Рефераты. Стратегический и инновационный менеджмент






p>
21. Инновационный процесс.
Инновационная сфера- это система взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей, конкурентоспособной прод или услуг и развитой инфраструктуры. Инновационная деятельность- направлена на практическое использование научного, научно-тех результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшение производимого прод, способа его произв и удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах. Инновационный процесс- более широкое понятие, и может быть рассмотрен с различных позиций. Во-первых его можно рассматривать как параллельно последовательное осуществление научно- исслед, нач-тех и инновац, произв деятел и маркетинга. Во-вторых его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения. В третьих его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования нового товара или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая, широко распространенного в хоз практике инвестиционного проекта. В общем виде инновационный процесс состоит в получение и коммерциализации изобретения новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового административного и иного характера т др результатов инновационной деятельности.
На 1 этапе производится фундаментальное исследование. Они проводятся в академических институтах, ВУЗах и лабораториях. Финансирование осуществляется из гос бюджета на безвозвратной основе. На 2 этапе производятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях финансируются за счет бюджета и заказчиков. Т.к. прикладных исследований не всегда предсказуем, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательных результатов. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств. Инновации, которые носят рисковый характер, называют рискоинвестиции. А кои орг или фонды занимающиеся рискоинвестициями называют рискофирмами или венчурными. На 3 этапе осуществляется ОК и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специальных лабораториях, конструкторских бюро, так и в научно- производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на 2 этапе, а также собственные средства. На 4 этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производства и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукции. На рубеже 3 этапа и выхода на рынок, как правило требуются большие инвестиции в производство. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка нововведений еще не определена и риски отторжения очень вероятны. Поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, расширения конкурентоспособности и обеспечения условий окупаемости риска инвестиций, на данном этапе инвестиционного процесса производится эмиссия цб. Она позволяет привлечь доп инвестиции, обеспечит их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности прод, услуги и орг в целом.
На этом инновационный процесс завершается.

22. Гос поддержка инновационной деятельности.
Науч деятельность традиционно считается сферой активной гос политики. Науч идеи не могут быть непосредственно использованы в хоз деятельности, целью кот явл прибыль. Поэтому орг и компании почти не идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях гос-во берет на себя функцию обеспечение бизнеса научными знаниями и идеями, поэтому, в официальных документах ведущих стран, НТП рассматривается как единая цель: научные идеи и разработки- инновационный бизнес- широкомасштабное использование.
Активно работая в научной и инновационной сфере, гос-во призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Основные принципы гос политики: свобода научного и науч-тех творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной и науч-тех деятельности и образования; поддержка конкуренции в сфере науки и техники; конкуренция ресурсов на приоритетных направления научного развития; стимулирование деловой активности в научной и др деятельностях; развитие междунар сотрудничества. Этими принципами руководствуются в осуществлении гос, научной и иннов политике все ведущие страны мира, однако, удельный вес их воздействия на механизм реализации очень различен, чем и обусловлена классификация в этой облати. Между развитыми странами наблюдаются существенные различия в доле расходов на исследования и разработку в валовом общественном продукте. Если рассматривать эти цели как % от ВНП, то лидером явл Швейцария, Германия,
Япония и Швеция. С некоторым отрывом Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят: Япония,
Германия, Швейцария, Швеция, Южная Корея и США. Ко 2 группе стран высокой технологии относятся: Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия, ряд др европейских стран и Тайвань.

28. Инновационный проект: понятия и основные этапы создания.
Понятие инновационный проект употребляется в 2х значениях: 1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких- либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей. 2.как систему орг-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий. Этапы создания и реализации проекта:
1.Формирование инвест замысла, идеи. 2.Исследование инвест возможностей.
3.Технико-экономическое обоснование проекта. 4.Подготовка контрактной документации. 5.Подготовка проектной документации. 6.СМР. 7.Эксплуатация объекта. 8.Мониторинг экономических показателей. Этап формирования инвест замысла- это задуманный план действий, на нем необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники, в зависимости от деловых намерений разработчика идеи. Субъекты инвестиций- ком орг и др субъекты хозяйствования, использующие инвестиции. Объекты инвестиций-
1.Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения. 2.Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированные на решение 1 задачи или программы. В этом случае объект инвестирования- это программа производства новых изделий и услуг на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций. В инвест проекте используются след формы инвестиций: 1.Деньги и их эквиваленты. 2.Земля. 3.Здания сооружения, машины и оборудование, любое др имущество, используемое в производстве. 4.Имущественные права, оцениваемые денежным эквивалентом. Основные источники инвестиций:
1.Собственные фин средства и др виды активов, и привлеченные средства. 2.
Ассигнования из федерального, регионального и местного бюджета.
3.Иностранные инвестиции в форме фин или иного участия в устав кап предпр.
4.Различные формы заемных средств, в т.ч кредиты, предоставленные гос-во на возвратной основе и иностр инвестиции.

