Продукция:
- столовые маргарины;
- мягкие маргарины;
- майонез;
- кетчуп;
- горчица;
- масло подсолнечное рафинированное дезодорированное вымороженное , фасованное в ПЭТ бутылки 1л и 5 л;
- масло подсолнечное рафинированное дезодорированное с пряно-ароматическими добавками , фасованное в ПЭТ бутылки 0,48 л;
- жир кулинарный фритюрный;
- саломас;
- кислород в баллонах;
- соапсток;
- фуз.
Сегодня предприятие выпускает: столовые маргарины " Солнечный","Молочный"; мягкие маргарины " Столичный ", " Летний ", " Масло до кави", " Масло десертне "," шоколадне ,"Казковий", " Санлайт ", " Новий "," Масло Золоте "; кулинарный жир "Фритюрный"; масло рафинированное дезодорированное; масло с пряно-ароматическими добавками " Пряное "," Острое ", " Пикантное "," с мятой ", " с розмарином ", " с чабрецом ": майонезы "Провансаль","Славутич "," Славутич лимонный,"Славутич сырный, " Провансаль - Баварский грибной, " Столичный ", "Провансаль нежный”; кетчуп "Шашлычный"; горчицу "Столовая".
Создание и функционирование ЗАО осуществляются в соответствии с нормативными актами Украины: Закон Украины « О государственной регистрации юридических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003г., который вступил в действие 01.07.2004г.; Гражданский кодекс Украины ст. 87, 88; Хозяйственный кодекс Украины ч. 5 ст.63,ч.7. ст.63, ст.113, ч.8 ст.73, ст. 164; Гражданский кодекс Украины ст.113; Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 21.09.91г.; Закон «О защите от недобросовестной конкуренции» ст. 4, ст.7.; Закон «Про акционерные общества».
АОЗТ «Харьковский жировой комбинат » по организационно-правовой форме относится к негосударственному предприятию (т.е. не является бюджетным), являясь акционерным обществом. Условия производства и определили структуру управления. Как и на всех предприятиях аналогичного профиля принята линейно-функциональная структура управления, которая представлена на рис. 2.
Возглавляет предприятие генеральный директор, который реализует основные функции управления, такие как: оперативное управление, перспективное развитие, финансово-экономическую стратегию. В круг функциональных обязанностей директора входит и кадровая политика, развитие социальной инфраструктуры предприятия, работа с кадрами.
Отдельные функции управления делегированы заместителям Генерального директора:
Главному инженеру - Функция технического обеспечения производства и развития предприятия.
Заместителю Генерального директора по производству - функция оперативного управления производством и планирование.
Заместителю Генерального директора по коммерческим вопросам –функция обеспечения производства и сбыта продукции, внешнеэкономические связи, управление транспортным обслуживанием.
Главному бухгалтеру – ведение материального и финансово-хозяйственного учета.
Кроме перечисленных выше функциональных руководителей Генеральному директору напрямую подчинены финансовый отдел, юридический отдел, штаб ГО и ЧС, канцелярия. Очевидно, что имеет место превышение норм управления, т.к. Генеральному директору напрямую подчинены десять субъектов управления. В результате этого качество управления снижено. Схема подчиненности Генерального директора должна быть усовершенствована, т.е. минимизирована.
Рассмотрим далее ветви управления заместителей Генерального директора.
Главный инженер осуществляет функцию технического обеспечения и технического развития производства. Ему подчинены: отдел охраны труда, техники безопасности и противопожарной профилактики.
В функциональные обязанности этого подразделения входит разработка инструкции по технике безопасности, согласование установки и размещения оборудования, экспертиза технологических процессов на соответствие требованиям правил техники безопасности и производственной санитарии. Целесообразно в этот отдел ввести специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, выведя его из структуры подчиненности Генерального директора. Такое перемещение оправдано тем, что предотвращение чрезвычайных ситуаций и техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны ближе к функции главного инженера.
Отдел главного метролога – осуществляет функцию метрологического обеспечения производства в его обязанности входит контроль и поверка всего измерительного оборудования и систем автоматического контроля технологических процессов. Кроме этого в структуру главного метролога входит сектор вычислительной техники и программирования. Эта функция не входит в функцию главного метролога, поэтому целесообразно названный сектор ввести в отдел внедрения новой техники и технологий, соответственно исключив его из подчиненности главного метролога.
