому предприятию и по отраслевой принадлежности, и по средним размерам, и по масштабом деятельности.
Основной задачей данного раздела является изучение состояния и проверка адекватности организационной структуры стратегии маркетинговой деятельности. Для этого были изучены должностные инструкции всех основных управленческих подразделений и отделов с позиций отражения в них тех или иных функций , направленных на реализацию маркетинговой деятельности.
Эти функции представлены следующим образом.
1.Руководство предприятия.
Генеральный директор устанавливает общее направление во внешнеэкономической и маркетинговой деятельности:
-утверждает планы отгрузки;
-ценовую политику;
-участвует в переговорах;
-подписывает контракты.
Технический директор:
-на основе утвержденного плана и подписанных договоров и контрактов контролирует работу отделов и производственных цехов.
Коммерческий директор:
-принимает участие в утверждении планов;
-принимает участие в принятии ценовой политики;
-занимается исследованием рынка сбыта продукции;
-ведет переговоры с покупателями;
-подписывает договора и контракты;
-осуществляет контроль за деятельностью конкурентов;
-контролирует работу отделов и цехов по выполнению договоров.
2.Отдел внешнеэкономических связей.
-ведение переписки с покупателями-инофирмами;
-составление и подписание контрактов;
-передача контрактов в работу для выполнения отелами и цехами;
-подведение итогов работы с покупателями по проведенной сделке.
3.Планово-экономический отдел.
-рассчитывает цены на металлопродукцию при поставке на внутренний и внешний рынок;
-составляет производственный план на основе заключенных договоров и контрактов.
4.Производственный отдел.
-задает в производственные цеха план согласно заключенных договоров;
-ведет работу с поставщиками заготовки и сырья.
5.Отдел сбыта.
-ведет работу по изучению потенциальных покупателей;
-заключает договора на поставку металлопродукции;
-заказывает план перевозок согласно установленному производственному плану и заключенным договорам;
-оформляет отгрузочные документы;
-ведет контроль за отгрузкой.
6. Отдел материально-технического снабжения:
- ведет работу с поставщиками;
- заключает договора на прямые поставки сырья и материалов и бартерные сделки;
- акцептует счета на поступившую продукцию.
7. Производственные цеха.
-выполняют производственный план ;
-производят отгрузку металлопродукции.
8.Отдел технического контроля.
-производит контроль качества выпускаемой продукции, ее соответствия Нормативно-технической документации (ГОСТам, ТУ, ТИ) и подписанным договорам и контрактам.
9.Железнодорожный цех.
-производит заказ вагонов и их загрузку и передачу железной дороге.
10.Финансовых отдел.
-ведет контроль за поступлением рублевой и валютной выручки;
- ведет контроль за поступлением счетов по бартерным сделкам;
-осуществляет продажу валютной выручки согласно установленных инструкций.
11.Главная бухгалтерия.
-производит учет отгружаемой продукции.
2.3. Анализ производственно-финансовой деятельности ОАО"Гурметзавод"
2.3.1. Анализ технико-экономических показателей.
Общее представление о результатах деятельности ОАО «Гурьевский металлургический завод» за три года дано в таблице 2.1. Величина изменения отдельных показателей, направление этого изменения различны. Они зависят как от внутренних факторов производства, так и отражают общее состояние экономики металлургической промышленности. |Таблица № 2.1. | |Основные технико - экономические показатели за 1994 - 1995 гг. | |№/№|Показатели |Ед. |Фактически по годам |в % к 1994 году | |п/п| |изм. | | | | | | |1994 |1995 |1996 |1995 |1996 год | | | | |год |год |год |год | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 | |1. |Выпуск продукции |млн. |278547 |393445 |322071|141,2 |115,6 | | | |руб. | | | | | | |2. |Реализация |млн. |342185 |394905 |340349|115,4 |99,5 | | |выпущенной |руб. | | | | | | | |продукции | | | | | | | |3. |Себестоимость |коп. |91,37 |75,75 |91,78 |82,9 |100,4 | | |выпущенной | | | | | | | | |продукции на один | | | | | | | | |руб. | | | | | | | |4. |Производительность |тыс. |132,4 |185,2 |147,9 |139,8 |111,7 | | |труда |руб. | | | | | | |5. |Среднесписочная |чел. |2104 |2124 |2177 |100,9 |103,4 | | |численность | | | | | | | | |(производственных | | | | | | | | |рабочих) | | | | | | | |6. |Фонд оплаты труда |тыс. |8973700|1652808|348090|184,1 |387,9 | | | |руб. | |3 |39 | | | |7. |Производственные |млн. |28675,7|99845,3|278544|348,1 |971,3 | | |(основные) фонды |руб. | | |,3 | | | |8. |Фондоотдача |руб. |9,7 |3,9 |1,2 |40,2 |12,4 | |9. |Прибыль (баланс) |млн. |17478 |75594 |36831 |432,5 |210,7 | | | |руб. | | | | | | |10.|Рентабельность |% |6,3 |19,2 |11,1 |- |- | |11.|Ликвидность | |1,6 |1,9 |1,4 |- |- |
Одним из основных показателей деятельности является объем выпускаемой продукции.
