Рефераты. Стратегический и инновационный менеджмент






p>Методические подходы к планированию стратегических альтернатив. Существует несколько методов подхода к планированию стратегических альтернатив и их оценки. Рассмотрим 1 из таких приемов. Матрица возможностей по товарам или рынкам.
|Това|Тра|Но|
|ры |диц|вы|
|рынк|ион|е |
|и |ные| |
|Осво|1 |2 |
|енны| | |
|е | | |
|Новы|3 |4 |
|е | | |


В настоящее время фирмы используют различные стратегии для завоевания рынка сбыта, вытеснения конкурентов, увеличение объемов продаж и размеров получаемой прибыли. Выбор той или иной стратегии определяется следующим: 1.
Стратегическими и оперативными целями фирмы; 2. Масштабами производства; 3.
Характером спроса; 4. Уровнем конкуренции; 5. Развитие в области техники, технологии и науки; 6. Прочие факторы. Все многообразие вариантов рыночных стратегий сводится к 4 основным типам
Стратегия более глубокого освоения рынков является наиболее экономичной, так как позволяет фирме в течение определенного периода времени отказаться или в значительной степени сократить расходы на разработку новых товаров, освоение новых технологий, проведение рекламы, создание систем каналов сбыта и т.д. Недостатком данной стратегии является её положительный краткосрочный эффект, в следствие усиление конкуренции, насыщение рынков сбыта, изменение покупательских потребностей и т.д.
Инновационная стратегия является более дорогой по сравнению с 1, так как предусматривает значительные затраты на исследование рынка, разработку новых товаров, освоение их производства, рекламная компания и т.д. Однако, она является более эффективной, так как при благоприятном стечении обстоятельств, позволяет фирме в течение длительного периода времени получать стабильный доход за счет приобретенных преимуществ над конкурентами.
Экстенсивная стратегия носит относительно экономичный характер, так как не предполагает затрат на разработку и производство новых товаров.
Экономический эффект данной стратегии будет зависеть от того, насколько точно фирма учла в своей деятельности все особенности осваемого ею рынка
Диверсификационная стратегия применяется с целью избежать чрезмерной зависимости организации от 1 СХП (структурное хозяйствующее подразделение) или 1 ассортиментного набора продукции (СХП – это группа смежных направлений хозяйственной деятельности, которые имеют ярко выраженные спецификацию), а также эта стратегия применяется в том случае, если фирма хочет покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Однако, реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов и новых рынков, поэтому она является наиболее рискованной, так как никогда нет полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет пользоваться вниманием покупателей.
Кульминационным моментом выбора стратегии развития является анализ и оценка альтернативных вариантов. Задача заключается в выборе такой стратегии, которая бы обеспечивала макс эффект работы орг в будущем.

Управление реализацией стратегии. Выбор стратегии орг не самоцель стратегического планирования – это сложная, трудная работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того, чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенным в достижении поставленных целей, руководители орг вынуждены разрабатывать планы, прогресс проекты и бюджеты, мотивировать процессы, т.е. управлять.
Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязи плановых документов, в которых ограниченны принятые стратегические решения и распределение ресурсов. Система планов служит формой материализации плановой деятельности орг, но не главным ее результатом. Главным является определение целей, стратегии, прогр распределение ресурсов, позволяет орг встретить будущие перемены, а эти перемены служат результатом стратегического планирования и могут включать планы НИР, диверсификации продукции, утверждения на рынке новой продукции, сворачиваемость и ликвидацию нерентабельного производства. Основная предпосылка, лежащая в структуре системы плана, отражает известный вывод теории управления – “закон необходимого разнообразия”, согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма, т.е. система планов должна быть такой же сложной как сама орг и внешние факторы, которые должны быть в ней отражены.
Формы гос поддержки научной и инновационной деятельности. 1. Форма гос поддержки нау деятельности: прямое бюджетное финансирование; льготное налогообложение прибыли, полученной от реализации нау разработок; освобождение от уплаты налогов на собственность и землю, относящихся к нау орг; освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество нау орг, необходимое для производства НР. 2. Формы гос поддержки инновационной деятельности: прямое финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедряющим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; создание венчурных инновационных фондов (рискоинвестиции), пользующихся значительными налоговыми льготами; снижение гос патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; право на ускоренную амортизацию оборудования; создание технополисов, технопарков.

