Рефераты. Теория социального менеджмента






Теория социального менеджмента


Бабичев Николай Петрович


Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.

3 вида систем:
- технические
- биологические
- социальные

Соц система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие человеческого общества – предпосылка для возникновения науки управления.
Разделение труда – это специализация.

Этапы развития науки управления:
1. Административная школа (школа науки управления) Тейлор. НОТ. Форд: изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности.
2. Школа чел-ских отношений. Мейо.
3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу…)
4. Количественная школа.
5. С т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как систему.

Качество системы больше суммы качеств элементов системы. Это синергический эффект.
6. Ситуационный.

Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов.

Содержание, особенности и виды ТСУ.

СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и др. стороны упр- я.
Предмет ТСУ – теория и методология их вздействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их вздействия и взвлияния.
В ТСУ исследуются:
- осн понятия
- законы
- принципы
- методы вздействия разных соц систем, сохранения их целостности, создания новых соц образований на основан целесообразности и совокупного интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе.
Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вздействии сложных соц систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специф отношениях, кот складываются му объектом и субъектом упр- я.
Наличие устойчивого равновесия му С и О упр-ских явлений одной из важнейших закономерностей в упр-ии, кот обуславливает остальные законы и принципы.
Нарушение равновесия му С и О упр-я приводит к возникновению кризисных ситуаций.
Предмет ТСУ – исследование упр-ской дейст-ти в единстве с упр-скими отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда.
Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр., полит), она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил., эк-ка, социология), а также на науках , кот исслед. орг-технич. и соц-технолог. законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом, дух., культурн. развитием, кибернетика, теория систем).
Осн метод исследования ТСУ – системный подход, системный анализ явлений общественной жизни.
Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.
В узком смысле СУ – процесс воздействия на соц процессы для достижения поставленных целей.
В широком смысле СУ – сфера д-ти людей.
Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда.
В любой группе сущ 2 вида разделения труда:
- горизонтальное
- вертикальное
Ключевое понятие управления – воздействие. Оно сущ во всех видах систем. В соц системах оно проявляется как воздействие С на О упр-я с целью поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в соц системе м.б. разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.
В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления».
Отличие особ. СУ от др. видов упр-я – это процесс целенаправленного воздействия.
Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания целей развития О. исходя из потребностей общества и возможностей его организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р.
Содержание СУ определяется качеством целеполагания. Источник активности в соц системах – стимулы (внешн., внутр., позит., негат., матер., дух., осозн., неосозн.) поэтом создавая ту или иную систему стимулируя мы посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими.
Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается роль и значение творчески активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только формального органа упр-я как было ранее.
Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской д-ти. Эта д-ть объективна, поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть чел-ка имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать реализацию цели и функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш- й.
Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным познанием способов, средств и целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я.
В процессе упр-ской деят-ти субъекты, органы упр-я и чел-к в упр-ское отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием, анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения.
Упр-ское отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся особенностями соц-эк-кой системы.
Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма упр-я имеющий свою внутр стр-ру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации, координации и ответственности.
Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.
В процессе орг-ции отнош-й при вздействии с людьми имеет место специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности создает лишь внешне логическую схему для орг-ции деят-ти, кот д.б. соотнесена с неформальной схемой. Только тогда упр-я работа имеет шанс на успех. Если мы не учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему, эф- ть упр-я снижается.
Система упр-я:
V управляемая
V управляющая
Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме сущ-т свои прямые и обратные связи, кот выступают внутр. источниками самореализации.
Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят функции упр-я. (конкрет. напр-я деят-ти).
Функции упр-я по своим предназначением делятся на:
- целевые (напр-ны к опред-й цели системы, кот может охватывать разн. уровни ур-ни соц орг-ции).

Осн эл-т целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, кот будут происходить по мере развития самой системы.
- организационные.
Осн задача упр-я – организация системы упр-я, конечный рез-т ее функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения.

Закономерности и принципы СУ.

Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые черты, особенности процесса упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями реальной жизни.
Законы упр-я:
1. З-н необходимого разнообразия.

Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.
2. З-н специализации управления.

Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях.

Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.
3. З-н интеграции упр-я.

Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.
4. Закон экономии времени

Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем. потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.
5. Закон приоритетности соц целей.

Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв., не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е тенденции:
- формир-е соц-ориенитр-го рынка;
- построение соц гос-ва;
- соц партнерство; осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва жизни всех граждан.
6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.

Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти – неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно- субъективным явлением.
7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.

Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит., технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при доминировании ген. цели над целями подсистемы.

В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач. стадия формирования закона.

Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот. опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации, содержит мех-мы их реализации (экон., мнар, культурн., экологич….). Соц доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта, изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в соц доктрине выделяют:

1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;

2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац.

Безопасность, осущ-е независ. развития.

3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения стратег-х целей.
8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.

Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг- ций.

В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:
1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами развития).
2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что предполагает рац. соотносит-ть внутри них и му ними.
3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.
4. Участие разл-х слоев населения в СУ.

Принципы СУ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.