Доля убыточных предприятий сокращается не столько за счет улучшения финансового состояния действующих предприятий, сколько благодаря появлению большого количества новых предприятий малого бизнеса (рис. 11).
Как опасную следует рассматривать тенденцию постоянной зависимости бюджета города от результатов деятельности предприятий черной металлургии. Так, в 2003 году произошло снижение собственных доходов бюджета города на 440,9 млн. рублей, связанное, прежде всего, с падением объема промышленного производства в черной металлургии на 1149,9 млн. рублей. Вследствие этого возникла необходимость получения субвенции из областного бюджета. В 2006 году сумма областных субвенций составила 8,1% собственных доходов и 7,5% доходной части бюджета города.
Основной причиной неэффективной работы промышленности является дефицит квалифицированных специалистов по маркетингу, финансам, менеджменту, неумение работать в рыночных условиях, что приводит к низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции. Недозагруженность производственных мощностей дает возможность предприятиям существенно увеличить объёмы производства без значительных инвестиционных затрат. Но это возможно только при условиях обучения современным методам управления предприятиями и завоевания позиций на рынке. Необходима разработка, оценка эффективности и реализация инвестиционных проектов технического перевооружения ряда производств вследствие высокой степени износа промышленного оборудования. Низкая инвестиционная привлекательность не позволяет в настоящее время привлекать существенные инвестиции для решения проблем промышленности города. В связи с этим необходимо проведение работ по повышению инвестиционной привлекательности. К ключевым проблемам промышленных предприятий Калуги относятся:
- в области системы управления: отсутствие четких целей и стратегии развития; плохое взаимодействие подразделений; отсутствие комплексного планирования; отсутствие системы управления изменениями (развитием);
- в области потребительского рынка: неэффективная система маркетинга; негибкая ценовая политика; недостаточная конкурентоспособность продукции; высокая конкуренция в регионе на рынках покупателей и поставщиков; медленная реакция на изменения, резкое отставание в создании и продвижении на рынок новых конкурентоспособных видов продукции, угроза интервенции импортной, более конкурентоспособной продукции, особенно при вступлении России в ВТО;
- в области финансов: острый дефицит оборотных средств; высокая себестоимость продукции; высокая дебиторская задолженность; отсутствие планирования финансовых потоков; большие долги; низкая инвестиционная привлекательность;
- в области организации производства: недостаточное потребительское качество продукции, отсутствие системы управления потребительским качеством; дефицит квалифицированных производственных кадров; высокие издержки вспомогательных подразделений; недостаток инвестиций, необходимых для технического перевооружения;
- в области управления персоналом: дефицит квалифицированных управленческих кадров, подготовленных для работы в рыночных условиях; недостаточная мотивация на результат; старение кадров; текучесть кадров из-за низкой зарплаты.
Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. Отраслевая структура малого бизнеса охватывает практически все сферы деятельности и изменяется с учётом потребительского спроса. Наибольшее количество малых предприятий функционирует в торговле и общепите (41%). Более 60% занятых в малом бизнесе составляют женщины. Количество налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства за последние три года снизилось с 32,68 до 19,77 тысяч. Средний уровень доходов на каждого работающего в малом бизнесе в 2007 году превысил 5 тысяч рублей в месяц.
Таблица 14. Основные показатели развития малого предпринимательства в Калуге
Показатели
Годы
2005
2006
2007
Количество малых предприятий, всего (ед.)
5099
6189
5538
в том числе по отраслям
промышленность
470
423
450
строительство
636
1810
1631
торговля и общепит
2598
2401
2306
другие отрасли
1395
1555
1238
Количество организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий (ед.)
4
12
16
Количество кредитных потребительских кооперативов граждан, (ед.)
5
Поступило налогов от субъектов малого бизнеса, всего, тыс. руб.
1578580
1753550
2104300
в том числе в городской бюджет
380000
430244
485000
Налоговые поступления от субъектов малого бизнеса во все уровни бюджетов в 2007 году увеличились на 20% и составили 2104,3 млн. рублей, в том числе в городской бюджет - 485,0 млн. рублей.
В качестве основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в Калуге, можно назвать:
- недостаточность собственных средств для инвестиций в бизнес,
- проблемы кредитования, вызванные отсутствием залога или кредитной истории,
- громоздкая административно-разрешительная система,
- отсутствие гарантий стабильного ведения бизнеса (постоянно изменяющиеся "правила игры"),
- недостаточная организованность субъектов малого предпринимательства,
- недостаточность информации, а порой и ее отсутствует о мероприятиях по проведению тендеров на муниципальные закупки, информации о свободных для аренды помещениях и пр.,
- нехватка квалифицированных кадров для предприятий малого бизнеса.
Анализ практики функционирования бюджета Калуги за последние пять лет подтверждает тенденцию к перегруппировке доходов в пользу бюджетов вышестоящих уровней, в связи с чем возникает ситуация, при которой происходит расширение социальных обязательств города без адекватного перераспределения финансовых ресурсов.
Распределение налоговых доходов, собираемых на территории города Калуги, по уровням бюджетной системы в 2007 году характеризовался следующим соотношением: федеральный бюджет -24,5%; региональный бюджет - 60,0%; бюджет города Калуги - 15,5%.
2003
2004
Доходы - всего
1952,4
3297,3
3788,7
5343,6
5122,8
Темп роста к предыдущему году,%
-
168,9
114,9
141,0
95,9
В том числе собственные доходы
1860,4
3225,3
3683,2
4848,1
3358,3
173,3
114,2
131,6
69,3
Безвозмездные поступления
92,0
72,0
105,5
505,5
1764,5
78,2
146,5
479,0
349,0
Собственные доходы, всего
1860,3
в том числе:
налоговые доходы
1806,7
2533,7
3536,7
4666,6
2904,6
темп роста к предыдущему году,%
140,2
139,6
131,9
62,2
неналоговые доходы
53,6
691,6
181,5
453,7
в 12,9 раз
21,2
123,9
250
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13