Рефераты. Стратегия развития территориальной организации населения муниципальных образований в современных условиях






2. Вопросы безопасности. Исследования показывают, что практически все представители муниципального сообщества и значительная часть представителей региональных властей высказываются за необходимость передачи органам государственной власти всех функций по обеспечению безопасности (в самом широком смысле этого слова – безопасности от терроризма, на водах, при чрезвычайных ситуациях, пожарах, а также гражданской обороны и мобилизационной подготовки). Приведем аргументы:

- на практике участие муниципальных образований в решении этих вопросов минимально, несмотря на закрепление в качестве вопросов местного значения;

- эти вопросы дублируют компетенцию государства;

- закрепление в этой части параллельной ответственности за органами местного самоуправления вряд ли эффективно для решения соответствующих задач в области безопасности: муниципальные образования в условиях отсутствия гарантированного финансирования, методического обучения и централизованного контроля вряд ли могут справиться с поставленными перед ними задачами;

- в соответствии с п. «м» ст.71 Конституции РФ безопасность отнесена к ведению Российской Федерации, а согласно п. «з» ст.72 осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Поэтому закрепление соответствующих вопросов в качестве предметов ведения муниципальных образований вызывает сомнения с точки зрения его конституционности.

Предлагается исключить вопросы, предусмотренные пунктами 7.1, 8, 24, 25, 26 части 1 статьи 14, пунктами 6.1., 7, 21, 23, 34 части 1 статьи 15, пунктами 7.1, 8, 28, 29, 31, 32 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ, из числа вопросов местного значения. При необходимости имеет смысл передавать исполнение отдельных полномочий по этим вопросам органам местного самоуправления в качестве государственных. Исключение могут составить:

- первичные меры пожарной безопасности;

- мобилизационная подготовка муниципальных предприятий, находящихся в собственности муниципального образования;

- принятие превентивных мер обеспечения безопасности на водных объектах (установка табличек, указателей, буйков и т.п.), а также принятие неотложных первичных мер в случае чрезвычайных ситуаций. Такого рода меры могут охватываться конституционным термином «охрана общественного порядка», относящимся к деятельности органов местного самоуправления.

Во всех остальных вопросах безопасности гораздо убедительней выглядит роль специализированных государственных служб, имеющих необходимый для их решения ресурсный потенциал.

3. Экономическое развитие. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года исходит из необходимости формирования и расширения в стране зон опережающего развития, прежде всего на базе городов. Однако сегодня можно констатировать, что действенные рычаги работы в этом направлении у муниципалитетов отсутствуют. В Федеральном законе №131-ФЗ закреплена только возможность планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Как представляется, за городским округом «Город Йошкар-Ола» необходимо в качестве факультативного вопроса местного значения закрепить создание условий для развития инновационной деятельности, науки и технологий на своей территории.

4. Жилищные вопросы. Сегодня за муниципальными образованиями – поселениями и городскими округами – закреплено предоставление жилья нуждающимся гражданам, т.е. вытекающей из Конституции России и закрепленной Жилищным кодексом РФ обязанности государства. Очевидно, что эта обязанность несвойственна муниципалитетам, в том числе для городского округа «Город Йошкар-Ола». Представляется более логичным возложение на государство решение соответствующего вопроса, при необходимости передавая его муниципальным образованиям в качестве отдельного государственного полномочия.

С другой стороны, в Жилищном кодексе РФ закреплены полномочия органов местного самоуправления, связанные с участием в управлении жилищным фондом на территории муниципалитета:

- принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

- согласование переустройства и перепланировки жилых помещений);

- проведение конкурса по выбору управляющей компании;

- создание условий для управления многоквартирными домами.

Правовой статус таких полномочий в качестве переданных государственных или собственно муниципальных не определен, поскольку они не корреспондируют четко нормам Федерального закона №131-ФЗ. Решение подобных вопросов связано с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, поэтому они могут фигурировать в качестве вопроса местного значения городского округа «Город Йошкар-Ола» как «участие в управлении и содержании жилищного фонда, находящегося на территории города в случаях и в порядке, определенных федеральными законами».

5. Социальные вопросы. Социологические исследования показывают, что вопросы социальной защиты, поддержки и обслуживания, а также содействия занятости граждан рассматриваются населением в качестве одной из ключевых задач местного самоуправления. Тем не менее, российская традиция последних лет сводится к созданию единых централизованных (федеральных) систем социальной защиты и трудоустройства граждан (с передачей, при необходимости, соответствующих полномочий субъектам Федерации).