Отдел главного механика – выполняет функцию обеспечения работоспособности оборудования, проведение текущего и капитального ремонта оборудования, функционально соответствует функции главного инженера.
Отдел главного энергетика – обеспечивает функцию энергоснабжения производства и предприятия в целом. Отвечает за безопасную работу электроустановок и электрических сетей. В сферу его ответственности входит и газовое хозяйство. Функционально соответствует функции главного инженера. Вместе с тем организационно не корректно газовый цех исключить из прямого подчинения главного энергетика. Т.к. функционально он отвечает за газовое хозяйство, а линейно оно ему не подчинено. На наш взгляд целесообразно газовый цех вывести из прямого подчинения главного инженера, включив его в структуру главного энергетика. В этом случае будет соблюдено равновесие прав и ответственности руководителя.
Отдел сбыта. Отдел выполняет те же функции, что и в старой системе плановых взаимоотношений. Теория маркетинга четко говорит о том, что функция сбыта в рыночных отношениях – производная от маркетинговой деятельности. Поэтому в том виде, в котором отдел сбыта находится в настоящее время он не выполняет свою функцию.
Отдел снабжения. Функция отдела – обеспечение основного производства сырьем. В настоящее время обеспечить сырьем предприятие не предоставляет никакой трудности, т.к. рынок сырых растительных масел обширен. Главная задача в обеспечении состоит в том, что устанавливать долгосрочные прямые связи, добиваться снижения цен на закупаемое сырье, устанавливать партнерские связи с поставщиками, стимулировать их и т.д. Отдел снабжения этим не занимается. Следовательно, методы решения задач, вытекающих из выполняемой функции, должны быть изменены.
Хозяйственный отдел. Отдел занимается обеспечением работы административного аппарата. Поддерживая частоту и порядок на территории предприятия, его деятельность не связана с основным производством.
Электрокарный, железнодорожный, транспортный цеха. В обязанности этих цехов входит исполнение одной функции: транспортное обеспечение и перемещение грузов.
По функции подчинения заместителю Генерального директору оправдано. Но иметь три цеха по одной функции нецелесообразно.
Контрольно-пропускной отдел. Отдел обеспечивает пропускной режим на предприятии, контроль за перемещением товарных ценностей за пределы предприятия. Контроль и охрана периметра предприятия. Задача отдела не совмещается с функцией заместителя Генерального директора по коммерческим вопросам.
Проведенный анализ линейно-функциональной схемы управления предприятия наглядно показывает, что руководство предприятия не уделяет внимания совершенствованию. Структура застывшая. И именно это является одной из главных причин того, что предприятие не выдерживает конкуренции, резко сдало свои позиции на рынке. По мнению автора совершенствование структуры управления должно стать первоочередной задачей для руководства предприятия в 2004 году.
Таблица1 – Структура занятых на предприятии
Категория занятых
2002
2003
2004
Производственный персонал
382
389
385
Непроизводственный персонал
138
150
151
Административный персонал
43
42
Итого:
563
581
579
Таблица 2 - Анализ использования трудовых ресурсов
Наименование
Среднесписочная численность штатных сотрудников в эквиваленте полной занятости, чел.
Принято на работу
145
Уволено сотрудников, чел.
147
127
В том числе:
- по собственному желанию
137
-уволено за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины
1
Реализация товара данного предприятия производится при сотрудничестве с дистрибьюторскими фирмами. Т.е. проследуется схема распространения продукции: Предприятие изготовитель - крупная торговля - оптовая торговля - розничная торговля –конечный потребитель. ХЖК наиболее активно сбывает свою продукцию, разумеется, в родном регионе. А также подкармливает своими майонезами жителей Сумской, Полтавской, Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей. Ныне продажей майонеза занимается “молодая” структура, учрежденная заводом в 1999 году, — “Торговый дом “Харьковский жировой комбинат”. Потому проблемы со сбытом продукции в последнее время практически исчезли.
Страницы: 1, 2, 3, 4