Рефераты. Роль контроля в стратегическом управлении






Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшиё годы следующие основные приоритетные задачи:

- сохранение инфляции на уровне, при котором: обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменений внешних и внутренних факторов развития экономики;

- продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использований платежных карт;

- контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денёжной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.

В реализации финансовой политики России в ХХI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к привлечению свободных средств домохозяйств международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Таким образом, в начале ХХI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной.

1.2 Финансовая среда предприятия, как одна из составляющих финансовой политики

Одной из составляющих финансовой политики в более узком смысле является финансовая среда, которая действует и функционирует на предприятиях независимо от их рода деятельности. Финансовая среда складывается непосредственно из управления финансами, которыми обладает предприятие.

В условиях рыночной экономики финансовая среда становится важнейшей задачей любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятельности. На российских предприятиях эффективное управление требует коренной перестройки механизма управления всёго предприятия в целом . Это объясняется прежде всего тем, что на крупнейших предприятиях в значительной степени сохранился стиль управления, характерный для плановой экономики. В условиях административно-командной системы имели место тотальное государственное планирование, лимитированность ресурсов, что предусматривало ведение жесткого их нормирования. Переход к рынку создание предпринимательской среды значительно расширили круг финансовых отношений предприятий, выдвинув на первый план управление собственным и привлеченным капиталом, опредёление его цены и структуры, обоснование эффективности проектов, разработку дивидендной политики и финансовой стратегии, т.е. всё то, что уже давно составляло предмет западной теории финансового менеджмента.

Зарубежная школа финансовой среды стала складываться в начале ХХ в. в связи с развитием корпоративной формы собственности, усилением роли финансового капитала и формированием фондового рынка. Именно в это время управление финансами становится отдельной функцией управления и обособляется организационно в структуре компаний. Современная прикладная наука управления финансами предприятия сложилась в результате эволюции экономической науки в целом, теории финансов, управления, бухгалтерского учета и анализа. Ее фундаментом является ряд концепций и теорий.

В общем виде финансовую среду можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия. Объект управления - финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники.

В функции финансовой среды входят:

- планирование — стратегическое и текущее финансовое планирование; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценовой политики, прогнозировании сбыта, формировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изменений структуры (слияний или разделений);

- организация — создание органов управления финансами, финансовых служб, установление взаимосвязи между подразделениями финансовых служб, определение их задач и функций;

- регулирование — воздействие на объект управления в целях устранения возникших отклонений от запланированных и прогнозируемых значений;

- учет, контроль и анализ установление учетной политики; об- работка представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретаций результатов; сопоставление отчетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.

В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента производственного планирования на финансовое. В стремлении максимизировать прибыль любому предприятию независимо от размеров необходимо планировать и регулировать свои доходы и расходы, ведь для поддержания, а тем более развитий любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать капитальные затраты и расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые иные расходы.

Основными задачами финансовой среды предприятия принято считать:

- обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков

- достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости

- обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования, наиболее оптимального их сочетаний, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитала;

- эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового планирования и формирования системы бюджетирование на предприятии, которая включает составление бюджета доходов и расходов, формирование бюджета движения денежных средств (кассовый бюджет) как детальный график денежных выплат и поступлений во времени на основе точных дат выплат кредиторам и инкассации поступлений. Конкретные формы и методы реализации названных функций определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой выступают:

- учетная политика;

- кредитная политика;

- политика управления денежными средствами;

- политика управления издержками;

- дивидендная политика.

Свою учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности, о размере собственных оборотных средств и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия. Дивидендная политика должна уравновешивать интересы собственников с интересами менеджеров и кредиторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. Практикуются следующие варианты метода дивидендной политики:

- выплаты постоянного процента от прибыли — преимущество этого варианта заключается в простоте: он выгоден акционерам в период роста прибыли, так как с ее увеличением поднимаются дивиденды, но противоречит их интересам при снижении прибыли;

- фиксация размера дивидендных выплат на каждую акцию в пользу этого метода также говорит его простота и то, что он сглаживает рыночные колебания;

- выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов;

- выплата дивидендов по остаточному принципу — характерна для РФ и других стран с недостаточно развитым фондовым рынком, экономика которых переживает тяжелый финансовый кризис;

- постоянное увеличение дохода на одну акцию — оправдывает себя в период высокой инфляции;

- выплата дивидендов акциями (капитализация дивидендов) — облегчает решение проблем ликвидности и инвестиций.

Основное назначение финансовой среды — построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности предприятия. Так организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности; организационно – правового статуса; отраслевых и технологических особенностей размера предприятия. В соответствии с объемом и сложностью решаемых задач финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением (на крупных предприятиях), финансов отделом (на средних предприятиях) либо финансовым директором, главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и финансовой стратегией (на малых предприятиях).


1.3 Финансовое управление на предприятии


Качество финансового управления в значительной мере определяется уровнем бухгалтерского управленческого учета. Для чтобы управление было эффективным, оно должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так и внешней среды быстро реагирующей на происходящие в ней изменения. Учет должен строиться таким образом, чтобы оперативно сводить разрозненную финансовую информацию воедино, определять, отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут управлять ими.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, в том числе выполнения плановых заданий по прибыли и объемах реализации, ликвидности и рентабельности. В задачу этой службы также входит прогнозирование финансовых показателей, исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-аналогов и предприятий-контрагентов. Спёциалисты данного отдела могут оценивать предполагаемые инвестиционные проекты.[1, c.56]

Отдел финансового планирования (как краткосрочного, так и долгосрочного) разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб предприятия, также нормативные и инструктивные материалы.[1, c.57]

Оперативный отдел инкассирует счета, накладные, отслеживает их оплату и в условиях регулирования государством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лимита. Этот отдел контролирует также взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств. Претензионная группа в составе оперативного отдела решает споры, возникающие между предприятием и его контрагентами (поставщиками покупателями), государством (налоговой инспекцией, налоговой полицией) и внебюджетными фондами по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и других мер экономического воздействия на предприятие, которые вытекают из условий договоров и нормативной базы, регулирующей деятельность предприятия.[1, c. 58]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.