Понимая невозможность радикального изменения механизма функционирования данных отраслей государственного управления, имеет смысл двигаться в направлении расширения возможностей участия муниципалитетов в решении социальных вопросов. В перечни факультативных вопросов местного значения городского округа «Город Йошкар-Ола» должны быть обязательно включены осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также содействия занятости граждан. Применительно к вопросам занятости, возможно, стоит вести речь о расширении муниципальной компетенции.

6. Охрана общественного порядка – одна из задач органов местного самоуправления, вытекающая из Конституции Российской Федерации. Адекватного отражения в Федеральном законе №131-ФЗ она не нашла – выразилась только в возможности создания муниципальной милиции, что было отложено до принятия соответствующего федерального закона.  Предлагается закрепить в числе вопросов местного значения городского округа «Город Йошкар-Ола», как минимум, участие муниципального образования в охране общественного порядка на своей территории в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом. В числе факультативных вопросов городского округа «Город Йошкар-Ола» и можно закрепить:

- обеспечение порядка содержания, выгула домашних животных, контроля за бродячими животными. Данные вопросы были упущены из виду законодателями, в результате они не осуществляются должным образом ни санитарными и ветеринарными службами, ни местным самоуправлением, у которого нет соответствующих полномочий;

- регламентацию функционирования мест купания жителей (отчасти этот вопрос смыкается с обеспечением первичных мер безопасности на водных объектах).

В качестве важного рычага охраны порядка органам местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» и должны быть предоставлены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по отдельным их составам.

Федеральный закон №131-ФЗ предусмотрел четкую процедуру передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Практика правореализации показывает жизнеспособность и полезность закрепленного в законе механизма. Вместе с тем, исследования и анализ нормативных правовых актов показывают наличие многочисленных случаев несоблюдения законной процедуры, приводящей к наделению органов местного самоуправления государственными полномочиями без надлежащего финансирования.

Такого рода практика распространена как на региональном, так и на федеральном уровне. В числе выявленных случаев обхода установленного порядка передачи федеральных государственных полномочий необходимо, в частности, отметить фактическое возложение на органы местного самоуправления следующих государственных полномочий:

-  регистрация (учет граждан по месту жительства/пребывания);

- ведение книг похозяйственного учета;

- учет и уведомление плательщиков местных налогов;

- содержание биотермических ям (скотомогильников), ненадлежащая эксплуатация и охрана которых чревата рисками эпидемий, т.е. чрезвычайных ситуаций, ответственность за предупреждение которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ ;

- перевозка (транспортировка) умерших к месту их погребения – в отличие от организации и финансирования погребения, содержания мест захоронения, данный вопрос и не отнесен к компетенции местного самоуправления, и не финансируется государством;

- организация дезинфекции – данная функция в некоторых случаях переложена на муниципальные образования, хотя является, по сути, государственной.

Следует отметить, что неформальная передача полномочий, не ограничивается указанными выше случаями, а все более становится системой работы государственных органов. Необходимо на федеральном уровне решить вопрос о передаче фактически исполняемых муниципальными органами городского округа «Город Йошкар-Ола» государственных полномочий с соблюдением установленной процедуры и финансированием.

Наконец, представляется необходимым заменить в Уставе городского округа «Город Йошкар-Ола» термин «глава администрации» на «руководитель администрации» муниципального образования, поскольку наличие сегодня в муниципальном образовании двух «глав» - главы городского округа «Город Йошкар-Ола» и главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»  вызывает путаницу не только у населения, но и у многих управленцев. Поэтому необходимо развести эти термины, сохранив право именоваться главой за политическим (выборным) лидером.



заключение


Стратегическое планирование (в том числе, территориальное планирование населения) развития муниципальных образований подразумевает решение следующих задач муниципальной власти:

- сформировать целостный объект управления развитием муниципального образования по отношению к объемлющим государственно-административным и правовым рамкам функционирования муниципального образования и управленческим решениям верхнего уровня: схемам территориального планирования СФ, федеральным и ведомственным целевым программам, стратегиям социально-экономического развития СФ и пр.;

- произвести настройку муниципального управления по отношению к бизнес-процессам: развитие рынка недвижимости, экономического оборота земли, повышение градостроительной ценности территории и пр.;

- осуществить сборочную процедуру отдельных управленческих функций (экономический блок, БОР, организационно-управленческие решения, документооборот, муниципальные закупки и т.д.) и их взаимную стандартизацию по отношению к комплексным задачам стратегического и территориального планирования;

- создать команду муниципального управления, способную решать системные задачи развития муниципального образования.

