Рефераты. Руководство и руководитель в процессе управления






Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке им значимых аспектов её жизнедеятельности.

В зависимости от поставленных задач, на предприятии создаются рабочие, целевые и самоуправляемые группы.

Если проанализировать структуру и результаты работы различных типов команд, приводимых Пирсоном и Томасом [14; с. 38], то самоуправляемая рабочая группа, где участники осваивают все виды работ, меняются местами, обеспечивают все управленческие функции, может существенно повысить производительность, меняет организацию, даёт самостоятельность её членам и устраняет необходимость надзора за работой.

Марвин Бауэр выделяет два типа команд. Первые, - оперативные команды – небольшие группы сотрудников для решения конкретных задач. Во главе команды, выборный руководитель, в процессе становления - определение целей, задач и правил поведения для сотрудников. Далее самостоятельная работа, активное включение команды в процесс.

В отличие от оперативных, лидерские команды похожи на первые, но во главе - настоящий лидер, первых среди равных, отношения строятся на основе доверия и равенства между коллегами.

Каждый лидер должен выработать «бескомпромиссный, последовательный, логичный и эффективный управленческий подход» [9; с. 121].

Как считает Джеймс Килтс, руководство должно опираться на прочный фундамент – это стратегический план, который определяет годовой план работы. На его основе ставятся ежеквартальные задачи, а итоги дают право для награждения отличившихся сотрудников.

Стратегический план составляется на три года. Необходимо ознакомить сотрудников с содержанием плана. «Когда ваши сотрудники знают, что размер их премии зависит от того, выполнимы ли пункты плана, удаётся привлечь к делу каждого» [Его же].

Годовой план должен быть более конкретнее. Также необходимо прописать предельно подробно перечень ежеквартальных задач. Каждые три месяца руководитель собирает подчиненных на двух, трёхдневные совещания. Каждую неделю сотрудники отчитываются о ключевых показателях компании и рынка, включая рыночные доли, уровень товарооборота и прибыли и всё, что имеет важное значение для функционирования компании. Это необходимо для регулярной проверки соответствия плана выполненным задачам, каким курсом движется компании, чего мы добились в итоге, и каков результат на данный момент.

Суммируя вышесказанное, чтобы освободить время для себя, руководитель должен создать команду победителей. Ему необходимо: увлекать собственным примером; искать незаурядных работников; привносить вдохновение; поручая, давать свободу действий сотрудникам; выделять время и ресурсы на развитие персонала; выдвигать своих сотрудников на более высокие должности в компании.

«Эффективное корпоративное управление состоит из двух частей: функция управления и стиль управления. Функция управления – первостепенная обязанность лидера – это выработка ясного коллективного видения и его энергичная реализация. Это универсальное требование управления вообще, и независимо от вашего стиля руководства вы должны выполнять эту функцию», - определяет Коллинз[11; с. 20].

Часто в литературе по менеджменту приводят основные типы или стили лидерства: автократический (сосредоточение все власти и ответственности в руках лидера), демократический (делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера) и пассивный (невмешательства), при котором лидер снимает с себя ответственность и предоставляет работникам полную свободу принимать решения и выбирать методы работы. Выбор того или иного стиля (или их комбинации) зависит от факторов, связанных с желанием самого лидера, его последователей и сложившейся ситуации.

« Умение быть пластичным, многовариантным, искусно владеть всеми регистрами стилей руководства – высокое мастерство. Каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный и производственный опыт, свои принципы, идеалы, и рекомендовать какой-либо стиль управления как эталонный было бы ошибкой», - говорит Кнорринг [11; с.170]. Но элементы управленческого стиля, присущие эффективным лидерам мы можем выделить. Искренность, решительность, концентрация, личное участие, умение работать с людьми, коммуникации и стремление вперёд, - всё это, что демонстрирует руководитель, будет оказывать огромное влияние на коллектив и подчинять весь процесс управления к конечной цели.

Заключение

На протяжении всей истории человечества лидеры двигали вперёд этот мир, ведя за собой людей. Родоначальники в лидерском движении, производственные деятели США открыли всему миру и разработали систему, позволяющую расти другим лидерам. Но они не создали систему для воспитания новых лидеров для управления компанией в целом.

Пользоваться властью легко. Власть, способность влиять на поведение людей, необходима для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти или есть, но очень слабая. Власть как процесс базируется на двух началах: личном и организационном. И в том и в другом случае используются различные источники власти.

Умелое использование имеющихся у руководителя источников власти лежит в основе лидерства. Основу власти составляет асимметрия отношений между людьми и существующая в связи с этим возможность одного человека влиять или воздействовать на другого. Важно, чтобы каждый участник системы знал свои функции и границы своей власти, своей ответственности. Из-за меняющихся социальных ценностей руководители компаний считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на подчинённых. Эти медленные по временном отношении меры, способствуют увеличению эффективности организации.

Теоретики определяют лидера, как человека, формирующего цели и обладающего способностью вести за собой. Он должен быть наделён такими качествами, которые будут значимы для общества и помогут ему в достижении поставленных целей. Идеального руководителя не существует.

Эффективному лидеру достаточно знать свои индивидуальные качества и пользоваться ими с умом и на благо общего дела.

