- этапы работы;
- основные требования к выполнению работы;
- способ реализации результатов;
- перечень технической документации, предъявляемой, по окончании работ;
- порядок рассмотрения и приемки работы;
- технико-экономическое обоснование;
- приложения.
2.4 Содержание работ на исследовательско-проектной стадии
Естественным продолжением подготовительной стадии являются работы исследовательско-проектного характера и работы по реализации проектных решений непосредственно на предприятии. При этом исследовательско-проектная стадия включает этапы работ, направленных непосредственно на создание рабочих проектов СУ и ее подсистем. Рабочий проект каждой системы разрабатывается в соответствии с ТЗ и представляет собой комплект НТД, НМД и др. документации, необходимой для:
- создания, проведения приемо-сдаточных работ и реализации системы;
- достижения целей исследования системы;
- обеспечения дальнейшего нормального функционирования системы.
Предварительно перед проведением непосредственно проектных работ по составлению документации рабочих проектов систем, в соответствии с рекомендуемым в ТЗ перечнем, необходимо подобрать комплект НТД, НМД и другой литературы и документации по вопросам исследования и проектирования систем. Особенно полезными могут оказаться типовые проекты и образцы-аналоги подобных систем.
Среди всех этапов исследовательско-проектной стадии создания СУ основными, как правило, являются те, которые связаны с проведением исследований и разработкой проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов.
Разработка ТП СУ для малых и средних предприятий может быть ограничена определением и выбором основных направлений исследований и проектирования системы.
Разработка РП (рабочей проектной документации) СУ может осуществляться в принципе в два подэтапа: на первом разрабатываются документы по СУ в целом, а на втором — документы непосредственно для подсистем системы в отдельности в соответствии с выбранной для каждой из них определенной моделью системы.
Одним из исходных документов проектирования рабочей документации и ее взаимоувязки могут служить матрицы распределения функций.
Результатом исследования и проектирования могут стать входящие в состав документации СУ целевые программы, которым должно быть уделено исключительное внимание. Такие программы представляют собой взаимоувязанные по срокам, ресурсам и соисполнителям соответствующие задания, а также комплекс реализующих их выполнение мероприятий, направленных на достижение одной из целей СУ.
Необходимо отметить, что целевые программы следует разрабатывать для различного уровня (от уровня предприятия до федерального включительно). Ранее в отечественной практике был накоплен некоторый опыт разработки программ "Качество" для регионов, отраслей и предприятий. Однако при этом не только не учитывались рыночные условия в отношении маркетинга, но и представлялся неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач. В частности, программы разрабатывались в целом для всей системы организации, а не для какой-либо одной из приоритетных целей системы; практически отсутствовали цели и задачи социального характера; не обеспечивалась взаимоувязка ресурсов и их достаточность; не раскрывался механизм реализации программы. Наряду с перечисленным, как показал анализ опыта разработки разделов "Обучение, подготовка и повышение квалификации" целевых программ "Качество", имелись также следующие типичные недостатки:
- не все плановые задания обеспечивались необходимыми ресурсами для подготовки, обучения и повышения квалификации как рабочих, так экономико-управленческих работников;
- во многих случаях не предусматривались мероприятия по повышению квалификации руководящих работников;
- не планировались подготовка специалистов-организаторов управления качеством продукции;
- мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогичными мероприятиями одноименных разделов других программ "Качество";
- при разработке программ недостаточно обоснованно прогнозировались потребности и квалификационный уровень руководящих и инженерно-технических работников;
- при оценке качества подготовки и повышения квалификации мало использовались количественные показатели;
- учебные планы и программы курсов, применявшиеся при подготовке и повышении квалификации, нередко во многом были оторваны от целей программ "Качество" и носили общий характер;
- методическое и профессиональное обеспечение учебного процесса при повышении квалификации часто имело низкий уровень качества;
- при разработке мероприятий недостаточно использовался передовой опыт разработки программ "Качество";
- среди всех разделов программ "Качество" разделу по обучению, подготовке и повышению квалификации по управлению качеством уделялось меньше всего внимания.
Для улучшения качества целевых программ их разработку следует осуществлять поэтапно, предусматривая: подготовку к разработке; определение целей, задач и заданий; разработку мероприятий программы.
Программа должна охватывать:
- цели и конкретные задания по их достижению и решению, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях и этапах управления;
- разработку всех необходимых мероприятий и процедур их выполнения, обеспечивающих достижение целей и выполнение заданий программы.
При подготовке целевой программы следует использовать метод "дерево целей", важнейшими положениями построения которого являются:
1. Целевая программа — одна из первых и необходимых составляющих документации СУ, обеспечивающая развитие предприятия;
2. Каждая подцель программы должна быть описана не только словесно, но и обязательно количественно;
3. Подцели должны быть "связаны" временем, т.е. необходимо указывать как срок их достижения, так и промежуточные контрольные точки;
4. Для всех подцелей должны быть установлены коэффициенты их важности;
5. Процесс составления дерева целей — итерационный процесс;
6. Цели с низким коэффициентом важности следует исключать.
С учетом накопленного опыта и современных воззрений системного управления рекомендуется следующий состав разделов целевой программы.
1. Цели и задачи программы.
2. Задания и показатели программы (на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления).
3. Мероприятия по реализации заданий программы (включая комплекс социальных, организационных и др. мероприятий на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления, по всем элементам управляемой и управляющей подсистем).
4. Механизм реализации программы.
5. Материальное и финансовое обеспечение программы.
6. Оценка эффективности программы.
7. Организация управления реализацией программы и контроль над ходом ее выполнения.
По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ: например, по федеральным программам — Указ Президента РФ или Постановление Правительства РФ; по целевым программам предприятия — приказ директора или другой подобный акт.
На каждую программу (при необходимости) следует составлять паспорт программы, включающий примерно следующие разделы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8