Рефераты. Социальная ориентация современного менеджмента






1.                 Принцип взаимопонимания и доверия руководства, предпринимателя и менеджера. Предпринимательство и менеджмент – взаимосвязанные, но не идентичные явления. У предпринимателя и менеджера немало общего, и прежде всего общий интерес в успехе предприятия, сходство взглядов на способы его достижения. Это сходство на мелких предприятиях приводит нередко к тому, что предприниматель сам выполняет функцию менеджера. Бывает, однако, что предприниматель не доволен чрезмерной щепетильностью менеджера в соблюдение определённых норм и может подталкивать его к нарушениям ради получения максимальной прибыли. По этой причине возможно возникновение противоречий, конфликтных отношений, которые завершают уходом или увольнением менеджера. Поэтому нужно взаимопонимание, единомыслие по принципиальным вопросам, доверие предпринимателя к менеджеру по кругу вопросов его компетентности, предоставление самостоятельности, минимальное вмешательство в его работу.

2.                 Принцип приоритетности экономической и социальной миссии предприятия. Миссия организации – выпуск продукта, имеющего социальную значимость, устойчивый спрос, приносящий устойчивую прибыль и содействие решению социальных проблем общества.

3.                 Принцип российской ментальности и предпринимательской традиционности. Важно опираться на лучшие черты российского менталитета: духовность, душевность, общинность, даровитость, широту натуры, национальную и религиозную толерантность. С ментальностью своего народа следует считаться при работе на внутреннем рынке, с ментальностью других народов - в международных экономических контактах, а также иметь в виду, что ментальные особенности могут проявляться у самого менеджера. Надо следовать и столетиями сложившимся традициям российских предпринимателей и развивать: национальную самобытность, духовность, деловитость, порядочность и т.д.

4.                 Принцип кросс – культурного психологического подхода. В XXI веке при тенденциях к глобализации экономических отношений, более глубокому вхождению экономик отдельных стран в мировую экономику приходится считаться с психологическими особенностями международных партнёров, а также использованием иностранных рабочих на своих предприятиях.

5.                 Принцип упреждающего, гибкого и мобильного реагирования на динамику состояний рынка. Упреждать, делать всё раньше и лучше, чем это конкуренты, - один из законов достижения успеха в предпринимательстве и менеджменте. Состояние рынка – это не только материальная или финансовая характеристика, но обязательно и социально-психологическая.

6.                 Принцип законности и нравственности в выборе путей, средств и методов решения рыночных задач. Приведение предпринимательства и менеджмента в строгое соответствие с требованиями законов и нравственными критериями – долговременная и прогрессивная задача. Она определяется не только последствиями уже проведённых реформ, но и мировыми тенденциями развития экономики в странах с высокой культурой. Задача трудна по своей психологической сущности и нуждается в высококомпетентном психологическом решении.       

Вторая группа организационно-маркетинговые – психологические рекомендательные положения по внутрифирменному управлению, обеспечивающие его рациональную организацию, а также маркетинговую организацию производства, эффективную деятельность персонала (рисунок 3).

1.                 Принцип социально-психологической системности. Любое предприятие, фирма, общество, корпорация и другие организации уже при своём создании несут некоторые черты системы, ибо им присуща целостность, внутренняя структура и др., но подлинными социально-психологическими системами им предстоит ещё стать.

2.                 Принцип двуединой цели внутрифирменного менеджмента. Очевидна цель экономического управления предприятием - рациональная организация производства и различные виды его материального, энергичного и финансового обеспечения для выпуска достаточного количества качественной, пользующейся спросом продукции. Но достижение этой цели в решающей степени зависит от того, как работники предприятия создают продукцию, как они трудятся, насколько проявляют свои возможности, в какой степени они удовлетворены и настроены на эффективный труд, насколько они привязаны к предприятию.

3.                 Принцип постоянной и разносторонней мотивации добросовестного труда и работы с персоналом. На предприятии должна существовать гибкая и многокомпонентная система мотивации работников.

4.                 Принцип демократизма. Демократизм определяет необходимость менеджмента во всех построениях, видах, формах, решениях, способах быть человечным, опираться на уважение прав и личного достоинства каждого работника, считаться с мнениями других и др.

5.                 Принцип взаимосвязи организующие - психологического и ситуационно-психологического менеджмента. Функционирование предприятия как сложной социально-психологической системы характеризует иерархичностью, разноуровневостью. Поэтому линейный подход к решению проблем менеджмента не адекватен его реальностям. Исследования показывают, что вся социально-психологическая системность предприятия функционирует на двух взаимосвязанных уровнях:

·                   организующем – относительно устойчивом, глубинном, внешне малозаметном, но проявляющемся во всех психологических явлениях системы предприятия;

·                   обслуживающем – динамичном, ситуативном, поверхностном.

