Рефераты. Типология и анализ организационных структур






Эффект от оптимизации организационной структуры предприятия, в зависимости от ситуации, может быть, например, следующим:

-сокращение непроизводительных расходов и пресечение воровства на предприятии;

-перегруппировка персонала, избавление от балласта;

-улучшение методов взаимодействия со старыми клиентами, прекращение их потерь;

-повышение эффективности работы с новыми клиентами, рост валовых поступлений;

-высвобождение руководства от рутины для решения именно стратегических задач;

-более эффективное распределение капитала, ускорение оборачиваемости средств.


Заключение


Развитие рыночного характера отношений в экономике Российской Федерации и глобализация всемирного экономического пространства способствуют возникновение и интеграции все большего числа предприятия. При этом существенную роль в бизнесе играют как ТНК, так и организации малого и среднего бизнеса. Наряду с развитием и экспансией предприятий все большую роль приобретает вопрос формирования и развития эффективных организационных структур. Рассмотренные в данной работе типология и анализ организационных структур позволили сделать следующие выводы:

1.                Понятие "организационная структура" выступает центральным понятием в теории организации.

2.                Организационная структура представляет собой структуру объекта управления и обладает способностью к видоизменению и совершенствованию в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы.

3.                Одним из главных качеств организационной структуры является ее адаптивность.

4.                Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения.

5.                Выделяют два типа управления организациями: бюрократический и органический. Главные понятия бюрократического типа организационных структур - рациональность, ответственность и иерархичность. Главные качества организаций органического типа – гибкость, способность к развитию посредством использования новых способностей, адаптивность, приоритет импровизации над планированием.

6.                Выделяют следующие типы организационных структур:

-функциональная организационная структура;

-линейная / линейно-функциональная организационная структура;

-плоская / процессная организационная структура;

-дивизиональная организационная структура;

-матричная организационная структура.

7.Наибольшее распространение получила линейно-функциональная оргструктура.

8. Преимущества бюрократических организационных структур:

-высокая эффективность в крупных и сверхкрупных организациях;

- позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве.

9. Недостатки бюрократических организационных структур:

- бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы;

-поскольку решения спускаются "сверху", теряется общий управленческий интеллект;

- невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы;

- функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованность в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.

10. Особенности организационных структур органического типа:

- решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;

- обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда;

- главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации;

- распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем;

- имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений;

-отсутствует необходимость в функциональном разделении труда.

11. Процесс формирования организационной структура наиболее эффективен, когда носит системный характер.

12. Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсного обеспечения (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

13. Процесс формирования организационной структуры состоит из 3 стадий:

-формирование общей структурной схемы;

-разработка состава основных подразделений и связей между ними;

-регламентация организационной структуры.

14. При необходимости проанализировать взаимодействие многих звеньев и уровней управления используется органиграмма.

15. Оптимизация оргструктуры корректирует методы обработки рынка предприятием (либо внедряет новые), устраняет противоречия и дублирование во внутренних взаимодействиях, снимает проблемы, возникшие из-за несовершенства структуры. Оптимизация также может сопровождаться уходом части персонала из-за неприятия новой ситуации и увеличением затрат.

16. Все большее число организаций оптимизируют свои затраты на персонал посредством перераспределения структуры затрат. Все большую долю в затратах организаций составляет заработная плата, в то время как вопросы социальной защиты, обеспечения жильем и культурного развития остаются на самостоятельное решения работниками. Организации приобретают все более рыночный и коммерческий характер, в то же время снимая с себя социальные функции.


Список использованной литературы


I. Официальные документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 2010, 22.09.

II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов.

2.Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. – М: Росиздат, 1998.

3. Баранников А.Ф. Организация как объект менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

4.Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 1999.

5. Виссема X Менеджмент в подразделениях фирмы. — М.: ИНФРА-М, 1996.

6. Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 1998.

7. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — Питер, 1999.

8. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.:Финпресс, 1997.

9. Панок Д. Г.Сравнительный анализ классических организационных структур управления промышленных предприятий.-М:ИНФРА-М,2004.

10.Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов.Рек.Мин.образ.РФ. - М.: ЮНИТИ, 2000.

11. Управление организацией./Под ред. Поршнева А.Г. М.:ИНФРА-М, 2002.

III.            Статистические сборники и справочная литература

12.Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

13.Щербина В.В. Социология организаций: словарь-справочник.М., 1995.

14.Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неоклассической методологии):Учебное пособие по теории организации/Под. ред. Т.П. Фокиной, Ю.А.Корсакова, Н.Н. Слонова.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.

15. Федеральная Служба Государственной Статистики.www.gks.ru

Приложение


Динамика уровня и структуры затрат организаций на рабочую силу

1 За 1995г. и 1996г. тыс. рублей

2 В сопоставимой структуре, т.е. без учета группы налогов и сборов, связанных с использованием рабочей силы


КОММЕНТАРИИ. Как видно по данным таблицы, в процессе адаптации организаций к условиям рынка с 1995 по 2007 происходило постепенное сокращение затрат организаций на так называемый "соцпакет". Так, с 2000года более чем вдвое сократились затраты организаций по обеспечению работников жильем, а в 2007 году затраты по этому показателю составили лишь 1\7 от уровня затрат 1998 года.; а с 2002 года произошло резкое сокращение затрат организаций на социальную защиту работников. Схожая картина наблюдается и с затратами организаций на культурно-бытовое обслуживание работников, в 2007 году доля затрат по этой статье в 6 раз меньше уровня 1995 года и в 2 раза меньше, чем в 2000 году. Однако есть и обратные тенденции. Например, затраты организаций напрофессиональное обучение сотрудников за весь период с 1995 по 2007 годы находятся стабильно на одном уровне. Кроме того, в 2005 и 2007 годах наблюдается рост расходов организаций по статье "Прочие". Таким образом, с 1995 по 2007 годы наблюдается структурное перераспределение затрат организаций на рабочую силу, все большую часть затрат составляют затраты на выплату заработной платы, в то время как затраты на обеспечение жильем, культурно-бытовое обслуживание и социальную защиту работников максимально сокращаются. Это можно объяснить тем, что организации приобретают все более коммерческий характер и утрачиваются свои социальный функции. Вопросы социальной защиты и культурного развития сотрудников, как и вопрос обеспечения жильем, оставляются на решение самими работниками в индивидуальном порядке, в то время как организации снимают с себя возложенные на них еще в период СССР функции социальных институтов.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.