Рефераты. Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация")






— государственная система обеспечения единства измерений (ГСП);

— государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Политика повышения качества продукции предприятия формируется в официальном документе, подписывается высшим руководителем. Это документ, который подтверждает и представляет отношение руководства предприятия к проблеме качества. По этому документу можно судить о том месте, которое сейчас занимает предприятие среди производителей аналогичной продукции. О политике в области качества можно судить и по отношению к потребителю. Отсутствие политики в этой области делает вас неконкурентоспособными.

В концепции ISO 9000 политика в области качества выступает как базис самой системы качества. Политика в области качества тесно связана со стратегией предприятия, т. е. с тем набором действий, с помощью которых предприятие хочет достичь цели. Стратегия в области качества — один из главных ориентиров в деятельности предприятия.

Политику предприятия в области качества составляют направления и цели деятельности. Основными направлениями деятельности в области качества являются установленные руководством предприятия пути развития работ по установлению качества, а в качестве цели выступают желательные или предполагаемые позиции предприятия в области качества.

Главная цель деятельности предприятия — стабильное обеспечение качества продукции и услуг, которые удовлетворяют требованиям и ожиданиям потребителей.

На основе главной цели конкретизируются цели, которые относятся к таким ключевым свойствам качества, как, например, функциональная пригодность, безопасность и надежность, эксплуатационные характеристики. Одной из конкретных целей является минимизация рисков и потерь вследствие выпуска продукции недостающего качества. Если на предприятии отсутствуют четко сформулированные общие цели в области качества, это приводит к тому, что каждое подразделение начинает преследовать свои собственные цели, начинает трактовать общие цели в своем понимании.

Концентрированным выражением политики предприятия в области качества является девиз. Он не только фиксирует концептуальное отношение предприятия к качеству, но и придает определенную направленность в политике мотивации работников. Можно сказать, что девиз выступает основополагающей внутренней обстановкой для всего персонала предприятия. Но в то же время девиз обращен и во внешний мир: потребителям, поставщикам, сертифицированным организациям, общественности. Отступление от девиза ведет к потере репутации, лица фирмы. Для обеспечения надлежащего эффекта от девиза он ДОЛ' жен быть четким, доступным для понимания, лаконичным, выразительным.

Политика предприятия в области качества оформляется в виде декларации, подписывается руководителем. Политика предприятия должна доводиться до каждого работника предприятия.

1. Обсуждение положений политики на совещании коллективов и функциональных, и производственных подразделений.

2. Разъяснение сущности политики в ходе учебы по качеству.

3. Ознакомление с политикой при приеме на работу.

4. Наглядная агитация в СМИ, в служебных помещениях и т. п. Контроль и анализ политики качества возлагается на руководство

предприятия. Если необходимо, производится корректировка отдельных положений политики для общей оценки деятельности руководителей в области качества, могут быть использованы критерии, которые устанавливаются европейской премией по качеству:

1) непосредственное участие руководителей в движении предприятия по пути внедрения метода TQM;

2) влияние руководителей на состояние культуры качества;

3) своевременное признание и оценка руководителями усилий и успехов отдельных исполнителей и групп;

4) поддержка руководителями деятельности в области качества путем обеспечения соответствующими ресурсами и оказания помощи;

5) взаимодействие руководителей с заказчиками и поставщиками;

6) участие руководителей в развитии деятельности по административному управлению качеством.

Критерии оценки политики и стратегии в области качества:

— использование методологии TQM в политике стратегии предприятия;

— учет информации, относящейся к обеспечению качества при разработке политики стратегии;

— использование стратегии и политики в бизнес-планах;

— доведение политики и стратегии до сведения персонала;

— основы системы качества.

Наряду с политикой и стратегией повышения качества продукции Предприятия особую роль играют такие средства планирования, как Документационное обеспечение внедрения системы управления качеством. Основными плановыми документами при этом являются техническое задание на разработку и внедрение системы управления качеством, а также технический и рабочий проекты системы.

Техническое задание содержит, как правило, следующие основные разделы:

1) особенности системы управления качеством;

2) этапы работ и сроки их выполнения;

3) цель разработки и внедрения системы управления качеством продукции на предприятии;

4) общая характеристика предприятия;

5) принципы построения системы управления качеством;

6) стандарты предприятия на разрабатываемую систему;

7) организационно-технические мероприятия.

Основные нормативные и методические источники, регламентирующие требования к разрабатываемым содержанию и построению каждого из перечисленных разделов, заключаются в следующем.

