Из
таблицы 1.1 видно, что менеджеры по работе с персоналом должны учитывать все
особенности работы персонала коммерческого банка, напрямую влияющие на
мотивацию труда персонала, и связанные с ней косвенно.
Группа
А:Факторы, непосредственно влияющие на
мотивацию
А1:Труд в банке носит
изначально коллективный характер. Практически все операции и услуги невозможно
осуществить одним специалистом. Целесообразно стимулировать каждого работника
таким образом, чтобы он осознавал, что собственное благополучие и уверенность в
завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа.
Этому способствует усиление групповой мотивации и её сочетание с
индивидуальной.
А2:На характер,
содержание и качество работы влияют особым образом специфические факторы
такие, как: стрессы, неравномерная загруженность дня и т.п.
А3:Высокая
степень ответственности за проведенные операции и принятые решения - этот
фактор характерен практически для всех работников коммерческих банков:
·
операционистов, работающих с наличными деньгами клиентов,
специалистов отделов;
·
ответственных за совершение или несовершение каких-либо операций,
также связанных с деньгами или с капиталом банка, и от которых может зависеть в
значительной степени будущее банка в краткосрочной перспективе и в более
отдалённые по времени сроки.
Например,
недостаточно хорошо проанализированная кредитная история заёмщика может
обернуться банку большими убытками в случае его некредитоспособности. Высокая
степень ответственности руководителей высшего и среднего звена управления
коммерческого банка очевидна. Вся их работа в какой-то степени связана с
рисками, а последствия их сказываются на банке в целом. Поэтому целесообразно
стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном
проведении операции и взвешенном принятии решений. Эффект от них, как правило,
отражается на работе всего банка. Кроме того, необходимо поощрять принятие
положительно результативных решений.
А4:Постоянное
обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых
компьютерных технологий для ускорения и упрощения проведения банковских
операций. Для восполнения недостающих знаний и профессиональных навыков
целесообразно использовать в практике управления персоналом разнообразные
тренинги, семинары, "круглые столы", где узкопрофессиональные знания
приобретаются в ходе специально организованного обучения, в результате общения
с боле знающими и компетентными в этих вопросах коллегами. Необходимо
контролировать текущий уровень знаний, возможные пробелы; квалификацию и её
соответствие новым этапам развития банковских операций посредством
тестирования, аттестации и других форм контроля знаний и навыков.
Б1:Переориентация
рынка банковских услуг с "рынка продавца" к "рынку
покупателя". Если ещё десять лет назад на рынке банковских услуг России
имела место почти полная монополия Государственного банка, то в настоящее время
банки вынуждены бороться за каждого клиента. Главный инструмент повышения
конкурентоспособности - деятельность человека, работника банка, начиная от
операциониста и кончая его президентом. Все должны быть заинтересованы в
качественном обслуживании клиентов, и главным мотивом будет процветание банка и
повышение его конкурентоспособности, а значит, и улучшение благосостояния
персонала.
Б2:Высокий
уровень внутрибанковскойспециализации затрудняет комплексное
решение проблем, координацию деятельности отделов ввиду узкой сферы
ответственности. Целесообразным направлением управления персоналом в данном
контексте может стать расширение и углубление связей между подразделениями не
только в виде формализованных процедур. Важны неформальные связи, обладающие не
меньшей значимостью, которые желательно поддерживать и развивать. Расширение и
углубление таких связей восполнит недостаток информации и будет способствовать
взаимообогащению знаниями об общей ситуации в банке. Работники сильнее ощутят
причастность к банковским проблемам в целом. Регулярный обмен аналитическими и
прогностическими материалами может помочь банку в управлении операциями,
балансом и т.д. Несмотря на то, что подразделения узко специализированы,
имеется взаимосвязь между их работой, и дополнительная информация, например, от
отдела валютных операций об изменении курса доллара сигнализирует кредитному
отделу о возможном в ближайшее время пересмотре ставок по кредитам.