В 1996 году объем валовой и товарной продукции снизился на 18,1 %, увеличились затраты на один рубль товарной продукции с 75,75 копеек до 91,78 копеек, возросла соответственно себестоимость, уменьшился объем прибыли. Не снизился процент продукции, реализуемой по взаимозачету, что в условиях возрастающей потребности в «живых» деньгах не способствует улучшению финансового положения.
1996 году производство стали значительно выше предыдущего года (см. Приложение №1 Рис. 1 и таблицу 2.2.).
|Таблица № 2.2 | |Производство основных видов продукции | |№ |Наименование продукции|Ед. |1994г |1995г |1996г | |п/п | |изм. |отчет |отчет |отчет | | | | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |1 |Сталь мартеновская |тонн |86115 |115067 |141860 | |2 |Прокат сортовой |тонн |165110 |237219 |207177 | |3 |Шары стальные мелющие |тонн |51431 |72606 |48432 | |4 |Гвозди строительные |тонн |1587 |2047 |2476 | |5 |Проволока товарная |тонн |113 |837 |423 | |6 |Болты с гайкой |тонн |192 |199 |29 | |7 |Гайка свободная |тонн |296 |200 |169 | |8 |Сетка стальная |тыс. м |781,7 |818,95 |589,56 | | |плетенная |кв. | | | | |9 |Трубы сварные |тонн |- |- |1276 | | | | | |продолжение таблицы № 2.2 | |Производство основных видов продукции | |№ |Наименование |Ед.|Отклонения |Отклонения |Отклонения | | |продукции | |1995г. от |1996г. от |1996г. От 1994г. | |п/| |изм|1994г. |1995г. | | |п | |. | | | | | | | |в |% |в |% |в натуральных|% | | | | |натура| |натураль| |показателях | | | | | |льных | |ных | | | | | | | |показа| |показате| | | | | | | |телях | |лях | | | | |1 |2 |3 |7 |8 |9 |10 |11 |12 | |1 |Сталь |тон|+28952|+33,|+26792 |+23,3 |+55745 |+64,7 | | |мартеновская |н | |6 | | | | | |2 |Прокат |тон|+72109|+43,|-30042 |-12,7 |+42067 |+25,5 | | |сортовой |н | |7 | | | | | |3 |Шары стальные |тон|+21175|+41,|-24174 |-33,3 |-2999 |-5,8 | | |мелющие |н | |2 | | | | | |4 |Гвозди |тон|+460 |+29 |+429 |+21 |+889 |+56 | | |строительные |н | | | | | | | |5 |Проволока |тон|+724 |+640|-414 |-495 |+310 |+274 | | |товарная |н | |,7 | | | | | |6 |Болты с гайкой|тон|+7 |+3,6|-170 |-85,4 |-163 |-84,9 | | | |н | | | | | | | |7 |Гайка |тон|-96 |-32,|-31 |-15,5 |-127 |-42,9 | | |свободная |н | |4 | | | | | |8 |Сетка стальная|тыс|+37,25|+4,8|-229,39 |-28 |-192,14 |-24,6 | | |плетенная |. м| | | | | | | | | |кв.| | | | | | | |9 |Трубы сварные |тон|- |- |+1276 |+100 |+1276 |+100 | | | |н | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11