Рефераты. Стратегия направлений развития города Калуги






Меры по поддержке малого предпринимательства. Этот раздел в первую очередь может включать в себя развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, регионального инкубатора малых инновационных предприятий, развитие рыночной инфраструктуры региона, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга. В данном разделе найдут свое место и такие меры, как установление сравнительно низких, но полностью собираемых налогов; защита от криминального и легального монополизма, поощрение конкуренции; борьба с незаконными видами бизнеса и коррупцией в госаппарате; привлечение вкладов населения в финансово-банковскую систему и в конечном счете в реальные инвестиции; эффективная приватизация; земельная реформа; совершенствование законодательства.

Восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и социальных связей, утраченных в ходе разрушения административно-командной системы и "суверенизации" регионов.

Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в городском хозяйстве.

Маркетинг города, региона и его "продвижение" Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Издательство "Финпресс", 2001.. Этот раздел включает меры по разъяснению процедур, связанных с открытием нового бизнеса; обеспечение информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о городе, регионе; координацию действий по региональному развитию с торгово-промышленной палатой и местными банками; использование средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее создания; применение методов коммерческого маркетинга для привлечения новых экономических агентов в город, регион и, прежде всего стратегических инвесторов.

Относительно самостоятельным аспектом плана действий является сохранение имеющихся и привлечение в регион (город) новых видов бизнеса. Эта деятельность нацелена на расширение местных компаний, которые уже обосновались в регионе или городе. Сохранение бизнеса предполагает усилия, направленные на то, чтобы избежать ухода местных компаний из региона или города, или их банкротства. Если такое случается, то это приводит к потере части доходов бюджета, не говоря уже о негативном влиянии на уровень занятости и увеличение социальной напряженности. Конкретная деятельность местной администрации сосредоточивается вокруг решения проблем и создания возможностей для компаний, чтобы они могли расширяться, создавать новые рабочие места, получать доступ к капиталу, поставлять продукцию на местный рынок, формировать предпринимательские сети.

Усилия по сохранению и расширению бизнеса лежат в центре экономических интересов сообществ. Дело в том, что те регионы и города, которые соответствуют потребностям существующего в них бизнеса, имеют больше шансов привлечь другие виды бизнеса и инвестиций. Когда уже существующие предприятия крепнут и расширяются, другие предприниматели оценивают это как признак, благоприятный для предпринимательства.

Усилия, направленные на привлечение бизнеса, могут иметь много позитивных последствий, включая создание новых рабочих мест, новых источников бюджетных поступлений и освоение новых технологий. Развитие нового бизнеса может в дальнейшем стимулировать привлечение в данный регион или город соответствующих поставщиков или потребителей.

Как уже отмечалось, чтобы утвердиться в качестве места, привлекательного для бизнеса, сообщество должно располагать адекватной инфраструктурой, надежными городскими службами, качественными услугами, доступными помещениями, рабочей силой, капиталом и другими факторами. Привлечению нового бизнеса в город или регион помогает муниципальный или региональный маркетинг.

Планы стратегического развития региона или города являются основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо ориентироваться на следующие принципы:

Переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни.

Постановка целей и задач.

Выбор критериев и показателей развития человека, создания условий достойной жизни, повышения ее уровня и качества.

Выявление потенциала и ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели. Выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели.

Проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от масштабов затрат, предполагаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности.

Разработка стратегических планов, программ развития, заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми участниками их реализации Куделя А.Д. Стратегический корпоративный менеджмент / Под ред. В.А. Трайнева. - М.: "Издательство ПРИОР", 2007..

Применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой метод, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по результатам).

Закрепление законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.

Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки: Информационный. Нормативно-правового регулирования. Организационно-распорядительный. Финансово-экономический. Ресурсный. Оценочный.

Для разработки и реализации программ привлекаются (на договорных началах) компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники, имеющие свои решения назревших проблем и способные воплотить их в жизнь.

Механизмы проведения преобразований, которые включают в себя способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих структур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизируются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупности составляют сбалансированный комплекс. Без его хорошо продуманной организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.

Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Стратегическое планирование развития города и региона предполагает не только разработку программы действий, но и проведение мониторинга их социально-экономического состояния Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.. Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями развития, что дает возможность оценивать эффективность и результативность предпринятых мер. Оценивается, насколько совместима выработанная стратегия с ресурсами, с возможностями окружающей среды, помогает ли стратегия решить критические проблемы города и региона, получает ли она поддержку жителей.

Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Мониторинг и оценка являются хоть и родственными, но различными видами деятельности. Мониторинг выявляет показатели или результаты. Оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом. Без мониторинга оценка проектов невозможна.

Реализация стратегического плана социально-экономического развития региона или города включает в себя регламентацию следующих основных организационно-технических аспектов:

- поиск заинтересованных юридических и физических лиц, материальных и финансовых ресурсов;

- формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованности каждого человека, который может повлиять на достижение конечных результатов, поддержка и "выращивание" ростков нового;

- подготовка и принятие (на соответствующих уровнях) нормативных и директивных документов, необходимых для проведения преобразований;

- создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;

- контроль за выполнением планов и программ.

Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство по социально-экономическому развитию. Агентство, как правило, создается как некоммерческое партнерство основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон: местной администрации, местного совета, руководителей градообразующих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, общественности. Широкое представительство в агентстве всех заинтересованных сторон является залогом разработки взвешенной стратегии развития. Процесс разработки стратегического плана экспертами агентства и его широкое обсуждение помогают предпринимателям города лучше понять роль администрации в обеспечении условий развития бизнеса, а администрации - лучше узнать нужды предпринимателей. Агентство на постоянной основе формирует стратегический план развития с учетом интересов и мнений всех групп и представителей местного сообщества, а также участвует в мерах по его реализации.

Агентство может содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовывать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создавать бизнес-инкубаторы, выявлять резервы использования нежилых помещений, организовывать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с администрацией может заняться также разработкой общественного видения будущего региона, города. Для этого целесообразно проводить в администрации на регулярной основе встречи с предпринимателями с целью уточнения конкретных вопросов развития города Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006., региона, а также обучающие семинары по проблемам экономического развития. Новый подход к экономическому развитию города и региона состоит в том, что это развитие становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

В качестве примеров планов развития можно привести планы, разработанные в начале 2001 г. администрациями городов Нижний Новгород, Саратов и Ярославль. Планы были подготовлены с участием Фонда "Институт экономики города". Каждый из этих планов индивидуален. Но их объединяет то, что для своей реализации они практически не требуют дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив, они направлены на создание условий для привлечения дополнительных ресурсов экономического развития и более эффективного использования имеющихся, в том числе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.