1.2 Портфельный анализ
Для проведения портфельного анализа ОАО «Компания «Сухой» описывается как портфель, состоящий из определенных предпринимательских-единиц (отдельных моделей самолетов). При этом «портфель» является пропорциональным, т.е. представляет собой такое сочетание предпринимательских-единиц, зарабатывающих и тратящих финансовые средства, при котором постоянно обеспечивается хорошая ликвидность компании.
Каждая предпринимательская-единица рассматривается отдельно, чтобы дать возможность охватить все решения, шансы и риски, связанные с определенным «бизнесом», это могут быть и целые направления деятельности. Каждая предпринимательская-единица имеет собственную рыночную цель, является самостоятельной и вносит свой вклад в общий потенциал предприятия.
Метод портфельного анализа состоит в том, что определить шансы и риски для определенной предпринимательской-единицы с помощью системы определенных критериев. Если сгруппировать эти критерии в две основные группы (или размерности), то можно построить 2хразмерную матрицу и поместить в нее предпринимательские-единицы компании. При этом на одной из осей матрицы обозначают величину, на которую предприятие может повлиять (доля рынка), на другой же – факторы, которые ориентированы на рынок(рост рынка) и на которые предприятие прямо повлиять не может. Для проведения портфельного анализа необходимо:
1. построить матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ);
2. оценить фактическое состояние портфеля компании, на основе анализа положения отдельных ПЕ в построенной матрице;
3. разработать рекомендуемые стратегии для каждой ПЕ с целью улучшения общего положения компании;
4. Сделать выводы о стратегической привлекательности портфеля в целом.
Таким образом, задачей данного анализа является оценка фактического состояния портфеля организации и разработка дифференцированных стратегий для различных ПЕ, исходя из общей цели развития организации.
Сначала ОАО «Компания «Сухой» выбрала важные для нее критерии (доля и рост рынка), а затем предпринимательские-единицы, которые оцениваются с точки зрения этих критериев и размещаются в матрице (БКГ). Компания выделила для себя следующие предпринимательские-единицы: ПЕ 1 - Су-27УБК ПЕ 2 - Су-30МК
Инструментом данного анализа является матрица – Бостонской консалтинговой группы (БКГ).
Исходные данные для построения матрицы БКГ представлены на рис.1.
ПЕ
Доля рынка конкурента
Доля на рынке
Темпы роста
1
0.144467005
0.899508082
1.082
2
0.160019455
1.249240122
1.073
3
0.054189944
1.099656357
1.111
4
0.369871795
1.00034662
1.045
5
0.377019499
0.900381726
0.992
Рис.1 Исходные данные
Матрица БКГ
Рост объемов производства
«Звезды»
«Трудные дети»
«Дойные коровы»
«Собаки»
Относительная доля рынка
"Звезды" (ПЕ – 2,3) занимают лидиpyющee пoлoжeниe в быcтpo paзвивaющeйcя oтpacли. Они пpинocят знaчитeльную пpибыль, нo тpeбyют знaчитeльныx oбъeмoв pecypcoв для финaнcиpoвaния пpoдoлжaющeгocя pocтa, a тaкжe кoнтpoля нaд этими pecypcaми co cтopoны pyкoвoдcтвa. Стpaтeгия "звeзды" нaпpaвлeнa как нa yвeличeниe, так и на пoддepжaниe дoли нa pынкe. В связи с этим, оcнoвной зaдaчей ОАО должна стать пoддepжка oтличитeльныx ocoбeннocтeй ее пpoдyкции в условиях растущей кoнкypeнции.
"Трудные дети", (ПЕ - 1,4)в настоящее время имeют cлaбoe вoздeйcтвиe нa pынoк в paзвивaющeйcя oтpacли из-зa мaлoй их дoли продаж, а также еще cлaбой пoддepжкой пoкyпaтeлями из-за нeяcных для них кoнкypeнтных пpeимyщecтвaх. Поэтому вeдyщee пoлoжeниe нa pынкe зaнимaют кoнкypeнты. Для пoддepжaния или yвeличeния дoли нa pынкe в ycлoвияx cильнoй кoнкypeнции тpeбyютcя бoльшиe cpeдcтвa и в первую очередь на рекламу изделий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7