Рефераты. Социальные и экономические последствия безработицы






Наличие опыта работы. В численности безработных 25,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В декабре 2009г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 46% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).

В декабре 2009г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 25,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 20,7%.

Безработица по округам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе (рис. 5).


Рис. 5. Уровень безработицы по федеральным округам за 2009 г.

1.3 Экономический и правовой статус безработного


Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней[6]. К ним относятся лица, достигшие возраста 16 лет.

Безработными не могут быть признаны следующие категории граждан: лица, не достигшие 16-летнего возраста; граждане, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды.

К числу оснований для отказа в признании гражданина безработным относится его неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами службы занятости для регистрации его в качестве безработного.

Основанием для отказа в регистрации в качестве безработного является осуждение судом гражданина к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. Препятствием для признания гражданина безработным является предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные.

Признание гражданина безработным, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; трудовой книжки или иного документа, подтверждающего трудовой стаж; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), которая требуется для подбора подходящей работы.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации. Граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предъявляют справку из инспекции по налогам и сборам в подтверждение периода занятия предпринимательской деятельностью. При наличии дохода, полученного от предпринимательской деятельности, необходимо определить его среднемесячный размер (среднемесячный заработок рассчитывается работником отдела по труду администрации города на основании декларации о доходах, заверенной в инспекции по налогам и сборам)[7].

Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности (ст. 4 Закона о занятости от 22.08.04 №122).

По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости и представления вышеназванных документов.

Государственная служба занятости оказывает содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы также в их профессиональной подготовке или переподготовке и повышении квалификации не только в местах их проживания, но и в других регионах страны.

Постановлением Правительства РФ от 21.10.05 № 633 утверждены Правила компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости[8].

Компенсация предоставляется безработным гражданам в следующих размерах: расходы по переезду безработного гражданина к месту работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; морским транспортом - на местах IV-V категории кают судов транспортных линий; внутренним водным транспортом - на местах III категории кают судов транспортных маршрутов; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса самолетов; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.

Безработным гражданам компенсируются расходы по провозу имущества (весом до 500 кг) к месту работы железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов (грузобагажа) железнодорожным транспортом.

Безработному гражданину компенсируются расходы по проезду к месту обучения и обратно в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным, автомобильным транспортом, предусмотренной для безработного гражданина.

Безработному гражданину выплачиваются суточные в пути следования к месту работы или к месту обучения и обратно. Ему компенсируются расходы по найму жилого помещения на время обучения (кроме случаев, когда направляемому на обучение безработному гражданину предоставляется жилое помещение или оплачиваются соответствующие расходы) в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами. Гражданин обязан вернуть полностью средства, выплаченные ему в качестве компенсации, если он: без уважительной причины не явился на работу или отказался приступить к работе, в том числе после завершения обучения согласно заключенному договору; до окончания срока работы, определенного трудовым договором, а при отсутствии определенного срока - до истечения одного года работы уволился по собственному желанию (кроме случаев увольнения, обусловленного невозможностью продолжения работы) или был уволен за виновные действия.

Безработные граждане обеспечиваются пособиями по безработице. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 31 Закона о занятости от 22.08.04 № 122)[9].


2. Экономические и социальные последствия безработицы

2.1 Экономические последствия безработицы


Безработица влечет за собой также и серьезные экономические издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг[10].

Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП.

Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией[11]. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.

Например, если в начале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.

Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.

Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, выглядит следующим образом:


Отрицательные

Положительные

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня


Недопроизводство национального дохода


Снижение налоговых поступлений


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.