Рефераты. Трудовая мотивация и социальные основы управления






Функции планирования, организации, координирования, мотивации и контроля выполняются менеджерами всех уровней управления: высшего (руководство организации), среднего управленческого персонала и низшего (основного), связывающего непосредственно с рабочими. Затраты времени и усилий на выполнение той или иной функции зависят от места менеджера на служебной лестнице, и его личного потенциала.

Все управление, в том числе и в области мотивации построено на конкретных принципах, представляющих основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей в рамках осуществления управленческих функций. Ключевым в менеджменте является принцип наилучшего сочетания централизации и децентрализации в управлении, оптимального распределения (делегирования) полномочий при принятии управленческих решений. Очень важно использование современных методов управления (совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных организацией целей).

Сейчас все большее значение приобретают и социально-психологические методы – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Чтобы влияние на коллектив и отдельных его членов было наиболее результативным, нужно в полной мере знать психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики групп и коллективов, применять приемы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, внушение, соревнование, критика и самокритика, ритуалы и т.д.). Эти методы в системе мотивации выходят ныне на передний план.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области психологии. Опыт убеждает, что результаты деятельности менеджера в гораздо большей степени зависят от умения работать с людьми, чем от его профессиональных знаний. От настроения и от морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может или увеличиваться или в несколько раз уменьшиться.

Формы и методы мотивации в значительной мере зависят от организации структуры предприятия. Здесь применяются разные подходы, в частности, функциональный (исходя из функций), финансовое подразделение, производственные подразделения, отдел маркетинга; и т.п.). Учитывается также географически-территориальное деление (если подразделения фирмы расположены в разных регионах), товарное деление (разные отделы для производства разных товаров) и потребительское деление (в зависимости от групп покупателей). Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) – решающий фактор успеха в управлении предприятием.


3.2 Роль социально-психологических методов в социальном управлении


Посредством социальных методов изучают структуру и социальные особенности трудовых коллективов, выявляют неформальные группы и разрабатывают способы влияния на них. Их применение служит повышению социальной активности коллектива, развитию инициативы и творчества, усилению социального воздействия на работника и коллектив в целом.

Социально-психологические методы широко применяются менеджерами при формировании коллектива персонала, в управлении формальными и неформальными группами, для преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций и т.п. Знание этих методов и умение применять их на практике являются важнейшими требованиями, предъявляемыми к руководителю, так как социальная психология помогает понять природу власти и лидерства, позволяет совершенствовать стиль управления и обеспечивать соблюдение этических норм поведения в коллективе.

Рассматривая социально-психологические методы управления с этой точки зрения, можно сказать, что они направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению им поставленной цели или выполнению заданной функции при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Психологические методы управления включают в себя четыре основные группы методов:

1)методы формирования и развития трудового коллектива. Они призваны создать на оптимальном уровне количественные пропорции между работниками с учетом их психологической совместимости, регулировать внутриколлективные групповые взаимосвязи и предотвращать конфликтные ситуации;

2)методы гуманизации взаимосвязей в трудовом коллективе. Призваны создать оптимальные взаимосвязи между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости и научной организации труда. Они включают стиль руководства, культуру управления, этику руководящей деятельности;

3)методы психологической мотивации к деятельности. Призваны сформировать у работников мотивы к высокопроизводительному труду путем развития инициативы и предприимчивости;

4)методы профессионального отбора и обучения.

Для создания эффективной системы мотивов к труду необходимо соблюдение принципов, позволяющих укрепить морально-психологический климат в коллективе:

-        принцип соответствия, т.е. максимального успеха. Коллектив может достигнуть наибольшего успеха при совпадении его формальной структуры с фактическим соподчинением входящих в него членов;

-        принцип перманентности. Любой коллектив необходимо строить, непрерывно формируя его состав;

-        принцип оптимального контроля, т.е. дифференцированный, индивидуальный подход к контролю за работой любого члена коллектива;

-        право на критику, позволяющее устранить недостатки в работе;

-        принцип материального и морального стимулирования, который характеризует гармоничное сочетание личных и общественных интересов.

Социально-психологический климат в коллективе – это система морально-этических связей между членами коллектива, возникающих по поводу производственной деятельности, а также внепроизводственных отношений.

При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.

На первой стадии – ориентация и адаптация – работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он вновь и вновь информируется о новых сотрудниках о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению, расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных заданий, культуру исполнения. Уже на этой стадии становления коллектива выделяется группа активных и инициативных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливаются процессы самоорганизации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень административного вмешательства руководителя должен уменьшаться, и на смену ему все в большей, степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к другу (естественно, на основе высокого профессионализма и общей культуры). Наибольший акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие которых – обязанность руководителя.