Из опыта классиков менеджмента вытекает вывод о парадоксе хорошего управления: с одной стороны компания зависит от управляющего больше, чем от какого-либо другого человека; с другой, стороны его вклад в общий успех компании не превышает 10 % общих усилий.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях « лидер - последователи», чем «начальник-подчинённый».

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трёх переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Каждый из подходов предлагает своё решение проблемы эффективного лидерства. Мы же постарались оценить весомый вклад современников в науку управления, кратко рассмотрев содержание сути вопроса у каждого автора.

Административно- командную модель управления необходимо менять на лидерскую, основанную на уважении и доверии. Когда иерархии не будет, а во главе будут стоять лидеры и действовать на всех её уровнях, тогда коллектив избавиться от тревоги и страха, станет свободнее высказывать свою точку зрения, применять новые методы, даже выражать несогласие, станет работать более заинтересованно и творчески.

В компаниях, оптимально сочетающих методы эффективного руководства, власть и лидерство, отношения строятся на принципах выработки самостоятельных решений, которые потом совместно и реализуются. Именно при таком управлении результативность значительно выше, чем при командном.

Список литературы


1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует/ Ицхак Калдерон Адизес; Пер. с англ. -2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-312 с.

2. Англо-русский и русско-английский современный словарь + грамматика. – Ростов-на-Дону: ООО « Издательство БАРО-ПРЕСС, 2002-992 с.

3. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.-136с.- (Серия «Высшее образование»).

4. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией/ Марвин Бауэр; Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.- с. 231с.

5. Бехар, Г. Дело не в кофе: корпоративная культура Starbuks/ Говард Бехар при участии Джанет Голдстайн; пер. с англ. М. Сухановой- М.: ЗАО «Бизнеском», 2008. -208 с.- (Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 10).

6. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М . : Экономистъ, 2008. – 670 с.:ил.

7. Гоффи, Р. Что значит быть лидером. /Роб Гоффи, Гэрет Джонс; пер. с англ. [ Виталия Мишучкова]; Стокгольмская школа экономики. - М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-224с. – ( Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 2).

8. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер.Для руководителя- практика: Пер. с англ. – М.: « Дело», 1991.-320с.

9. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология».-2-е изд.-М.: Флинта: МПСИ, 2002.-648с.

10. Килтс, Д. Ничего лишнего: философия ведения бизнеса от СЕО Gillette/ Джеймс Килтс при учсатии Джона Манфреди и Роберта Лорбера; пер.с англ. Марии Хуртиной. -2-е изд.- М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-216 с. – (Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 8).

11. Коллинз Дж. Больше, чем бизнес: как преодолеть ограничения и построить великую компанию /Джим Коллинз, Уильм Лазье; пер. с англ. -2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-256 с.

12. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997.-228с.

13. Майстер, Д. Первый среди равных: как руководить группой профессионалов/Дэвид Майстер, Патрик Маккена ; пер. с англ. М. С. Иванова и М. В. Фербера. -3-е изд.- М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-248 с. – (Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 9).

14. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998.- 800 с.

15. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М .: Азбуковник, 1999.-944стр. ISBN 5-89285-003-X.

16. Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс: Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 306с.

17. Резник С. Д.Организационное поведение: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.- 430с. – (Высшее образование).

18.Чаран Р. Ноу-хау: 8 навыков, которыми вам необходимо обладать, чтобы добиваться результатов в бизнесе/Рэм Чаран, при участии Гэри Уиллиган; : Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 248с.

19. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Высш.шк., 1999.-304 с; ил.

20. Уэлч Дж. Победитель/Джек Уэлч и Сьюзи Уэлч; Пер. с англ.- 2-е изд. – М.: АСТ – 336с.

21. Управление организацией: Учебник ( Под.редА. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2008. -736 с.- (Высшее образование).

 

Перечень библиографических записей


1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-312 с.

2. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.-136с.

3. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.- с. 231с.

4. Бехар Г. Дело не в кофе: корпоративная культура Starbuks. М.: ЗАО «Бизнеском», 2008. -208 с.

5. Виханский О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: учебник. М . : Экономистъ, 2008. – 670 с.:ил.

6. Гоффи Р. Что значит быть лидером. М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-224с.

7. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер. М.: « Дело», 1991.-320с.

8. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М.: Флинта: МПСИ, 2002.-648с.

9. Килтс, Д. Ничего лишнего: философия ведения бизнеса от СЕО Gillette. М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-216 с.

10. Коллинз Дж. Больше, чем бизнес: как преодолеть ограничения и построить великую компанию. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-256 с.

11. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1997.-228с.

12. Майстер, Д. Первый среди равных: как руководить группой профессионалов. М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-248 с.

13. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.- 800 с.

14. Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. М.: Альпина Паблишер, 2002. – 306с.

15. Резник С. Д.Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.- 430с.

16.Чаран Р. Ноу-хау: 8 навыков, которыми вам необходимо обладать, чтобы добиваться результатов в бизнесе. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 248с.

17. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М: Высш.шк., 1999.-304 с; ил.

18. Уэлч Дж. Победитель. М.: АСТ – 336с.

19. Управление организацией: Учебник ( Под.редА. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2008. -736 с.

 http://www..ru/


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.