Концентрация внимания на городах как центрах организации жизнедеятельности и развития в современных условиях не должна затенять того факта, что город – это центр определенной территории, на которой располагаются связанные с ним сельские населенные пункты и незаселенные территории, без которых жизнь города невозможна и для которых город выступает как центр коммуникации и соорганизации. Поэтому, говоря о городах, важно видеть всю эту систему взаимоотношений.

Специальное внимание к проблемам муниципального управления особенно значимо для современной России в связи происходящими на ее территории глобальными изменениями. Эти изменения вносят дополнительные сложности в работу муниципального управляющего. Муниципальным органам власти в условиях крайнего дефицита ресурсов приходится одновременно решать целый ряд разноуровневых и разнонаправленных задач по нормализации хозяйственно-экономической деятельности, стабилизации социальных отношений, модернизации инфраструктуры, разработке и запуску программ развития, преодолению локальных кризисных ситуаций и т.п.

Сложность ситуации связана с необходимостью преодолевать этот комплекс проблем в условиях жесткого лимита времени и отсутствия отработанных управленческих технологий, соразмерных решаемым проблемам. Для решения такого пакета задач совершенно недостаточно традиционного набора инструментов управления. Необходимы поиск и обращение к новым инструментам управленческой деятельности: системному анализу, работе с проблемами, программированию процессов развития, организационному проектированию, формированию нормативно-правового пространства деятельности, стратегическому планированию и управлению, выработке локальных политик, организации социальной работы и т.п. Освоение этого инструментария – ключевая задача системы муниципального управления и конкретных муниципальных управляющих, работающих в условиях современной России.



Список используемых источников


1.     Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 2009.- N 7.

2.     Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 2009, N 40, ст. 3822.

3.     Устав муниципального образования "Город Йошкар-Ола" / Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 23.11.2006 № 317-IV (ред. от 14.05.2009 № 737-IV) // http://www.i-ola.ru/page7.html

4.     О Положении о проведении аттестации муниципальных служащих в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола»: Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 25 декабря 2007 г. N 524-IV // Газета Йошкар-Ола.- 2007.- N 52.

5.     Анимица Е.Г. Местное самоуправление: история и современность / Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный.- Екатеринбург, 2008.- 439 c.

6.     Балобанов, А.Е. Муниципальные стратегии – сделано в России / А.Е. Балобанов.- М.: Аспект-Пресс, 2004.- 361 c.

7.     Балобанов, А.Е. Опыт разработки и реализации стратегий развития муниципальных образований Владимирской области / А.Е. Балобанов.- Владимир: Транзит Икс, 2005.- 288 c.

8.     Васильев В.И. Гражданин и муниципальная власть / В.И. Васильев // Гражданин, закон и публичная власть.- М.: Норма, 2005.- 385 с.

9.     Вестник Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». Выпуск № 29, часть III.- Йошкар-Ола, 2009.- 431 с.

10.           Гутман, Г.В. Стратегия развития муниципалитета / Г.В. Гутман.- М.: Юркнига, 2006.- 289 c.

11.           Жихаревич Б.С. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России / Б.С. Жихаревич.- СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2005.- 267 c.

12.           Игнатов В.Г. Местное самоуправление / В.Г. Игнатов, В.В. Рудой.- Ростов-н-Д., 2008.- 365 с.

13.           Лукша О.П. Управление стратегическими планами и программами местного развития / О.П. Лукша, П.В. Сушков, А.Э.  Яновский.- Обнинск, 2005.- 230 c.

14.           Малараева Ю.М. Местное самоуправление в системе российского федерализма: политико-правовые аспекты: дисс. канд. юр. наук / Ю.М. Малараева.- М., 2004.- 210 с.

15.           Мартынов, М.Ю. Местное самоуправление в политической системе России: Теоретико-прикладной анализ: дисс. докт. полит. наук / М.Ю. Мартынов.- Сургут, 2003.- 265 с.

16.           Рохчин В.Е. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / В.Е. Рохчин.- М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2008.- 195 c.

17.           Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития города России: системный подход /  В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская.- СПб.: ИРЭ РАН, 2004.- 290 c.

18.           Система муниципального управления: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Б. Зотова.- СПб: Питер Пресс, 2007.- 389 с.

19.           Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет: Учебное пособие для муниципальных управляющих.- М.: МОНФ, 2005.- 292 c.

20.           Территориальное стратегическое планирование: Практическое пособие.- СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2006.- 229 c.

21.           Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин // Журн. рос. права.- 2007.- № 8.

22.           Юргенс И.Ю. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. и пути совершенствования / И.Ю. Юргенс // Государственная власть и местное самоуправление.- 2009.- N 11.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.