Рефераты. Типология и анализ организационных структур






Типология и анализ организационных структур

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

бюрократический организационный адаптативность управление







Курсовая работа

по дисциплине "Теория организации"

на тему: Типология и анализ организационных структур














Тверь 2010 г.

Содержание


Введение

1. Сущность и типология организационных структур

1.1 Понятие организационной структуры

1.2 Виды организационных структур

1.3 Преимущества и недостатки различных видов структур

2. Анализ и оптимизация организационных структур

2.1Анализ и формирование организационных структур

2.2 Признаки эффективности организационной структуры

2.3 Оптимизация организационной структуры

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение


Любая экономическая система подчиняется общим закономерностям и стремление к развитию и расширению на том или ином уровне характерно для любой системы. По мере развития экономической системы растет число предприятий и организаций различных форм собственности и видов деятельности. В то время как в одних государствах все большее значение приобретают предприятия малого и среднего бизнеса, на глобальном уровне все больший вес приобретают транснациональные корпорации, лоббирующие свои интересы на политическом уровне.

Несмотря на наблюдающийся после кризиса 2008 года экономический спад, продолжают возникать новые организации и предприятия, а многие из существующих бизнес-структур проводят реорганизацию своих компаний с целью адаптироваться к новым условиям рынка, сократить издержки и сохранить – а в идеале увеличить – прибыль от деятельности на рынке. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема исследования и оптимизации организационных структур, которая нашла четкое отражение в теме данной работы "Типология и анализ организационных структур".

Цель данной работы – исследовать типологию и процессы, имеющие непосредственное отношение к организационным структурам на предприятиях.

Постановка данной цели предусматривает решение ряда задач:

·                   определение сущности понятия "организационная структура";

·                   исследование свойств и существующей типологии организационных структур;

·                   сравнение различных видов организационных структур;

·                   исследование процессов анализа и формирования организационных структур;

·                   выявление ряда критериев эффективности организационных структур;

·                   исследование процесса оптимизации организационных структур и связанное с этим сопоставление структуры расходов на рабочую силу на предприятиях РФ в 1995-2007гг..

Данная работа состоит из 2 глав. В первой главе подробно рассмотрена сущность и типология существующих организационных структур, приводится схематичное изображение различных типов организационных структур, а также проводится сравнение существующих видов оргструктур по их достоинствам и недостаткам.

Во второй главе основное внимание уделено исследованию процессов, сопровождающих существование организационных структур. Так, в данной главе рассматриваются процессы анализа и формирования организационных структур, а на основе выделения ряда критериев эффективности организационных структур подробно описывается процесс оптимизации организационных структур. Адаптация реальных существующих организационных структур к условиям рынка рассмотрена с использованием статистических данных по динамике уровня и структуры затрат организаций на рабочую силу в 1995-2007гг., размещенных на информационном Интернет-портале Федеральной Службы Государственной Статистики www.gks.ru.

На основании проведенного в данной работе исследования в главе Заключение сделан и сформулирован ряд выводов касательно типологии и анализа организационных структур.

В процессе написания данной работы было проведено обзорное исследование публикаций и трудов, имеющих непосредственное отношение к типологии и анализу организационных структур. Список использованной литературы включает в себя ряд источников, которые представляют собой опубликованные исследования и труды таких исследователей в области менеджмента и теории организации, как Баранников А.Ф., Панок Д.Г. Кроме того, при написании данной работы также были использована такая справочная литература, как "Экономико-математический словарь" Лопатникова Л.И. и "Учебное пособие по теории организации" под редакцией Т.П. Фокиной, Ю.А.Корсакова, Н.Н. Слонова. Теоретическая информация была дополнена данными реальной экономической статистики с информационного портала Федеральной Службы Государственной Статистики www.gks.ru.


1. Сущность и типология организационных структур


1.1 Понятие организационной структуры


В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации. Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Сегодня теория организации – это активно развивающаяся наука, имеющая реальное практическое применение в жизни. Одним из центральных понятий этой науки является понятие "организационная структура". Существует множество определений этого понятия, однако, пожалуй, наиболее точно суть организационной структуры отражает определение, данное Л.И. Лопатниковым в "Экономико-математическом словаре"[1]:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (ОРГСТРУКТУРА) [от англ. organizationalstructure] — структура объекта управления (по другим определениям — структура экономической системы, организации как таковой), в которой элементами являются подразделения или отдельные участники системы, а связи выражают включенность участников или подразделений в другие подразделения. Структура может рассматриваться как установившаяся модель технико-технологических, экономических и других взаимодействий между элементами организации — ее подразделениями и отдельными людьми, специализированными на определенных видах деятельности. Это не означает, впрочем, что она постоянна: напротив, она видоизменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы[12].

Так, можно сказать, что организационная структура - это единство людей и условий их деятельности, находящиеся в определенных соотношениях и взаимосвязях, таким образом, что работающие в ее рамках члены коллектива могли наиболее эффективно добиться поставленной перед нами задачи - использования собственных ресурсов и оптимизации путей к достижению конечной цели деятельности.

Организационная структура является средством реализации эффективной деятельности предприятия и должна отвечать следующим требованиям:

1) быть простой, четкой и достаточно гибкой, обеспечивающей творческое решение задачи управления;

2) создавать условия для свободного и эффективного взаимодействия всех звеньев управления;

3) обладать способностями быстро реагировать на все изменения, происходящие как внутри предприятия, так и вне его;

4) быть восприимчивой к техническим и организационным новациям;

5) ориентировать все производственные и управленческие службы на достижение конечных целей предприятия наиболее эффективным путем.

Одним из наиболее ценных качеств организационной структуры управления является ее гибкость и адаптивность, обеспечивающие быструю переналадку.


1.2 Виды организационных структур


Типология организационных структур имеет непосредственное отношение к функциональным подсистемам управления, которые формируются подразделениями и работниками предприятия, выполняющими определённую функцию управления. Различают техническую, экономическую, производственную, внешних хозяйственных связей и социальную подсистемы управления. Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения.

Выделяют два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Главные понятия бюрократического типа организационных структур - рациональность, ответственность и иерархичность. Классик теории управления, М. Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", поскольку состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.

Второй упомянутый - органический - тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающиенеобходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подходотвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру. Более подробно особенности организационных структур управления рассматриваются в Таблице 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.