Каждый из них и их взаимосвязи нуждаются в управленческом контроле и оптимизации, а поэтому и менеджмент может быть эффективным, если строится по уровнено, ввиде налаживания и поддержания организованности работы предприятия и обеспечение гибкого мобильного реагирования на возникающие ситуации.

Практическая часть


По теме «Социальная ответственность» проведено исследование методом анкетирования. Разработана анкета, проведён опрос шести учредителей ТОЦ «Бум».

Таким образом, получились следующие выводы:

 


На первый вопрос «Приносит ли деятельность ТЦ «Бум» пользу обществу?» 5 человек ответили «Да», 1 человек затрудняется ответить.



На второй вопрос ответили таким образом: 3 человека считают, что ТЦ присуща такая черта социальной ответственности, как гарантийный ремонт или замена, 2 человека считают, что существует вежливая и немедленная реакция на претензии, 1 человек считает, что психологически культурное и этическое обслуживание.



На третий вопрос 2 человека ответили, что сотрудники управляющей компании ТОЦ «Бум» имеют такую социальную гарантию, как предоставление возможности трудиться и гарантии занятости, по мнению одного человека сотрудники имеют «справедливое вознаграждение за труд», по мнению трёх человек - в компании имеет место «соблюдение трудового законодательства».

   

На четвертый вопрос лишь один из опрашиваемых считает, что руководство компании оказывает социальную поддержку сотрудникам. Остальные ответили «нет», либо «затруднились ответить».



При ответе на пятый вопрос мнение опрашиваемых собственников было единогласно: «ТОЦ «Бум» взаимодействует с органами государственной власти местного самоуправления».

При ответе на шестой вопрос также все считают, что компанией «соблюдаются все нормы российского законодательства в отношении защиты интересов потребителей, охраны окружающей среды».


Ответы на седьмой вопрос, в большинстве, показали, что для ТОЦ «Бум» не присуще распространённое за рубежом правило менеджмента «Никогда не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступили с тобой».

  

Исходя из ответов на восьмой вопрос, можно сделать вывод, что собственники не определились, в чём же заключается профессиональная задача руководства, созданной ими компании.

 


На девятый вопрос 4 человека ответили: «руководство ТЦ учитывает интересы сотрудников», 1 человек «затруднился ответить», 1 человек выбрал «другой ответ».

   


При ответе на десятый вопрос 4 человека видят конечную цель деятельности компании «получение доходов», 2 человека - «сделать ТЦ узнаваемым».

Из проведенного исследования видно, что вопрос о социальной ответственности ещё полностью не раскрыт, и работники ТОЦ «Бум» социально не ответственны.

Для того чтобы работники ТОЦ «Бум» были социально ответственны, выработаны следующие рекомендации:

1. Работники ТОЦ «Бум» должны иметь прочные, морально и по-деловому зрелые социально-психологические взаимосвязи между работниками, так как это неотъемлемый компонент социальных связей, лежащих в основе сообществ людей, которые сближают и объединяют работников, влияя на поведение каждого, на взаимодействие и результаты труда.

2. Должны обладать единством в понимании и реализации целей и задач организации.

3. Необходимы доброжелательные взаимоотношения, а также общение и взаимопонимание.

4. Должна присутствовать атмосфера активного поиска всеми и каждым работником путей улучшения дела на рабочих местах.

5. Необходимо четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками.  

   
Заключение


Встав на путь создания цивилизованной рыночной экономики позднее других высокоразвитых государств, Россия способна взять из их опыта все лучшее, не повторять их ошибок, избежать негативных направлений деформаций рыночной психологии – индивидуального и группового эгоизма, расслоение общества на конфликтующие социальные группы, превращение денег в единственную ценность и безудержной погоне за максимальной прибылью, падению духовности, распространения безнравственности и бескультурья, роста экономической и иной преступности, нанесения вреда природе, здоровью людей, национальной безопасности и др.

Российская философская социальная мысль издавна отличалась преимущественной направленностью на поиск справедливого социального обустройства общества, отвечающего интересам всего народа, и сейчас такое время и условия, которые позволяют России в относительно короткие исторические сроки войти с новыми идеями и примером построения социально ориентированной рыночной экономики в авангард прогрессивных сии человечества.

