Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморепецепцию (чувтсво тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (нарушение логопедического характера заикание, картавость и т. д.), глухоты, полной или частичной потери зрения и т.д. На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. К наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам памяти и т.д.
Социокультурные барьеры. Люди – не изолированные индивиды, а общественные существа и так таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковом, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.
Выводы
1. Коммуникация – сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ.
2. Благодаря моделям коммуникаций можно выделить и охарактеризовать следующие необходимые элементы любого коммуникативного акта: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование, обратная связь.
3. Одна из ключевых проблем коммуникации – проблема адекватного восприятия передаваемой информации и, следовательно, результативности коммуникации. Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает многочисленные коммуникативные барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Факторами, ограничивающими эффективность коммуникации, являются среда (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и сам человек как главное действующее лицо коммуникативного акта. В целях повышения эффективности коммуникации следует уделять внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.
Коммуникация играет особую роль в групповой динамике. Без коммуникации нет общения, а без общения не может быть и группы. Таким образом, коммуникация выступает как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.
Поэтому менеджеру надо хорошо знать средства коммуникации, уметь правильно ими пользоваться в процессе общения, преодолевать коммуникационные барьеры непонимания.
Основатель клана Рокфеллеров Джон-старший говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе, и я готов платит за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». [8]
Традиционно выделяют две формы коммуникации: вербальную и невербальную. При вербальной коммуникации в качестве символов используются слова человеческого языка. Существует несколько признаков естественного человеческого языка, отличающих его от систем коммуникации у животных.
Главными признаками естественного человеческого языка являются:
1) Канал для всех языковых сообщений вокально-слуховой: языковые сообщения передаются голосом и воспринимаются слухом. Этим человеческий язык отличается от языка низших животных. Эти различия касаются способа, каким информация предаются через внешнюю среду в организм. Однако с точки зрения того, что происходит внутри организма при восприятии языковых сигналов, имеется много общего даже между человеком и низшими животными.
2) Языковая деятельность не имеет непосредственного биологического значения, иначе говоря, она биологически нерелевантна (несущественна). Как бы ни изменился характер речи (тембр, высота голоса, скорость, интонация и т.п.) в процессе разговора, это нисколько не повлияет на биологические свойства окружающей среды.
3) Произвольная семантизация. Семантизация – означает придание смысла, т.е. связь между явлением, выступающим в качестве материального знака, и тем явлением, и тем явлением, которое им означается.
Одним из основных средств передачи информации является речь, речевое общение. Речь – это особый вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавальной, мнемической, т.е. деятельностю памяти). [2] Так как «речевая деятельность есть специализированное употребление речи для общения, частный случай деятельности общения», то «речь потенциальный компонент любой деятельности, например познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.». [7] Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для обращения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т. п.
К основным функциям речи (языка) в процессе коммуникации относятся:
· коммуникативная или репрезентативная (репрезентация – представление; изображение, образ), которая является доминирующей;
· апеллятивная (апелляция – призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении.
· экспрессивная (экспрессия – выражение и выразительность).
· фатическая, осуществляется посредством обмена ритуальных формул, т.е. затрагивает преимущества области речевого этикета.
· метаязыковая, т.е. функция толкования.
Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста, т.е. процесс передачи информации, а слушание и чтение в восприятии текста, заложенной в нем информации. (см таблицу Шекшня рис45 стр 298).
Таблица 2
Основные методы (средства) коммуникаций.
Конференции, совещания, доклады, презентации, групповое обсуждение, встречи один на один, неформальные беседы.
Письма, меморандумы, отчеты, письменные доклады, записки, правила и процедуры, приказы, электронная почта.
Невербальная
Поведение человека: гримасы лица, интонация, тембр голоса, поза.
Естественно, что руководителей прежде всего интересует вопрос о том, какие коммуникационные методы следует выбрать для взаимодействия со своими сотрудниками здравый смысл подсказывает, а специальные исследования подтверждают, что выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. ( см рис 46 стр 299)
Методы
Характеристики
Богатство передачи
Области эффективного использования
Обратная связь
Каналы
Личная беседа
немедленная
аудио и визуальный (невербальный)
очень высокое
Сложная коммуникация, требующая двусторонней связи
Телефонный разговор
быстрая
аудио
высокое
Коммуникация, требующая двусторонней связи
Документ, направленный адресату
медленная
визуальный (невербальный)
ограниченное
Четкая и рациональная коммуникация
Общий документ
очень медленная (часто отсутствует)
низкое
Официальная коммуникация на организационном уровне
Рис 2. Типы и методы коммуникации
Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, дополняющих и усиливающих друг друга. Например, после проведения совещания с подчиненными (устная коммуникация) направлять им меморандум с изложением основных моментов состоявшегося обсуждения.
Устная коммуникация является наиболее эффективной с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. В то же время устная коммуникация не позволяет отправителю послания в полной мере контролировать его содержание, сопряжена со значительным уровнем помех в системе.
Письменная коммуникация обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени, что является очень важным для реализации функции управленческого контроля, а также дает возможность получателю информации уточнять ее неограниченное число раз. Существует пять наиболее важных коммуникационных средств: внутриорганизационные правила и процедуры, меморандумы, справочник сотрудника, внутриорганизационные издания, электронная почта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8