Рефераты. Теория социального менеджмента






p>В соц. системе все объекты упр-ских воздействий в той или иной мере явл. и их субъектами. Общая закономерность соц. системы – непрерывное усложнение объекта упр-я. Это связано с тем, что обществ. явления становятся более сложными, динамичными, нелинейными, следовательно высокие требования к отношениям внутри системы, кот. имеют сложную структуру.
Отношения внутри упр-щей системы:
- вертикальные, горизонтальные, отношения му рук-ми и подчиненными в каждом звене (субординация), в разных звеньях упр-я (отнош-я координации);
- отраслевые, региональные, территориально-отраслевые, внешние, внутренние, межличностные, коллективные, индивидуальные, межсистемные, временные, постоянные, непосредственные, косвенные, функциональные, смешанные…).
Организационные отношения реализуются в упр-ской деят-ти, сост-щей частью упр-ской деят-ти организационная. Они тесно связаны му собой. Упр-е предполагают орг. усилия, а орг-ция не имеет смысла без упр-я.
Упр-ть тем, что не организовано очень сложно.

Выводы:
1. Система – множество взаимосвязанных элементов, кот. нах. в отнош. и связях му собой. Она разделяется на подсистемы, каждая из кот. м. рассматриваться изолировано. То, что не входит в систему, но влияет на нее наз. внешней средой. Внешняя и внутр. среда нах. в диалектическом единстве.
2. Каждая соц. система имеет две подсистемы:
- управляемая – обществ. отнош-я, процессы, ресурсы, общества.
- управляющая – входят все эл-ты, кот. обеспечивают процесс целенаправленного воздействия на управляемую подсистемы.
3. Все объекты упр-го воздействия м. выступать в то же время в кач-ве субъекта упр-я.

Организация.

Понятие «организация» употребляется в трех значениях
1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос. орг-ция,

П…);
2) состояние упорядоченности (порядок в системе: внутр. форма, стр-ра системы);
3) деят-ть органа или человека по созданию упорядоченности или целой системы;
Хар-ка структуры:
По степени сложности формализации централизации
Орг. деят-ть не возможна без создания соц организаций. Различают 2 формы организаций:
- формальная;
- неформальная.
В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций:
- основан на адм. принципах (при определении раб. мест, функц-х обяз-тей, прав и полномочий. Такая орг-ция наз. склярной и вып-т функции ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.
Принципы такой орг-ции:
- общая цель деят-ти;
- устойчивая нормативная связь му членами орг-ции, установл. правила, сложившаяся орг стр-ра;
- взаимодействие с внешней средой;
- использование ресурсов для достижения цели.
Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец. подразделениями, иерархичностью должностей, порядком использования рес-в.
Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.
Орг отнош-я разделяются на:
- координационные
- контрольные
- субординационные (связь му рук-лем и подчинен.) субординация бывает линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.
Выводы:
1. Орг. отношения в системе упр-ских отнош-й играют осн. роль. Орг. отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.
2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает соц. орг-ция (формальная, неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».
3. Упр-е явл. опред видом искусства. Орг. деят-ть осущ-ся с учетом не только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем единстве сост-т стиль упр-я.

Принятие управленческих решений.
Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений и лижерских спос-тей каждого управленца.
Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель, сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.
Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В завис-ти от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает решение, различают след-е решения:
V детерминистские (реш-я уверенности);
V вероятностные (реш-я риска);
V стратегические (реш-я неуверенности).

Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е навыки:
1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);
2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й и старается выбрать из него лучший вариант действий);
3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы, успех зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.