25. Стратегия активного вмешательства.
Представляет собой признание государством научную, науч-тех и инновационную деятельность главной и определяющей составляющей зконом роста национального хозяйства. Как правило в след за декларацией данного принципа следует значительные изменения в законодательстве и во внешней полит гос. Так например Япония, применяющая эту стратегию, получила неофициальное название
“Островной концерн”. Это объясняется тесными связями между гос управлением и товаропроизводителями, которые выступают единым фронтом на международной арене. Гос в этом случае не только выполняет ориентирующие ф-ции, но и берет на себя активную роль в организации и финансирование многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит высокий вклад в развитии национальной экономики. Эта стратегия вместе с полномасштабной поддержкой высшей школы и значительными льготами ком организациям, производящим собственные научно-исслед работы приносит выгоду и пользу Франции,
Нидерландам и ряду др стран.

26. Стратегия децентрализованного регулирования.
Представляет собой более сложный механизм с участием гос-ва в научной и инновационной сфере. В этой стратегии гос-во играет важную роль, но отсутствует характерные стратегии активного вмешательства жесткие директивные связи. Воздействие гос-ва на научную и инновационную деятельность осуществляется по следующим направлениям: 1. Гос-во выступает в качестве фактора предложения начно-тех связей и создание инфраструктуры инновационной сферы. 2. Создаются условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы. Выделяются гос ресурсы для формирования начального спроса на нововведения, которое находит широкое распространение в хоз практике. В этой стратегии также существуют налоговые льготы и прочие стимуляторы научной и инновационной активности. Данной стратегии придерживаются США, Великобритания и ряд др стран. В отличие от стратегии активного вмешательства при которой ведущую роль в выборе приоритета науч- тех развития принадлежит гос-вы, в этой стратегии на 1 место выходят организации и др субъекты хозяйствования, а роль гос-ва заключается в создании им необходимых правовых, экономических и др условий.
Анализ альтернатив. (выбор стратегии). Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценок). На практике эти этапы трудно разделить, т.к. они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы. На 1 этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленной цели. Здесь важно разработать возможно большее число альтернативных стратегий, привлечь к этой работе не только высших руководителей, но и менеджеров среднего звена. На 2 этапе стратегии дорабатываются до уровня адекватности цели развития организации по всем направлениям, и формируется общая стратегия. На 3 этапе анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей стратегии конкретном содержанием.

Современная концепция стратегического планирования. Предусматривает при разработке стратегии организации использование эффективного методического приема – стратегическое сегментирование и выделение стратегических зон хозяйствования (СЗХ). Объектом такого анализа являются СЗХ – отдельный сегмент внешнего окружения, на который организация имеет или желает получить выход. Первичный анализ стратегии состоит в выборе зон, их исследования вне связи с существующей структурой и наборе продукции. Такой анализ позволяет оценить перспективы, которые открываются в данной зоне любому конкуренту с точки зрения развития, нормы прибыли, стабильности и технологии, а это позволяет решить как орг собирается конкурировать в данной зоне с другими фирмами. После выбора СЗХ орг должна разрабатывать соответствующую номенклатуру продукции с которой собирается выйти на рынок в данной области. Сложность сегментирования состоит в том, что заставляет рассматривать внешнюю среду как сферу рождения новых потребностей, как сферу жестокой конкуренции, но еще определяется множеством переменных. СЗХ должны быть описаны такими параметрами как перспектива роста и рентабельность, главные факторы успешной конкуренции. Все они трудно предсказуемы, чтобы принять решение по выбору СЗХ и распределению ресурсов между ними, руководители должны перебрать большое число комбинаций параметров в процессе сегментирования. Анализ самих параметров представляет тоже сложную задачу. Если исследования жизненного цикла спроса на продукцию фирмы выявит, что она находится на стадии насыщения или замедления роста, то руководство должно думать о разработке новой продукции, модернизации выпускаемой или смене СЗХ. Ожидаемый уровень нестабильности может достичь такой отметки, при которой перспективы могут измениться. Так, экономическая нестабильность, высокие темпы инфляции и неблагоприятная система налогообложения делают неопределенными перспективы капиталовложений в производство. Выбор стратегии – центральный момент стратегического планирования. У организации, как правило, есть несколько вариантов, так, если орг хочет увеличить свою долю на рынке она может: понизить цену на продукцию; продавать товары через большее число магазинов; представить на рынок новую модель; через рекламу создать большую привлекательность. Каждый из этих путей открывает разные возможности, например ценовая политика легко осуществима и легка, но легко копируется конкурентами, а стратегия, основанная на новых технологиях трудно копируется, но требует больших затрат и менее гибка. Таким образом, орг может столкнуться с большим числом возможных альтернативных стратегий. Базовые стратегии: рост, ограниченный рост, сокращение (последнее средство), комбинирование. Ограниченный рост – применяется в быстро развивающихся отраслях с меняющейся технологией, рост
– применяют успешно работающие фирмы, так как это самый простой и наименее рискованный путь действия, сокращение – эта стратегия выбирается реже всего, для нее характерно установление целей ниже уровня достигнутого в прошлом. К этой стратегии обращаются, когда показатели орг приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменят этой тенденции; комбинирование – это группа рассмотрена как сочетание альтернатив, характерна для крупных орг, которые активно функционируют в нескольких отраслях. Например, орг может ликвидировать одно из своих пр-в и взамен приобретать другие (сокращение и роста).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.