Рефераты. Социальная ориентация современного менеджмента






4.                 Социальный вклад предполагает не только строгое соблюдение предпринимателем и менеджером законов (круг четвёртый), существующих в государстве, регламентирующих экономическую деятельность и поведение, гарантии занятости, права субъектов рынка, защиту интересов потребителей, охрану окружающей среды, но и уважение решений и обращений Президента и правительства . Необходима помощь в решении правительственных программ повышения уровня жизни населения, уровня занятости, борьбы с преступностью, снижения инфляции и др.

5.                 Несмотря на полную самостоятельность предприятий, они социально принадлежат к предпринимательскому сообществу (круг третий) региона, страны, вносят вклад в его деятельность, его имидж, престиж и вообще увеличивают его жизнеспособность.

Социальный вклад возрастает при построении работы предприятия в соответствии с лучшими чертами российского менталитета и историческими традициями российского предпринимательства, выраженными в общинности, душевности, широте натуры, гражданственности , корпоративной лояльности, соблюдении неписаных норм предпринимательства, корпоративно одобренных кодексов и правил поведения, при недопущении недобросовестной конкуренции, а так же в посильном участии в общих расходах сообщества на социальные программы. Необходимо уважение патентов и авторских прав, соблюдение сроков поставок и расчетов, полное выполнение обязательств перед сотрудничающими организациями, инвесторами, банками, а так же порядочное отношение к конкурентам.

6.                 Важен вклад предпринимательства и менеджмента в утверждение нравственной атмосферы в обществе, создание здорового морально – психологического климата среди персонала предприятия и на рынке. Не надо ожидать, когда кто- то сделает это, а реализовать на своем предприятии, что целиком в возможностях предпринимателя и менеджера. Такой вклад высоко ценим потому, что он в большой степени не регламентирован законами, но достигается проявлением цивилизованности, культуры, духовности и интеллектуальности личности предпринимателя и менеджера, вызывающих уважение у людей и желание ответить тем же. Одно из распространенных за рубежом правил менеджмента- «никогда не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой».

7.                 С глобализацией экономических связей, развитием международного рынка (круг пятый), а так же с выходом на него российского предпринимательства и товаров приобрело социальное и экономическое значение завоевание на нём доверия, престижа. Интеграция с международной практикой предпринимательства, ориентированной на создание социоэкономики и нашедшей воплощение в Международных правовых актах и соглашениях, требует строгого соблюдения международной торговли и поведения предпринимателей и менеджеров, внимание к запросам международных потребителей и торговых партнеров, строгого соблюдения договоров, недопущение обмана.

Принятый в 1973 году в г. Давосе «Манифест о моральном кодексе менеджера» содержит, например, такие важные для исполнения положения:

·                    «Профессиональной задачей руководства предприятия является служение заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу и уравновешивание их противоречащих интересов»;

·                    «Руководство предприятия должно служить заказчикам, стремиться как можно лучше удовлетворять потребности покупателей, а так же к добросовестной конкуренции между предприятиями, которая обеспечивает соразмерные цены, высокое качество и разнообразие продуктов»;

·                    «Руководство предприятия должно служить сотрудникам, поскольку работающие в свободном обществе только тогда поддерживают руководство, когда оно со своей стороны учитывает их интересы. Руководство должно стремиться к обеспечению рабочих мест, повышению реального дохода и гуманизации труда»;

·                    «Руководство предприятия должно служить обществу, обеспечить сохранение окружающей среды. Руководство предприятия должно использовать на благо общества имеющиеся знания и средства, обеспечить возможность получения работниками новых знаний и содействовать техническому прогрессу. Оно должно создавать такое положение, при котором предприятие благодаря своей способности уплачивать налоги обеспечивало бы всему обществу возможность выполнения своих задач. Менеджер должен ставить свои знания и опыт на службу обществу»;

·                    «Выполнение руководством предприятия своих обязанностей по отношению к заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу можно только в том случае, если существование предприятия поддерживается в течение длительного срока. Для этого необходимы достаточные прибыли. Поэтому прибыль предприятия является необходимым средством, но не конечной целью руководства предприятия».

Ошибки и недобросовестность отдельных представителей нашего бизнеса ложатся пятном на всё российское предпринимательство, порождают снисходительное, пренебрежительное и подозрительное отношение к нему.