В первом разделе главная цель создания системы управления качеством обычно конкретизируется в виде следующих задач:

— освоение новых видов конкурентоспособной продукции;

— увеличение производства сертифицированной продукции (по отдельным видам и наименованиям);

— улучшение отдельных показателей качества выпускаемой продукции (надежности, экономичности; безопасности применения и др.);

— повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке;

— снятие с производства, замена или модернизация морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

— улучшение экономических показателей деятельности предприятия.

Во втором разделе приводится краткая характеристика выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), дается оценка действующей на предприятии системы производства и управления, указываются стадии жизненного цикла продукции, управление которыми осуществляется на данном предприятии, отмечаются особенности хозяйственных взаимоотношений с поставщиками и потребителями продукции предприятия.

В третьем разделе приводятся ориентировочный перечень функций управления качеством, конкретные задачи, решаемые по каждой из функций, а также их закрепление за отдельными подразделениями предприятия.

Четвертый раздел должен содержать перечень разрабатываемых стандартов предприятия, входящих в проект системы управления качеством. При этом по каждому стандарту указываются сроки начала и окончания разработки, ответственные исполнители, обосновываются требования к стандартам, обеспечивающие единство формы, содержание и взаимосвязь их между собой и другими нормативными документами.

В пятом разделе указываются мероприятия по повышению организационно-технического уровня предприятия. Основой для разработки раздела обычно служат результаты тщательного анализа состояния дел по качеству на предприятии и в его отдельных подразделениях.

Шестой раздел содержит полный перечень нормативно-методических документов и материалов, которые обязательно должны быть использованы при разработке системы управления качеством продукции на предприятии.

В седьмом, заключительном, разделе должны быть указаны этапы работ по созданию всей системы управления качеством; очередность и сроки выполнения каждого этапа; подразделения предприятия, участвующие в выполнении отдельных этапов, а также привлекаемые сторонние организации; порядок согласования внутри предприятия всех разрабатываемых стандартов на проектируемую систему управления качеством.

Технический и рабочий проекты системы управления качеством продукции на предприятии разрабатываются специалистами соответствующих служб для детализации и конкретизации основных положений рассмотренного ранее технического задания на разработку и внедрение системы.[4 стр. 114]

Для технического проекта характерны, как правило, следующие разделы:

1) цель создания системы управления качеством продукции;

2) главные принципы и общая структурно-функциональная схема системы;

3) средства обеспечения функционирования системы;

4) стандарты предприятия по управлению качеством;

5) меры по повышению организационно-технического уровня предприятия.

Особенности содержания и построения каждого из перечисленных разделов заключаются в следующем.

В первом разделе уточняется в случае необходимости формулировка цели, данная в техническом задании на разработку и внедрение системы, выделяются задачи, которые необходимо решить в приоритетном порядке.

Второй раздел должен содержать уточненный по сравнению с техническим заданием перечень функций управления качеством продукции с обязательным указанием должностных лиц, ответственных за выполнение каждой функции. Также приводится общая структурная схема предприятия с указанием функций управления качеством, выполняемых его подразделениями и отдельными должностными лицами, указываются информационные потоки и связи подчинения. Также в разделе обозначают стадии жизненного цикла изделия, на которых данное предприятие осуществляет управление его качеством, определяют порядок координации деятельности при функционировании системы, а также подразделение, отвечающее за эту координацию, его структуру и подчиненность.

В третьем разделе приводятся те средства, на которые могут и должны ориентироваться разработчики стандартов предприятия и системы в целом. Прежде всего это средства информационного и метрологического обеспечения процессов управления качеством, экспериментальная и испытательная база предприятия, его финансовые и кадровые возможности. В этом же разделе указывают основные направления совершенствования производства и управления на предприятии, на которые могут и должны ориентироваться разработчики системы управления качеством продукции в обозримой перспективе.

В четвертом разделе приводится перечень стандартов предприятия, необходимых для создания и внедрения системы управления качеством, а также составляется сводный график их разработки. При этом все стандарты предприятия обычно группируют по определенному принципу (стадия жизненного цикла изделия, функция управления качеством и т. п.). Кроме того, в этом разделе отражают взаимосвязь указанных стандартов с другими стандартами предприятия и стандартами более высокой категории, перечисляют основные нормативно-методические материалы и документы, которые должны быть использованы при разработке стандартов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.