Пр.: при принятии системного реш-я);
4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать совершенно неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по- новому).
Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают единоличные и коллегиальные.
В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса в принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:
1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с сотрудниками и без последующих их информирования ;
2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием подчиненных;
3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в коллективе;
4) принимаемое совместно с сотрудниками;
5) полная передача подчиненным функций приема решение.
В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва:
. директивный;
. директивно-коллегиальный;
. коллегиальный;
. коллегиально-либеральный;
. либеральный.
Личностные хар-ки рук-ля.:
. концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции);
. спос-ть вздейст-ть с людьми;
. диагностические спос-ти;
. аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить);
. технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.
Психологические условия:
- прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение их с реал. Условиями;
- составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для принятие упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации;
- умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции;
- активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю, кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения;
- основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов в пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском;
- критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.
Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К первой группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от собств. компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их успехи и неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.
Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных реш- й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.
В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления выделяют типы решений:
1. Импульсивное П > К

Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.
2. Рискованное решение П ? К

Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но незначительно.
3. Уравновешенное П = К

Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой .
4. Осторожное П ? К

Проверка гипотез преобладает над ее построением.
5. Инертное П < К.

Контроль гипотез преобладает над ее построением.
Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я:
V информационные;
V мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает реш- я);
V характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в группе, если принимается групповое реш-е);
V технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических процедур, методов принятия упр-го реш-я).
При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к:
- на дело
- на других
- на вышестоящего рук-ля
- на себя
Принципы принятия эффективных реш-й:
1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.
2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б. сведено к стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны.
3) Принцип опт. информированности.
4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем реш-е д. быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.
5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.
6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то реш-е будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не стоит.
7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за результаты прин. реш-я.
8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я принимаются тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого возложена ответ-ть не имеет прав.
9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер» выделяется 5 стадий для творческого решения проблемы:

- изучение проблемы;

- выработка идей;

- отсев примененных идей;

- планирование нововведений;

- обратная связь, анализ.
10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента для прин. реш-я.
11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.
12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого оно касается.


Стадии принятия решения:
V настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности в них);
V цели;
V критерии оценки;
V информация;
V планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано);
V действие (практич. работа по реализации плана);
V анализ действий для их улучшения.

Методы прин-я упр реш-я:
1 гр.: общие методы
2 гр.: групповые методы
3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.

Соц. контроль и эффективность упр-я.

Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет соот-ть общественным нормам и ценностям.
Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред. обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.

3 способа осущ-я соц. контроля: а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд. групп. б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд. групп. в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа не следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.
В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и
«ответственность». Свобода не возможна без ответственности.
Формы ответственности:
- политич-я;
- юридич-я;
- нравственная;
- финансовая.
Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б. рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает за реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ- ва.
Функции соц. контроля:
- диагностическая;
- обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач);
- ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я, они как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя;
- стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского фактора);
- педагогическая
- корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).
Виды контроля:
. предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я);
. текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я);
. последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).
Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех остальных ср-в.
Центр. проблема методологии эф-ти – это согласованность целей, выбор инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в.
Осн. усл-е получение эф-ти:
V согласованность рез-в с фундаментальными перспективными целями развития соц. системы;
V ориентация на чел-ка (на чел. фактор, кот. явл. и целью и средством развития системы).
При этом сущ-т особенности расчета эф-ти:
1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах;
2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность;
3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти;
4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я в конечном счете опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью, жизненными рез- ми, качеством их жизни, возможностью данной страны.
Схема оценки эф-ти заключается в построении теор. модели объекта упр-я с учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации.
Для построения теор. модели разрабатываются базовые понятия, критерии, показ-ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений.
Колич-е изменения сущ-т в 2 осн. видах:
. статистические;
. социологические.
Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я.
Показатель статистики разделяется на след. ур-ни:
. м/н;
. гос-ный;
. региональный;
. местный (муниципальный).
Критерий – объективная направленность эф-ти, ср-во, с помощью кот. производится оценка, классиф-я чего-либо.
Эталон – это количественно-качественное состояние объекта, кот. отвечает всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям.
2 типа эталонов:
1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО…);
2) гос-е (национальные).
Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни:
V экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, …);
V социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,….);
V политическая (хар-ся развитостью демократич. институтов, наличием гражданского общ-ва, включение населения в упр-е общественно- хозяйственными делами);
V духовно-культурная (уровень развития культуры, науки, образования; из бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.