Все социальные ориентации - пустой звук для тех предпринимателей и менеджеров, сознание которых затуманено единственной целью – погоней за максимальной прибылью и которым нет дела ни до чего другого, т.е. социально, интеллектуально и морально ограниченных. Цивилизованное предпринимательство и менеджмент могут быть плодом лишь цивилизованных людей – развитых личностей. Для этого нужно обладать чувством любви к Родине, гражданского долга, верности традициям отцов, подлинной демократичностью, проявлять озабоченность будущим народа и своих наследников и др. Проблема – в психологии предпринимателей и менеджеров. Нельзя не согласиться с мнением, что социальная ответственность предполагает нечто большее, чем трату небольшого количества времени и денег на дела общества. Это особый склад ума, образ мышления, который должен быть принят менеджерами как непременная и естественная часть их профессионального мировоззрения.

Исходным психологическим условием выступает принятие предпринимателем и менеджером социальной ориентированности в число главных ценностей ориентаций своей деятельности, реализация которой обеспечивается достижением удовлетворительного равновесного состояния между прибылью и социальной целесообразностью, а также исключением из своей деятельности всего, что приносит вред людям и общественным интересам.

Было бы не верно надеяться, что большинство предпринимателей и менеджеров, в силу особенностей своей психологии и желания получить прибыль, спокойно отнесутся к убыткам, которые в каком-то объёме нужны при полной реализации своей социальной ответственности. Поэтому важно принять государственные и корпоративные меры, чтобы создать условия, при которых было бы невыгодно быть социально не ответственным.  

4. Психологические принципы цивилизованного менеджмента


Существуют многочисленные причинно-следственные зависимости действий менеджера, проявляющиеся постоянно и неотвратимо. Эти зависимости существуют объективно и представляют собой закономерности, без учёта которых невозможно добиться успеха. Важное место в их комплексе принадлежит социально-психологическим закономерностям, ибо деятельность организации – это деятельность людей и среди людей, целей её – это цели людей и способы действий, это сложное переплетение интересов, потребностей, напряжение ума и воли. Трудно найти участок предприятия, который освобождал бы менеджмент от необходимости ориентации на интересы людей и принятия во внимание особенностей их психологии.

Наличие закономерных зависимостей не терпит волюнтаристских «телодвижений» («делаю что хочу»), а ставит менеджера перед необходимостью избирать наилучшие, психологически обоснованные и эффективные действия. Свобода – не бесцельное метание, а умная, рациональная, учитывающая всё, что нужно для достижения цели, работа.

В литературе, ориентированной на практиков или готовящихся к практической работе, нередко описываются закономерности и (или) формируются принципы работы. Принцип – рекомендательное положение, которым следует руководствоваться при решении определённых практических задач. Принципы верны и полезны, если они научно обоснованны и проверены практикой. Они не придумываются, а выводятся на основе познания закономерностей, присущих какой-то деятельности, а их формулировка в рекомендательном виде воплощает их в себя. В любой деятельности множество разных закономерностей, поэтому принципы включают в себя основные из них. Это основные ориентиры, вехи на сложном пути к цели, что и определяет фундаментальное значение их для практики. Поэтому они должны постоянно удерживаться в сознании практика, а по ним сверяться все действия. Путь к цивилизованным действиям «высвечен» принципами их осуществления.

В литературе по бизнесу, предпринимательству, управлению, менеджменту приводятся принципы, отражающие преимущественно экономические и производственные закономерности. Но менеджмент имеет дело с многофакторной реальностью, которой присуща и психологическая реальность (подсистема). Она отличается качественно своеобразными феноменами, механизмами и закономерностями – психологическими. С ними надо считаться не в меньшей степени, а вероятно, в большей, чем с любыми другими. Если в условиях плановой экономики все можно было рассчитать почти однообразно, то – психологическая стихия столкновения интересов, потребностей, желаний, целей, намерений и планов. Клубок психологических причинно-следственных зависимостей в рыночной экономике сложен.

Закономерности даже одной природы не равнозначны: есть общие, системные, и есть частные, специальные. Поэтому и принципы не одинаковы.

Общие психологические принципы менеджментаважнейшие рекомендательные положения по менеджменту всей деятельности предприятия, учитывающие её основные психологические закономерности. Эти принципы делятся на две группы.

Первая группа – миссионно-рыночные, отражают реальные психологические зависимости успешной деятельности предприятия в рыночной сфере.

Они имеют ценностно-ориентирующее, сквозное значение для всего менеджмента каждого его акта (рисунок 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.