Компания «Автомир» предлагает следующую систему компьютерных тестов Maintest для подбора кандидатов.
Характеристика применяемых тестов
1. Профессиональные тесты
Методика ИДС (индивидуальный деловой стиль) позволяет определить модель управления, которая используется человеком в профессиональной деятельности; выявить преобладание ориентации на личность работника или результат его труда; оценить адекватность стиля управления для конкретной ситуации. Тест применяется в основном при профотборе и аттестации менеджеров среднего и высшего звена, а также формировании кадрового резерва. Содержит 26 высказываний, отражающих различные аспекты руководства. Задача испытуемого – для каждого из них выбрать до трех ответов из пяти предложенных. Время выполнения теста – около 40 минут.
ТЕМП (тест менеджерского потенциала) предназначен для подбора кандидатов на менеджерские позиции. Выявляет потенциальную, а не внешнюю готовность к управленческой деятельности. Тест состоит из 80 вопросов, разделенных на пять блоков: индивидуальный стиль деятельности (40 пунктов), интеллект (10), экономика (10), правоведение (10), компьютерная грамотность (10). Общее время выполнения – 40-50 минут. Помимо базовых знаний по указанным направлениям выявляются такие качества, как:
- обучаемость (высокие значения говорят о развитом абстрактном мышлении, математических способностях; низкие – о конкретности мышления, слабой логике);
- мотивация (высокий полюс шкалы – заинтересованность в достижениях, лидерство, готовность к конкуренции; низкий – отказ от соперничества, стремление занимать позицию исполнителя);
- воля (морально-волевая устойчивость, ориентация на результат; либо стремление к получению удовольствий, апатия);
- организованность (высокие показатели говорят о функциональной стабильности и организованности, дисциплине; низкие – о хаотичности в поведении, анархизме);
- коммуникабельность (при высоком результате – способность к эффективному общению, проницательность; при низком – замкнутость или прямолинейность).
2. Психологические тесты
2.1. Тесты личностных характеристик
16РФ («16 Русскоязычных факторов») – русскоязычный аналог известного опросника 16PF Раймона Кеттела. Тест включает 280 вопросов, а также 20 заданий на диагностику уровня интеллектуального развития. Содержит 16 факторных шкал, среди которых: конфликтность, моральность, рациональный самоконтроль, актуальная и потенциальная энергия, оригинальность и др. Общее время выполнения теста – около 60 минут.
Тест – опросник В5s («Большая пятерка», сокращенная версия) предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти основных факторов темперамента и характера:
- экстраверсия – интроверсия (общительность, уверенность в себе – сдержанность, замкнутость);
- сотрудничество – независимость (склонность к кооперации, дружелюбие – тенденция полагаться на собственное мнение, конкурировать);
- самоконтроль – импульсивность (планомерность, целенаправленность, педантизм – ситуативность, непоследовательность, гибкость в моральных суждениях);
- эмоциональная стабильность – тревожность (спокойствие, уверенность в себе, быстрая адаптация к стрессовым ситуациям – эмоциональность, восприимчивость);
- обучаемость – инертность (интеллектуальный потенциал, познавательная активность, способность работать с новой информацией).
Исследования подтвердили, что из пяти факторов достаточно для построения комплексного психологического портрета личности. Тест В5s включает 75 вопросов и по три варианта ответа к каждому («верно», «не знаю», «неверно»). Время выполнения теста – 20-30 минут.
Тестовый комплекс СТМ (структура трудовой мотивации) позволяет провести экспресс-диагностику структуры мотивационной сферы личности. Задания построены по принципу парных сравнений: респондент выбирает один из двух альтернативных вариантов. По результатам программа строит профиль из 13 интегральных показателей (соотношение внутренней и внешней мотивации к работе): интерес к процессу (к труду и его результатам); творчество (самовыражение, самореализация, новаторство); руководство (ориентация на самоутверждение, реализацию способностей, рост статуса); следование традициям (а также ожиданиям близких, обстоятельствам); деньги (материальная обеспеченность) и др. Общее время выполнения теста – около 45 минут. Подобный метод реализован (в несколько иной форме) в популярном дифференциально-диагностическом опроснике Е.А. Климова («ДДО»). В западной прикладной психологии известна близкая по принципу построения методика Фредерика Херцберга.
