Рефераты. Управление изменениями в организации(гештальт-подход)






3. Недостаточно проведенный этап завершения изменений приводит к недолговечности результатов изменений, все быстро возвращается "на круги своя". Таким образом в системе дискредитируется сам процесс развития, изменений, его необходимость и эффективность.

В гештальт-терапии цикл контакта (цикл опыта, цикл переживания) описывает процесс возникновения и удовлетворения актуальной потребности индивида. Подробно с описанием цикла контакта можно познакомиться в работах Ф. Перлза, П. Гудмена (2001), Ж-М. Робина ( 1996), И. Польстер, М. Польстер (1997).

В предлагаемой ниже таблице соотнесены принятые названия стадий Цикла контакта в индивидуальном контексте и стадии Цикла изменений в организационном контексте Э. Невис (2002), Й. Ферхланд, Е. Ротгерс-Ферхланд (1997-1999), Р. Морер (2002).


Индивидуальный контекст

Организационный контекст

Ф. Перлз, Ж-М. Робин

Э. Невис,

Й. Ферхланд,

Е.Ротгерс-Ферхланд

Э. Невис,

Й. Ферхланд

Е.Ротгерс-Ферхланд

Р. Морер


Пред-

Ощущение

Наблюдение, данные

Отдельные инциденты

Начало

контакт

Сознавание

Концептуализация

Признание

изменения

Контакти-рование

Возбуждение, мобилизация энергии

Мобилизация энергии

Начальные



Действие

Действие

действия

Середина изменения

Финальный контакт

Контакт

Изменение

Внедрение, Интеграция


Пост-

Закрытие, завершение

Оценка

Спад

Конец

контакт

Выход

Выход

активности

изменения


Рассмотрим подробнее каждый сегмент Цикла изменений.

НАЧАЛО ГЕШТАЛЬТ-ЦИКЛА ИЗМЕНЕНИЙ:

Наблюдение. Данные. (Отдельные инциденты).

Р. Морер (2002) описывает цикл изменения в терминах, более понятных менеджерам, управленцам. На первой стадии разворачивания цикла он говорит об отдельных инцидентах, как некоторых фактах (недостатках), которые появляются, например, в разных показателях эффективности деятельности компании и кажутся не связанными друг с другом. Подобные инциденты повторяются, можно уже проследить некоторые закономерности, и все больше людей в организации обращает на это внимание. Обычно заказчик и предъявляет консультанту набор тревожащих показателей работы компании и некоторые предположения об их связи (например, падает уровень продаж, низкая трудовая дисциплина или высокая текучесть кадров и др.)

Э. Невис (2002), Й. Ферхланд, Е.Ротгерс-Ферхланд (1997-1999) описывают первую стадию ("наблюдение, сбор данных") как сбор информации консультантом совместно с заказчиком о том, что происходит в организации. Необходимо специально отметить несколько важных положений, касающихся этой стадии:

Реальность организации множественна. Она складывается из реальностей каждого участника, взаимоотношений между ними, реальностей подсистем и т.д. . Например, продавцы считают специальное обслуживание клиента капиталовложением, приносящим доход, бухгалтеры - считают это лишь дополнительной статьей расхода, увеличивающей стоимость товара, а инженеры могут считать это лишним и даже вредным. Индивиды, находящиеся в одних и тех же организационных условиях, переживают разные варианты реальности.

На конструирование реальности влияет язык, культурное происхождение, ценностные ориентации, стиль обучения и особенности образования, профессиональный статус или положение в рабочей группе, особенности биографии, возраст, пол и др факторы.

С одной стороны необходимо очертить территорию, на которой собираются факты, а с другой стороны, понимать, что это часть реальности.

В гештальт-подходе консультант работает с феноменологией, то есть с видимыми, наблюдаемыми фактами, а не интерпретациями или оценками.

Имеют значение не только объективные показатели (структура, отчеты, и др.), то есть результаты наблюдения внешних фактов, но и субъективные данные (чувства, мечты, фантазии) как участников системы, так и самого консультанта.

Концептуализация (сознавание, формирование фигуры). (Признание)

Р. Морер (2002) пишет о признании важности отдельных фактов и складывании их в определенную картину проблемы. Признание проблемы должно охватить как можно большее число сотрудников организации, особенно тех, от которых зависит проведение изменения.

На уровне рабочих систем (организаций): сознавание строится на поиске, обобществлении и генерировании информации, необходимой для решения текущих задач, поддержания целостности группы и др.