Оценка стратегических альтернатив. Существует несколько простых и более сложных подходов, позволяющих оценить стратегию альтернативы развития фирмы. Они могут использоваться локально или в определенной комбинации в зависимости от поставленной задачи. Удобным инструментом для составления
СЗХ в которых работают СХП орг, является разработанная Бостонской консультативной группой специальная матрица. (1. Звезды; 3. Дикие кошки; 2.
Дойные коровы; 4. Собаки). В этой матрице, для определения перспектив развития орг используется единственный показатель – рост объема спроса. Он задает размер матрицы по вертикали. Размер по горизонтали задается соотношением доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту. Это соотношение должно определять сравнительные конкурирующие позиции организации в будущем. Матрица строится на известной предпосылке: чем больше доля СХП на рынке (чем больше объем производства), тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относит экономии от объема производства. Матрица предполагает следующую классификацию типов СХП, соотв
СЗХ (см выше) и предполагает соответствующие стратегии для каждого из них.
1. Занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жестокого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. Основная задача заключается в поддержании исключительных преимуществ в продукции орг в условиях настоящей конкуренции. По мере замедления темпов развития отрасли “3” превращаются во
“2”. 2. Занимает лидирующее положение в отношении стабильной или сокращающейся отрасли. Поскольку сбыт относительно стабилен без к-л дополнительных затрат, то эта СЗП приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания ее доли на рынке. Направлена на поддержание существующего положения как можно дольше и оказание финансовой поддержки развивающимся
СХП. Основные задачи этих СХП сводятся к предложению новых моделей товаров с целью стимулирования лояльных клиентов к повторным покупкам периодической рекламой и ценовыми скидками. 3. Имеет слабое воздействие на рынок в развивающейся отрасли. Характерна слабая поддержка покупателями и неясн конкур преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты.
Структура “3” имеет альтернативы: интенсификация усилий орг на другом рынке или уход с него. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуется большие средства. Поэтому руководители должны решить верят ли они что данное СХП сможет усп конкурентов при соответствующей поддержке. 4. К ним относятся СХП с ограниченным % сбыта, сложных или сокращающихся отраслей. За длительное время пребывание на рынке этим СХП не уд завоевать симпатии потребителей и они уст конк по всем показателям. Заключается в ослаблении усилий на рынке или ликвид орг, имеющие такое СХП, могут попытаться временно увеличить свою прибыль путем проникновения на специальные рынки и сокр обеспечив обслужив или ей надо уходить с рынка.

Система стимулирования промышленного производства и инвестиций в ФПГ. В настоящее время в нау, производственной, предпр об-ью России формируются союзы, ассоциации, фонды и другие структуры в области инновационной деятельности. Уже созданы и работают: российский инновационный союз, ассоциация нау и техн парков и институтов бизнеса, союз инновационной продукции, ассоциация упр проектами и др. Механизм гос поддержки нау техн и инновационной деятельности в России находится в стадии формирования. В соответствии с положением о ФПГ и порядке их создания, утв указом
Президента РФ от 5.12.93 №2096 ФПГ формируются с соблюдением антимонопольного законодательства в сферахнау, произв, оборонной и эксп.
Потенциал РФ, а также отв приоритетные направления направ гос пром политика. Принципы создания ФПГ: 1. Первоочередное создание гр на базе технологич и кооп связанных промышленных предприятий, выпуск продукцию, обеспеченную платежесп спросом и конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынке; использование холдинговых и трастовых отношений как основы для организационно экономического взаимодействия уч гр с головной фин пром компанией. 2. Предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с концентрацией капитала, что предполагает целенаправленное формирование ряда ФПГ, на 1 отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкур по соотв видам продукции. 3.
Социально экономическая обоснованность проектов создания групп, предполагает использование при ее формировании соотв экспертизы и системы количеств оценок потенциальной эффективности будущей совместной деятельности (оценка рынка продукции, эк эфф инв и др.). 4. Включение представителей органов гос управления в стр ФПГ.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.