Рефераты. Социальные и экономические последствия безработицы







Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения[12].


2.2 Социальные последствия безработицы

Социальные последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Кроме того, в условиях кризиса единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.

Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы[13].

Ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствуют о том, что невозможен механический перенос и копирование, применяемых за рубежом методов. Поэтому требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Безработица особенно сильно затрагивает относительно малоквалифицированные и соответственно низкооплачиваемые слои трудящихся.

К ним относятся те, кто впервые или после некоторого перерыва ищет работу (молодежь, окончившая школу, замужние женщины, матери и др.), так называемые отчаявшиеся, которые перестали искать работу, потеряв всякую надежду найти ее (их примерно 1 млн. человек); лица которые по тем или иным причинам (неудовлетворенность условиями работы, конфликт с администрацией и т.п.) «добровольно» покинули работу (около 863 тыс. человек); трудящиеся, которые, не найдя постоянного рабочего места, вынуждены довольствоваться неполным рабочим днем (более 5 млн. человек); наконец, безработные, уже длительное время лишенные возможности нормально трудиться. Все эти ограничения в той или иной степени характерны как для России, так и для других стран.

Одной из важнейших причин того, почему большая часть уволенных трудящихся не может получить помощь через пособие по безработице является относительно короткий срок выплаты пособия. Как правило, период предоставления пособия составляет 12 месяцев, в отдельных случаях больше, размер его завит от заработной платы и стажа работы.

К тому же пособие по безработице предоставляется не сразу после потери работы, а спустя некоторое время. Вместе с тем выплата пособий нередко задерживается в связи с бюрократической волокитой по их оформлению, недостаточным знанием безработными своих прав, чрезвычайной усложненностью законодательства по социальному страхованию.

Существующая система страхования по безработице была принята в условиях, когда величина резервной армии труда в определяющей степени зависела от состояния экономической конъюнктуры. Продолжительное пребывание в рядах безработных касалось в основном небольшой группы лиц преимущественно низкой квалификации.

Армия безработных в немалой степени потеряла свою эластичность. Резко усилились тенденция к увеличению длительной, застойной безработицы. Система помощи, рассчитанная на относительно короткий отрезок времени, вступила в противоречие с устойчивым существованием массовой и долговременной безработицы. Число безработных, исчерпавших возможность получения пособий, растет столь же стремительно, как и число «долговременных» безработных[14].

Для материального положения людей, имеющих право на пособие по безработице, наряду с продолжительностью выплаты решающее значение имеет его величина, первые три месяца безработный получает 75% от заработной платы по последнему месту работы, следующие три месяца - 60%, и далее - 45% до окончания срока выплаты пособия.

Безработные не могут вернуться на работу из-за отсутствия вакантных мест, а не из-за отсутствия желания работать. Сокращение пособий не в состоянии увеличить число рабочих мест. Оно может лишь еще больше ухудшить материальное положение безработных.

При оценке влияния пособия по безработице на материальное положение безработных важно определить, в какой степени эта система компенсирует финансовый ущерб, связанный с потерей работы. Этой цели может послужить, прежде всего, прямое сравнение пособий с заработной платой. Пособие по безработице составляет первые три месяца - 75% от заработной платы по последнему месту работы, вторые три месяца - 60%, и затем 45% до окончания срока выплаты пособия, т.е. снижение дохода безработного, живущего на пособие, равняется 25, 40, 55% соответственно. Потеря работы ведет к сокращению семейного дохода на 37 - 40 %.

Подобные данные характеризуют положение безработных, находящихся в сравнительно благоприятных условиях. Но даже те трудящиеся, которые, потеряв работу, могут в течение некоторого времени получать пособие по безработице, испытывают огромные финансовые трудности: и сам доход, и его покупательная способность весьма ощутимо снижаются.

Сопоставление абсолютных размеров пособий по безработице и заработков свидетельствует о значительном ухудшении материального положения лишившихся работы трудящихся. Однако достаточен ли сокращенный по сравнению с заработной платой доход, чтобы поддержать нормальные условия существования? В целом размер пособия по безработице, не позволяет удовлетворить элементарные человеческие потребности, как правило, весьма далек от того, чтобы свести на нет материальные лишения, связанные с потерей работы. На практике пособие по безработице предоставляется в таких размерах, которые позволяют только предотвратить голод.

Различные группы безработных находятся далеко не в одинаковом положении по уровню доходов, а, следовательно, и материальным условиям. Одни безработные не имеют возможности нормально трудиться сравнительно короткое время, другие - длительное, а третьи - фактически постоянно. Одни «обременены» семьями, иждивенцами, детьми, другие одиноки. Одни, не удовлетворяя квалификационным требованиям, не имеют права на пособие по безработице, другие исчерпали это право, а третьи получают это пособие в том или ином размере. У одних размер заработной платы на последней работе, относительно высок, у других - низок (особенно у тех, кто выполнял малоквалифицированную работу), а у третьих они вообще отсутствуют. Неодинаковое сочетание всех этих факторов оказывает нередко решающее влияние, как на абсолютную величину дохода безработных, так и на сами источники их существования[15].

На некоторых безработных как на бедняков распространяется и ряд других денежных и неденежных видов вспомоществования - продовольственные купоны, льготы в оплате жилищ и пользовании медицинскими услугами и т.д. Однако все они в лучшем случае дают возможность лишь не опускаться ниже того уровня жизни, который характерен для беднейших слоев населения. Быть без работы уже достаточно плохо, но положение намного ухудшается, когда прекращается выплата пособий по безработице.

Характеристика источников существования «лишних людей» была бы неполной, если не учитывать, что государственное вспомоществование, как и пособие по безработице, охватывает далеко не всех нуждающихся в нем.

Наиболее бедствующая группа безработных из числа зарегистрированных в службах занятости населения живет главным образом за счет случайных заработков, помощи родственников, частных благотворительных организаций, предоставляемой нерегулярно и в ничтожных размерах.

Между ростом «избыточного» рабочего населения и бедности существует тесная связь.

Хотя у потерявших работу регулярный доход (если он вообще существует), как правило, значительно ниже, чем у занятых, отнюдь не все безработные, да и не только они, относятся к беднякам. «Привилегией» на бедность обладают и преобладающая часть пенсионеров, больные, нетрудоспособные, низкооплачиваемые рабочие (преимущественно неквалифицированные), одинокие родители и др. Так 48% глав семей, живущих ниже уровня бедности, работают.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.