Мы можем усиливать сознавание через активный, направленный, ориентированный и сосредоточенный процесс, или через поиск открытый, ненаправленный и неориентированный( сознавание направленное и ненаправленное).

Деятельность консультанта направлена: на создание условий для наиболее полного обмена информацией, на содействие поведению, которое стимулирует генерирование новых знаний, интерес к себе, другим и окружению.

Итак, для консультанта фокусом работы на этом этапе является организация таких мероприятий, которые позволили бы системе пройти путь от наблюдения и сбора сырых данных, через процесс выбора некоторых данных, возведения вокруг них границы и придание значения этому взятому в границы целому. Происходит формирование фигуры изменения. Фигура - нечто представляющее интерес.

Группировка фактов в определенную фигуру - это не абсолют, а выбор, сделанный в определенных условиях в определенное время.

Возможны три варианта работы с данными в сложных системах:

1.  Упрощение реальности (обрезание своего сознавания)

2.  Попытка упорядочивания в хаосе данных (создание карты: взаимосвязи, взаимозависимости, блоки и др.).

3.  Постоянное получение обратной связи от системы (составленная карта верна только для определенного момента).

Важно, чтобы выделенная фигура имела обобществленный характер, была общей для членов, участников системы. Тогда каждый способен и готов внести свой вклад в общее дело.

Формирование яркой общей фигуры изменения повышает энергетический уровень с системе.

Итак, в НАЧАЛЕ процесса изменений наиболее важным является рассмотрение почвы, фона, сознавание того, что есть в настоящее время. Такое сознавание позволяет создать основание, фундамент для изменений и определить возможные точки, направления для приложения сил (фигуру изменения).

Ролевая модель консультанта на стадии оценивания, работающего в гештальт-подходе, отличается от моделей консультантов других моделей консультирования. Рассмотрим следующие модели консультирования (цит. По Й. Ферхланд, Е. Ротгерс-Ферхланд, 1997-1999):

1. Покупка экспертизы.

 Клиент "передает" консультанту-эксперту свою проблему, аналогично тому, как владелец автомобиля поручает разобраться в неполадках механику. Клиент сообщает жалобы на работу автомобиля (например, на "какой-то шум") и оставляет автомобиль механику. Механик осматривает автомобиль, находит причину шума, решает проблему, используя причинную модель (например, меняет какой-то износившийся механизм на новый). Все! Клиент может ехать на исправленном автомобиле.

Такая модель консультирования может быть эффективна при работе с техническими системами (например, замена устаревшего программного обеспечения, установка новой системы бухучета и др.)

2. "Врач - пациент"

Пациент (система-клиент) называет симптомы, свидетельствующие о каком-то заболевании (боль, нарушения сна и др.). На основании проведенных анализов, психологического тестирования ставится диагноз (какое это заболевание). На основании поставленного диагноза предписывается лечение.

Консультант отождествляет себя с врачом и должен исходить из следующих допущений:

1.  Он правильно идентифицировал болевую точку.

2.  Система-клиент готов и способен обеспечить консультанту необходимую информацию.

3.  Система-клиент готов согласиться с поставленным диагнозом и принять предложенную терапию.

Если хотя бы одно из условий не выполнено - модель обречена на неудачу. В худшем случае лечение симптоматическое, в лучшем - системное.

В приведенных выше моделях консультирования отсутствует ОБУЧЕНИЕ системы-клиента решению собственных проблем, проведению изменений.

3. "Процесс-консультирование". (Гештальт-консультанты работают в этой ролевой модели)

Процесс-консультирование предполагает совместное участие консультанта и системы-клиента в диагностике. Консультант и клиент - партнеры по диагностике и решению проблем. Но проблемы - это проблемы не консультанта , а клиента. Ответственность за их решение - на клиенте.

В своей деятельности процесс-консультант отправляется от следующих посылок:

1.  Клиент не знает точно, в чем заключаются проблемы и где их искать. Клиент знает, что что-то не так и ожидает, что консультант поможет ему более конкретно очертить проблемную зону.

2.  Большинство клиентов не знает, какой вид помощи доступен и насколько он соответствует ситуации.

3.  Только сами клиенты знают, какие именно меры коррекции действительно будут работать.

4.  Участие клиента в процессе решения проблемы не только приведет к решению, но и обогатит систему-клиента навыками решения проблем (поможет увеличить его самостоятельность).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.