Важнейшим признаком цивилизованности предпринимательства и обслуживающего его менеджмента выступает их социальная ориентированность. В широком понимании социальные ориентации – это проявляемое в экономической и менеджерской деятельности постоянное стремление его субъекта (владельца собственности, предпринимателя, менеджера) приносить пользу не одному себе, но и одновременно и наемным работникам, способствовать решению текущих и перспективных задач, которые стоят перед российским обществом и государством, иначе говоря, обеспечивать гармоничное сочетание собственных интересов с общественной полезностью. Предприниматели и менеджеры, достигая своих целей, зависят от окружающих социальных факторов, от их благоприятности для себя, и вместе с тем, желая или не желая этого, влияют на них. Выживание предприятий зависит от сбалансированности взаимодействия с окружающей средой, другими организациями, людьми, нормами, от решения вопросов взаимовыгодности существования и деятельности друг перед другом.  

В развитых странах вопрос о социальной ориентированности перерос в вопрос о социальной ответственности предпринимателей и менеджеров. Это явление является новым в нашей стране, и на примере торгово-офисного центра «Бум» я убедилась, что вопрос о социальной ответственности ещё полностью не раскрыт, и поэтому работники ТОЦ «Бум» социально не ответственны. Социальная ответственность  не может более основываться на предположении о том, что личные интересы ведут к общественному благу и что личные интересы и общее благо могут рассматриваться независимо и не имеют никакого отношения друг к другу. Напротив, она требует от менеджера принятия на себя обязательств перед обществом и подчинение своих действий этическим стандартам. Он также должен сдерживать свои личные интересы и побуждения, если это идёт вразрез с общественным благом.

Для того чтобы работники ТОЦ «Бум» были социально ответственными им необходимо обладать следующими характеристиками:

·                      многочисленные прочные, морально и по-деловому зрелые социально-психологические взаимосвязями между работниками;

·                      общая ценностно-целевая ориентированность, единство в понимании и реализации целей и задач организации, сочетающих ее интересы с интересами работников;

·                      здоровый социально-психологический и морально-психологический климат, доброжелательные взаимоотношения, общение и взаимопонимание;

·                      атмосфера активного поиска всеми и каждым работником путей улучшения дела на рабочих местах;

·                      высокая организованность, четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками.  

Все социальные ориентации - пустой звук для тех предпринимателей и менеджеров, сознание которых затуманено единственной целью – погоней за максимальной прибылью и которым нет дела ни до чего другого, т.е. социально, интеллектуально и морально ограниченных. Цивилизованное предпринимательство и менеджмент могут быть плодом лишь цивилизованных людей – развитых личностей. Для этого нужно обладать чувством любви к Родине, гражданского долга, верности традициям отцов, подлинной демократичностью, проявлять озабоченность будущим народа и своих наследников и др. Проблема – в психологии предпринимателей и менеджеров. Нельзя не согласиться с мнением, что социальная ответственность предполагает нечто большее, чем трату небольшого количества времени и денег на дела общества. Это особый склад ума, образ мышления, который должен быть принят менеджерами как непременная и естественная часть их профессионального мировоззрения.

В курсовой работе были изучены и раскрыты следующие задачи:

1. Раскрытие и анализ проблем управления и менеджмента в научно-теоретической литературе.

2. Изучение психологии социально ориентированной экономики и ее проблемы в России.

3. Раскрытие психологических принципов цивилизованного менеджмента.

4. Исследование социальной ответственности на примере ООО «Управляющей компании торгово-офисного центра «Бум».

В данной работе рассмотрено общее состояние психологических проблем менеджмента, показаны проблемы психологии в России, обозначены грубые ошибки в осуществлении рыночных преобразований, рассмотрены социальные ориентации современного менеджмента, описаны психологические принципы цивилизованного менеджмента.

В практической части проведено исследование, сделаны выводы и выработаны рекомендации.

Тем самым цель достигнута, задачи выполнены.

Список использованных источников


1.                 Амаглобели Н.Д., Столяренко А.М. Психология менеджмента.М., ЮНИТИ-ДАНА,2005.

2.                 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М.,2006.

3.                 Камерон К.С., Куин Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб., 2001.

4.                 Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение. – Минск, 2003.

5.                 Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.,1992.

6.                 Предпринимательство: социально-экономическое управление: Учебное пособие / Под ред Н.В. Родионовой, О.О. Читанавы. – М.: ЮНИТИ, 2002.

7.                 Психология предпринимательской деятельности./ Отв. Ред. В.А. Бодров.-М., 1995.

8.                 Социальная психология экономического поведения – М., 1999.

9.                 Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. – М., 1998.

10.             Юликов Л.И., Лрачева Е.Л. Менеджмент. М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.