2.2. Интеллектуальные тесты
ТИПС (тест интеллектуального потенциала) предназначен для экспресс-диагностики интеллектуальных способностей людей (эрудиции, способности к вычислительным операциям, концентрации внимания и др.). Состоит из 72 вопросов, для ответа на каждый из которых отводится максимум 1 мин. 20 секунд. Общее время прохождения теста – 40 минут.
2.3. Тесты межличностных отношений
Тест ИТУПС (имитационный тест управления персоналом) обеспечивает экспресс-диагностику управленческих навыков с целью выявления способов взаимодействия с людьми и готовности к руководству. Рекомендуется использовать для отбора кандидатов на менеджерские позиции при формировании кадрового резерва. Для выполнения теста предлагаются по 14 портретов условных персонажей и связанных с каждым из них кратких описаний стандартных управленческих ситуаций (кейсов). Испытуемый должен сначала оценить персонаж по нескольким параметрам, а затем, проанализировав относящуюся к нему ситуацию, выбрать то или иное управленческое действие (из 10 возможных). Время выполнения теста – около 30 минут. [6, c. 48-50]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного в данной работе материала можно сделать ряд следующих выводов:
1. Под тестом понимается система заданий, позволяющих выявить, измерить и охарактеризовать уровень развития определенных качеств личности (до 400), ее реакции, а также осуществить межличностные сопоставления или сравнение человека с самим собой в разные периоды жизни.
2. К тестам предъявляется ряд требований: объективность, надежность, валидность, сравнимость результатов, экономичность.
3. Для удобства в использовании, тесты, которые применяются в процессе кадровой работы, можно условно разделить на профессиональные и психологические.
4. Задачей профессиональных тестов является определение уровня знаний персонала в конкретной отрасли, его профессиональных навыков.
5. Психологические тесты можно разделить на три большие группы: интеллектуальные тесты, тесты личностных характеристик и тесты межличностных отношений.
6. Интеллектуальные и логические тесты считаются самым сложным видом тестов (задание может состоять из десятков или даже сотни вопросов). Предназначены они, в первую очередь, для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата.
7. Личностные тесты или личностные опросники — самый распространенный вид тестов. Предназначены для выявления личностных особенностей, черт характера, диагностики психических состояний, определения профессиональной и социальной ориентации (предпочтительного типа будущей профессии, творческого потенциала), ценностной ориентации (выявление шкалы ценностей), психодиагностики самосознания (комфортность поведения, воля, внимание).
8. Тесты межличностных отношений выявляют стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить на помощь другим, навыки общения в различных ситуациях.
9. Наиболее объективный результат даст только всестороннее и комплексное исследование человека, включающее личное собеседование, проверку профессиональных навыков и, возможно, тестирование. К последнему лучше всего прибегать в тех случаях, когда нужно выбрать одного из нескольких потенциальных кандидатов с приблизительно одинаковыми способностями.
10. Эксперты предлагают для оценки кандидатов при приеме на работу использование следующих видов тестирования: метод диагностики межличностных отношений ДМО, стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, метод цветовых выборов МЦВ, метод портретных выборов МПВ, вербальный фрустрационный тест (ВФТ), интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова.
11. Компания «Автомир» предлагает систему компьютерных тестов Maintest для подбора кандидатов при формировании кадрового резерва.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова и др. Управление персоналом. – М: ЮНИТИ, 2000.
2. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Санкт-Петербург. 2000.—203с.
3. Веснин В.Р. Управление персоналом: учеб. пособ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
4. Иванова М. Тестирование соискателей: возможности и ограничения // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – №12.
5. Когда подчиненные вырастают // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – №4.
6. Поляков А. Проверенные кадры: методика оценки // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – №2.
7. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. СПб, 2000.
8. Слепцова А.С. Подбор и найм персонала. Как оценить человека за час /Александра Слепцова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
9. Собчик Л. На своем месте: профдиагностика в профориентации и подборе кадров // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – №2.
10. Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики ММРI.— М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 2002.
11. Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.
12. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А. Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006.
13. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб.: «Питер», 2001.
14. Энциклопедический словарь работника кадровой службы, под ред. Анисимова В.М., - М.: 1999.
15. http://www.ht.ru/press/articles/print/art113.htm
16. http://www.job-today.ru/tambov/94/i2.htm
Страницы: 1, 2, 3, 4