Третья стадия – стадия интеграции коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального
организма. Формируются коллективное мнение о нормах поведения,
коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время представляют собой скорее искусство, чем науку. Суть рассматриваемых методов на этом уровне сводится к воздействию на коллектив или личность с помощью логических и социально-психологических приемов в целях превращения задания в осознанную внутреннюю потребность исполнителя.

Важнейшими средствами социально-психологических методов управления являются изучение, направленное на формирование мотивов трудовой деятельности работников, и учет их на практике. В связи с этим важно учитывать основные аспекты механизма развития личности, межличностных отношений и закономерности формирования у работников ценностных ориентиров.

Характеризуя личность как объект социального управления, следует сказать, что из огромного числа черт и признаков человека, известных психологической науке, можно выделить такие, как мотивы трудовой деятельности, его жизненная позиция, преобладающие формы общения с коллективом, потребности, общие черты характера, темперамент и др.

Мотивация труда проявляется в виде стремления работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Меры стимулирования труда формируются исходя из этого положения.

Любой мотив имеет следующую структуру: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, позволяющее удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

В процессе управления нередко складываются ситуации, когда из-за разделения труда и обезличивания трудового вклада бывает очень сложно определить мотивационную сферу работника.

Самый старый способ намеренного воздействия на людей с целью выполнения задач организации осуществлялся при помощи принуждения и поощрения (метод «кнута и пряника»). Естественной основой эффективности этого метода были очень низкие экономические и социальные условия жизни работников в период промышленной революции.

По мере роста жизненного уровня трудящихся и трансформации их отношения к труду управляющие начали понимать, что экономическое поощрение не всегда побуждает человека работать лучше.




Заключение


В заключении, стоит отметить, что процесс управления неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного обеспечения. По существу, речь идет о том, что эффективное управление зависит от заинтересованности людей, которые выполняют те или иные задачи, т.е. от эффективной мотивации.

Мотивирование зависит от предмета (качество, производительность и пр.), целей, учета особенностей и знания персонала. Возможности эффективного мотивирования должны быть заложены и в методологии, и в организации управления. Все модели мотивации в практике российского менеджмента призваны учитывать межличностную культуру, семейное положение, социальную обстановку, политические факторы, российский менталитет, склонность к патриотизму и энтузиазму, терпеливость.

Сейчас все большее значение приобретают и социально-психологические методы – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Результаты деятельности менеджера в гораздо большей степени зависят от умения работать с людьми, чем от его профессиональных знаний. От настроения и от морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может или увеличиваться или в несколько раз уменьшиться. Для создания эффективной системы мотивов к труду необходимо соблюдение принципов, позволяющих укрепить морально-психологический климат в коллективе:

-        принцип соответствия, т.е. максимального успеха. Коллектив может достигнуть наибольшего успеха при совпадении его формальной структуры с фактическим соподчинением входящих в него членов;

-        принцип перманентности. Любой коллектив необходимо строить, непрерывно формируя его состав;

-        принцип оптимального контроля, т.е. дифференцированный, индивидуальный подход к контролю за работой любого члена коллектива;

-        право на критику, позволяющее устранить недостатки в работе;

-        принцип материального и морального стимулирования, который характеризует гармоничное сочетание личных и общественных интересов.

Важнейшими средствами социально-психологических методов управления являются изучение, направленное на формирование мотивов трудовой деятельности работников, и учет их на практике. В связи с этим важно учитывать основные аспекты механизма развития личности, межличностных отношений и закономерности формирования у работников ценностных ориентиров.

Характеризуя личность как объект социального управления, следует сказать, что из огромного числа черт и признаков человека, известных психологической науке, можно выделить такие, как мотивы трудовой деятельности, его жизненная позиция, преобладающие формы общения с коллективом, потребности, общие черты характера, темперамент и др.

Таким образом, мотивационный менеджмент представляет социальное управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения, т.е. на создании условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению. Менеджеру приходится разрабатывать мотивацию отдельных коллективов, групп, но для мотивации непосредственного управления главным является каждый человек в отдельности.




Список литературы


1)     Аширов Д.А. Организационное поведение. – М.: Проспект, 2006. – 360 с.

2)     Аширов Д.А. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2007. – 432 с.

3)     Бухалков М.И., Управление персоналом на предприятии. – М.: Экзамен, 2005. – 320 с.

4)     Бурменко Т.Д. Сфера услуг: менеджмент. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с

5)     Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 512 с.

6)     Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

7)     Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом, – М.: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.

8)     Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, – М.: ИНФРА-М, 2007. – 638 с.

9)     Николаева И.Т. Менеджмент в торговле. – М.: КНОРУС, 2006. – 320 с.

10)Огарков А.А. Управление организацией, – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.

11)Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304 с.

12)Филатов О.К. Экономика предприятий (организаций). – М: Финансы и статистика, 2006. – 509 с.


[1] Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. - 6 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.